Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление предмета психологии в ходе истории и на современном этапе развития науки.




Список заданий к итоговой аттестации по дисциплине

«Общая психология: введение в общую психологию»

Часть I. (15 баллов)

1.Предмет, объект и задачи психологии.

2.Становление предмета психологии в ходе истории и на современном этапе развития науки.

3.Место психологии в системе наук.

4.Основные отрасли психологии.

5.Возникновение и развитие психики у животных как результат эволюции материи. Основные формы поведения животных (по Ж. Годфруа)

6. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Ф. Фабри).

7. Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского.

8. Проблема сознания в психологии.

9. Структура психики по З. Фрейду.

10. Основные предпосылки, условия и факторы возникновения сознания.

11. Функции сознания (подход Б.Ф. Ломова).

12. Важнейшие психологические характеристики сознания.

13. Язык, речь и слово как смысловые предпосылки возникновения и развития сознания.

14. Структура сознания (подход А.Н. Леонтьева-В.П. Зинченко).

15. Изменение сознания (позиция Ж. Годфруа).

16. Развитие сознания ребенка (позиция С.Л. Рубинштейна)

17. Самосознание: понятие, функции.

18. Бессознательное: понятие, группы проявления бессознательного (по З. Фрейду).

19. Коллективное бессознательное, содержание понятия «архетип» (по К.Г. Юнгу).

20. Соотношение индивидуального и коллективного бессознательного в психике человека.

21. Принципы реальности и удовольствия в регуляции психической жизни личности. (подход З. Фрейда)

22. Бессознательное, механизмы обеспечивающие психическую защиту личности (подход З. Фрейда).

23. Неосознаваемые процессы, их характеристика.

24. Понятие деятельности в трудах ученых-психологов. Структура деятельности.

25. Основные положения концепции деятельности А.Н. Леонтьева.

26. Классификация видов деятельности по В.В. Никандрову.

27. Деятельностный подход С.Л. Рубинштейна.

28. Этапы деятельности. Факторы, влияющие на эффективность деятельности.

29. Освоение деятельности (действия, навыки, умения и привычки).

30. Основные виды деятельности, их общие особенности. Понятие о ведущей деятельности.

31. Игра, ее психологическая характеристика.

32. Труд, его психологическая характеристика.

33. Учение, его психологическая характеристика.

34. Общение, его психологическая характеристика.

35. Методологические принципы психологического исследования (принцип детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, системный принцип).

36. Понятие метода, методологии, методики в психологии.

37. Методы объяснительной (естественно-научной) психологии.

38. Методы описательной (гуманитарной) психологии.


Часть II. (10 баллов)

1. Представления о душе и ее источниках локализации в античности (по материалам раздела «Психология в структуре наук» (А.Г. Маклакова)

2. Основные понятия в рамках концепции бихевиоризма (по материалам раздела «Психология в структуре наук» А.Г. Маклакова)

3. История развития взглядов на психические явления (по материалам лекции 2 А.Н. Леонтьева)

4. Проблема возникновения психики, понятие раздражимости и чувствительности (по материалам лекции 6 А.Н. Леонтьева)

5. Проблема соотношения языка и сознания (по материалам лекции 13 А.Н. Леонтьева)

6. Представление о мозговой активности в нормальном и измененном состоянии сознания (по материалам раздела «Внутренний мир состояние сознания» Ж. Годфруа).

7. Соотношение чувственной ткани, значения и личностного смысла в психике человека (по материалам лекции 14 А.Н. Леонтьева)

8. Общественно-исторические корни сознания (по материалам работы А.Р. Лурия «Лекции по общей психологии»)

9. Иерархическое строение деятельности (по материалам лекции 7 Ю.Б. Гиппенрейтер)

10. Мотивационно-личностные аспекты деятельности (по материалам лекции 8 Ю.Б. Гиппенрейтер)

11. Содержание феномена «сдвиг мотива на цель» (по материалам лекции 8 Ю.Б. Гиппенрейтер)

12. Особенности строения человеческой деятельности (по материалам лекции 12 А.Н. Леонтьева)

13. Сравнительный анализ труда изобретателя, ученого, художника (по материалам работы С.Л. Рубинштейна)

14. Теории игры как деятельности (по материалам работы С.Л. Рубинштейна)

15. К вопросу о методах психологии (по материалам работы С.Л. Рубинштейна)

 

 

Часть 1

Предмет, объект и задачи психологии.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека: его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Становление предмета психологии в ходе истории и на современном этапе развития науки.

I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.

II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении. С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения – в их нынешних вариантах – часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики До середины XX века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...