Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика «Дизайн среды внутренних архитектурных пространств»




ВЫСШАЯ ШКОЛА / (ФАКУЛЬТЕТ) ИНЖЕНЕРИИ

Утверждаю

на заседании УМС

«__» _______ 20__г., протокол № ___

Председатель

______________ О.В.Киричок

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В042100 «ДИЗАЙН»

На 2015-2016 учебный год

 

 

Алматы, 2015

Методические указания по выполнению дипломного проекта

 

Составители:

Сеньор-лектор, лидер ОП Тулеушова Р.Ж.__________________

Сеньор-лектор, Алмаганбетова К.А. _______________________

Обсуждено

На заседании кафедры «Архитектура, строительство, дизайн»

«9» ноября 2015г., протокол № 5

Зав. кафедрой

______________ Балыкбаев Б.Т.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дипломный проект является квалификационной работой, завершающей профессиональную подготовку студентов по специальности «Дизайн». По длительности, трудоемкости и сложности решаемых задач он не имеет анна-логов в учебном процессе и является прототипом реальных проектов, кото-рые, возможно, придется выполнять выпускнику в своей профессиональной карьере. Успех дипломного проекта зависит от подготовленности студента, навыков работы над курсовыми проектами в предшествующий период обу-чения, продуманности и организованности действий на заключительном этапе обучения. Основная цель методических указаний – оказать помощь в уточнении темы дипломного проекта, планировании и организации дипломного проектирования, дать рекомендации по составу и содержанию материалов в графической части квалификационной работы, а также в пояснительной записке к проекту с указанием критериев их оценки.

Методические указания дают также возможность студентам правильно подготовиться к защите дипломного проекта перед Государственной аттеста-ционной комиссией, понять, как можно наиболее выигрышно представить графическую и текстовую части своего материала, сделать емкий и содержа-тельный доклад.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТУДЕНТА В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

 

Работа над дипломным проектом завершает курс обучения специаль-ности «архитектор-дизайнер» и является самостоятельной творческой рабо-той студента, показывающей степень усвоенности теоретических, художест-венных, технических и специальных знаний и практических навыков.

При работе над дипломом и защите проекта дипломник должен показать:

- способность ориентироваться в актуальной общественно-профессиональной проблематике;

- умение грамотно ставить профессиональные задачи, логично форму-лировать задание на проектирование, осмысленно проводить предпроектное исследование;

- способность понимать проблемы организации разного типа средовых структур и выбирать соответствующие средства их решения;

- способность решать функционально-эргономические, технические, организационные вопросы проектирования архитектурно-средовых объектов;

- осведомленность в пространственно-художественных проблемах, позволяющую принять адекватную проектной задаче направленность художественной стороны проекта;

- умение самостоятельно решать вопросы графического оформления проекта, выбирать художественные средства, соответствующие теме проекта, его методической ориентации, стилистике решения, умение организовать творческий процесс, увязать его со смежниками;

- способность подготовить краткое изложение сути дипломного проекта, характера решения, его особенностей с опорой на графический материал и пояснительную записку.

 

Работа дипломника строится по следующей схеме:

- выбор темы дипломного проекта;

- сбор материалов по теме (аналоги, теоретические исследования, данные о процессах жизнедеятельности потребителей, для которых разраба-тывается проект, художественные предшественники, градостроительный контекст и т. д.);

- обобщение собранного материала, выявляющее противоречия и проб-лемы состояния и развития будущего средового объекта;

- выработка предложений, разрешающих функциональные и художест-венные противоречия проектного задания в принципиальной дизайн-концепции, разработка общей программы реализации концептуальных установок (дизайн-программа);

- конкретизация предложений проектного замысла в графических материалах, макетах, текстовой части проекта, в последовательно разрабатываемых формах (эскизные материалы, промежуточные и окончательные чертежи и макеты и т. д.);

- предварительная защита дипломного решения перед коллегами и руководителями проектирования, окончательное завершение и защита проекта перед Государственной аттестационной комиссией.

