Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление рисками в деятельности предприятия

 

Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском. Эта система позволит, управляя рисками и снижая их влияние до минимального уровня, не допустить дальнейшее углубление кризиса большинства сфер деятельности и, в конечном итоге – стабилизировать положение.

Управление рисками включает в себя следующие фазы:

- Выбор стратегии и тактики управления риском;

- Определение средств, приёмов и методов управления риском;

- Разработку программы по снижению степени риска.

При управлении рисками необходимо использовать внутренние и внешние механизмы их нейтрализации. Основными объектами для внутренних механизмов нейтрализации рисков являются, как правило, все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также не страхуемые катастрофические риски. Преимущество использования таких механизмов – высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов предпринимательства.

Внешние механизмы нейтрализации рисков предусматривают различные виды страхования, представляющие по существу передачу определённых рисков, которыми очень сложно (если вообще возможно) управлять, от страховщика к страхователю. Как правило, эти виды связанны с действием внешних факторов риска, а вероятности их известны с высокой степенью точности.

Механизмы нейтрализации рисков включают в свой арсенал средства разрешения риска, приёмы и методы снижения уровня риска. Средства разрешения риска достаточно распространены в предпринимательской деятельности. Ими пользуются те предприниматели, которые предпочитают действовать наверняка, отказываясь от рискованных проектов, перенося риск на какое-нибудь третье лицо.

Основой разрешения рисков являются качественные подходы к управлению рисками:

- избежание риска, т. е. уклонение от мероприятия, связанного с риском;

- удержание риска – оставление риска за субъектом предпринимательской деятельности, его ответственности;

- передача риска кому-то другому, например, страховой компании;

- поиск гарантов, которые заинтересованы в уникальных услугах.

Основными мерами передачи риска партнёрам, для организации являются:

1. Передача рисков путём заключения договора факторинга. Факторинг – это продажа дебиторской задолженности по сниженной цене специализированной компании-фактору с целью получения денежных средств. Предметом деятельности является кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передаётся коммерческому банку или факторинговой компании. Это позволяет предприятию в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска и получить оборотный капитал.

2. Передача риска путём заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении должником своего обязательства, поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предприятие использует поручительства для привлечения заёмного капитала и при этом несёт ответственность перед поручителем за чёткое исполнение договора поручительства. Для данного средства риск – возможность невозврата кредита выданного фирме. Кредитор путём требования договора поручительства передаёт риск невозврата кредита и связанные с ним потери поручителю, и поручитель приобретает этот риск.

При управлении рисками предприятия используются приёмы снижения степени рисков, которые представляют собой более гибкие инструменты управления для уменьшения вероятности потерь. Основными приёмами снижения степени риска исследуемого предприятия являются:

1. Диверсификация – рассеивание риска за счёт распределения капитала, активов между разнообразными объектами вложения или сочетание в пределах уставного каптала различных видов деятельности. Механизм диверсификации позволяет разделять риски и препятствует их концентрации, например:

- Ориентация на различные группы потребителей и на предприятия разных регионов. При этом предприятие должно стремиться к равномерному распределению долей каждого потребителя, чтобы отказ нескольких из них не сорвал реализационную программу в целом.

- Увеличение числа поставщиков оборудования для химчистки, позволяя ослабить зависимость предприятия от ненадёжных поставщиков, так как при нарушении ими графика поставок по самым разным причинам, (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет относительно безболезненно переключиться на работу с другими поставщиками.

- Диверсификация кредитного портфеля предусматривает расширение круга покупателей и направлена на уменьшение кредитного риска предприятия.

Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить, что он действует по отношению к негативным последствиям отдельных рисков избирательно. Обеспечивая нейтрализацию одних рисков, он не даёт эффекта в нейтрализации других рисков. Поэтому использование механизма диверсификации носит ограниченный характер.

2. Лимитирование – установление норматива расходов. Лимитирование является одним из наиболее распространённых внутренних механизмов риск-менеджмента, не требующих высоких затрат.

Данный механизм используется по тем видам рисков, которые не выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям в зоне критического или катастрофического риска. Лимитирование реализуется путём установления на предприятии внутренних финансовых нормативов в процессе обработки политики предпринимательской деятельности.

По содержанию лимитирование концентрации рисков включает в себя:

- предельный размер заёмных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для отдельных хозяйственных операций.

- минимальный размер активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой ликвидной подушки, характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия.

В качестве ликвидной подушки в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности.

- максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, направленный на снижение кредитного риска.

- максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке.

- максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счёт этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатёжеспособности, а также кредитного риска.

3. Наиболее опасные по своим последствиям финансовые риски подлежат нейтрализации путём страхования. Страхование – это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания) за определённое обусловленное вознаграждение (страховую премию) принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (тому, кто страхуется), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей или случайностей, которым подвергается застрахованное им имущество.

Сущность страхования выражается в готовности инвестора отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Фактически если стоимость страховки равна возможному убытку (т.е. страховой полис с ожидаемым убытком 1 млн. руб. будет стоить 1 млн. руб.), то инвестор, не склонный к риску, захочет страховаться так, чтобы обеспечить полное возмещение любых финансовых потерь (капитала, доходов), которые он может понести.

Страхование финансовых рисков предприятия – это страхование, потерь доходов (дополнительных расходов), вызванных следующими событиями: банкротство, непредвиденные расходы, а также неисполнение договорных обязательств, кредитора по сделке.

Иногда страхование финансовых рисков включается в договор страхования имущества предприятия. При этом страховая компания возмещает страхователю не только ущерб, нанесённый застрахованному имуществу, но и не полученную вследствие остановки хозяйственной деятельности прибыль. Страхование вероятных потерь служит не только надёжной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность руководителей предприятия, принуждая их серьёзнее относиться к разработке и принятию решений.

4. Самострахование (внутреннее страхование) как приём снижения уровня риска основано на резервировании организцией части финансовых ресурсов, позволяющих преодолеть негативные последствия по финансовым операциям предприятия. Самострахование позволяет снизить уровень:

- нестрахуемых видов рисков;

- риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения;

- большинство финансовых рисков допустимого уровня, расчётная стоимость по которым не высока;

Основные формы самострахования химчистки "Тренгулов":

- Формирование резервного (страхового) фонда, куда направляется 10% процентов суммы прибыли, получаемой предприятием в отчётном периоде.

- Формирование целевых резервных фондов: фонда страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка), фонда погашения безнадёжной кредиторской задолженности.

- Формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия: денежным активам и готовой продукции. Размер страховых запасов устанавливается в процессе нормирования оборотных активов.

- Нераспределённый остаток прибыли, полученной в отчётном периоде, также может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых на ликвидацию негативных последствий финансовых рисков.

Однако используя самострахование как приём снижения уровня риска, следует помнить, что страховые резервы во всех формах хотя и позволяют быстро возместить финансовые потери предприятия, но замораживают достаточно ощутимую сумму финансовых средств, в результате чего снижается эффективность собственного капитала, и усиливается его зависимость от внешних источников финансирования.

Предприятию необходима разработка стратегии финансового развития. Для этого необходимо провести распределение обязанностей среди сотрудников и преобразовать организационную структуру, чтобы в конечном итоге усовершенствовать механизм управления рисками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...