 

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ТЕМАТИКА, СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Главной особенностью дипломных проектов по специальности 5В042100 «Дизайн» является их комплексный характер, включающий как архитектурный аспект формирования среды, так и проблемы художественной и функциональной организации ее предметного насыщения, оборудования, формирования ландшафтных компонентов и пр., что может быть реализовано в самых различных объектах. Поэтому тематика дипломного проектирования лежит в широком диапазоне задач, в том числе:

- проектирование и реконструкция объектов жилого, производст-венного или общественного назначения, включаемых в определенную городскую либо природную среду;

- проектирование внутренних пространств зданий и сооружений с дизайном их оборудования и предметного наполнения;

- формирование фрагментов городской, сельской, природной среды;

- создание экспозиционных структур, рекреационных комплексов и соответствующего для них оборудования;

- проектирование визуальных коммуникаций, оснащение и благоуст-ройство средовых комплексов и систем и т. д.

Как правило, выбор темы должен проводиться дипломником самосто-ятельно, что предполагает возможность соответствия ее внутренним профес-сиональным предпочтениям, личному выбору, собственным представлениям студента о ее социально-культурной, или народно-хозяйственной актуальности.

С содержательной точки зрения дипломный проект может иметь различную ориентацию - от традиционной проектной разработки до научного исследования, выбор направления и характера работы также зависит от личных взглядов и возможностей дипломника. Соответственно форма завершения и подачи материала дипломной работы может выбираться дипломником достаточно свободно при условии обязательного отражения в экспозиции государственных квалификационных требований к выпускнику высшей школы по специальности 5В042100 «Дизайн».

Изменение темы дипломного проекта проводится по представлению выпускающей кафедры.

Содержание и состав проектов различной тематики имеют свои особенности, поэтому приводимые ниже требования примерны.

 

Тематика «Дизайн среды внутренних архитектурных пространств»

Процессы жизнедеятельности человека как общественного существа можно условно поделить на три основные группы: производство, обслу-живание и проживание. Соответственно подавляющее большинство архи-тектурных объектов служат обеспечению этих процессов и делятся на произ-водственные, общественные и жилые объекты. Типологические особенности зданий различного назначения проявляются в большей степени в его интерьере.

Помещения, предназначенные для протекания в них производственных процессов, классифицируются в зависимости от характера деятельности на собственно промышленные, а также предназначенные для научной, проектно-технической, административной и художественной деятельности. По степени участия человека в производственном процессе выделяются три характерных вида труда.

В первом случае в производстве используются физические возможнос-ти человека, часто усиливаемые посредством соответствующих орудий тру-да. Подобное производство отличается большим количеством занятых в нем работников, что часто учитывается при проектировании интерьера: в органи-зации рабочих мест и доступа к ним, в решении естественного и искусствен-ного освещения и т.д. Второй вид – механизированный труд, при котором человек работает с обрабатываемым материалом не непосредственно, а через машину, станок. И, наконец, третий вид – автоматизированный труд, при ко-тором производственные операции выполняются машинами без непосредст-венного участия человека. Роль человека в автоматизированном производ-стве сводится к контролю за работой систем и обслуживанию. Поскольку постоянного присутствия человека на участках обработки материала не требуется, вопроса создания комфортных условий в этих зонах не возникает, в интерьере выделяются только зоны безопасного пребывания человека.

Специфичные интерьеры помещений для научно-исследовательской и проектной деятельности. Научная деятельность делится на две взаимо-связанные формы: теоретические и экспериментальные исследования.

Теоретический процесс традиционно требовал помещений кабинетного типа, основным отличием которых, помимо наличия рабочих мест, являлась потребность в большом количестве стеллажей для специальной литературы; при этом часть работы все равно проходила в библиотеках и прочих инфор-мационных центрах. Развитие информатики и компьютеризация радикально меняют характер помещений для теоретической научной деятельности чело-века, связывая отдельные рабочие места, помещения и даже отдельные зда-ния едиными компьютерными сетями и облегчая этим доступ к информации.

Экспериментальный процесс происходит в лабораторных помещениях, интерьер которых зависит от характера проводимых исследований. Характер-ная особенность интерьера лабораторий общего типа – наличие большого количества коммуникаций – энергетических, вентиляционных и т.д., к которым подключаются рабочие места, специализированные лаборатории служат для размещения нестандартного оборудования, часто крупногаба-ритного; это не столько пространство для размещения рабочих мест, сколько оболочка для этого уникального оборудования, создающая оптимальные условия для его функционирования, обслуживания и изучения.

Проектные мастерские – помещения, в которых происходит процесс проектирования архитектурных объектов и промышленных изделий. Инди-видуальный характер разработки единицы проектной продукции – чертежа одного из стандартных форматов – определяет и характер оборудования проектной мастерской: большую часть ее занимают индивидуальные рабочие места проектировщиков с выделенными из общего пространства рекреацион-ными, административными зонами, а также зонами для копировального и компьютерного оборудования. Также выгораживаются и выделяются в отдельные помещения макетные мастерские; в ряде случаев необходимы большие поверхности для проектирования в натуральном масштабе – так называемые плазы. Большую роль в интерьере проектной мастерской играет организация естественного освещения рабочих мест. Компьютеризация про-ектных процессов меняет характер интерьера архитектурных мастерских и конструкторских бюро, однако полностью заменить ручную графику компьютерной пока невозможно, да и вряд ли целесообразно, особенно в архитектуре и промышленном дизайне.

Основная функция административной деятельности в интерьерах адми-нистративных помещений – разработка документации по управлению и регулированию функционирования учреждений, предприятий, отраслей хо-зяйства и т.д. Основной производственной единицей здесь является частично изолированный от других модуль на одно или несколько рабочих мест, оснащенных компьютерами и другой оргтехникой. Большое внимание здесь необходимо уделять естественному освещению, проблемам шумопогло-щения и изоляции, а также кондиционирования воздуха.

Интерьеры помещений в архитектурных объектах общественного назначения предназначены для осуществления самых различных процессов, сущность которых можно свести к одному: общественному потреблению продукта – либо материального, либо духовного. Внутреннее пространство общественных объектов делится на две основные зоны: служебную, предназ-наченную для обслуживающего персонала, и собственно общественную, предназначенную для посетителей – соприкасающиеся и взаимодействую-щие в месте, где и происходит сам процесс потребления. Именно это пространство потребления, как правило, определяет структуру здания и является основным формообразующим фактором. В зрелищном сооружении - это зрительный зал, в торговом – торговое пространство и т.д.

По схожести условий проведения процессы общественного обслужива-ния можно сгруппировать в несколько основных видов: зрелище, обучение, питание, торговля, экспозиция, рекреация. При несхожести этих процессов в каждом из типов общественных зданий можно выделить построенную по близкой схеме структуру, главным компонентом которой является ядро структуры – пространство потребления, обычно отличающееся доминирую-щей пространственной величиной. Повышению комфорта обслуживания посетителя служат дополнительные пространства – фойе, буфеты и т.д. и, наконец, обеспечению комфортной эксплуатации этих помещений служат вспомогательные пространства: технические помещения, санузлы, курительные, гардеробы.

Процесс проживания человека в жилой среде в интерьере жилища включает в себя три основные стороны: общественно-социальную (общение, отдых, индивидуальный труд), бытовую (приготовление пищи, уборка, стирка, мелкий ремонт и хранение личных вещей) и жизнеобеспечивающую (еда, сон, личная гигиена, физкультура, лечение). Каждый из этих процессов обладает своими требованиями к среде, причем протекают они в сравнитель-но компактном пространстве. В зависимости от комфортабельности жилища осуществление этих процессов может протекать попеременно в одном и том же пространстве или выделяться в отдельные помещения. Кроме того, если при индивидуальном/семейном виде проживания жилье позволяет осуществ-лять все эти процессы, то при коммунальном виде проживания (общежития, больницы, санатории, гостиницы и т.д.) часть их может передаваться предприятиям общественного обслуживания.

При этом состав помещений жилья во многом определяется социаль-ными, возрастными характеристиками проживающих в нем людей, их количеством, половой принадлежностью членов семьи. В одних случаях процессы проживания жильцов протекают независимо друг от друга, что требует наличия изолированных помещений; в других случаях ситуация позволяет объединить значительную часть этих процессов в общем пространстве без ущерба для комфортности.

На структуру жилища оказывают влияние и такие факторы, как региональный жизненный уклад, климатические особенности региона, где строится жилье и т.д. поэтому говорить о жесткой структуре жилища, соот-ветствующей всем возможным ситуациям, невозможно. Однако общность функций жилища позволяет назвать помещения или его зоны, предназ-наченные для проживания. Основное их деление определяется образом жизни человека в зависимости от времени суток – таким образом, в жилье выделяются зоны дневного пребывания жильцов, где происходят почти все активные процессы быта, индивидуального труда, общения и рекреации, и спальные зоны или помещения, сблокированные с помещениями личной гигиены. При том, что изоляция пространства для сна жильцов наилучшим образом обеспечивает этот процесс, она означает выпадение этих прост-ранств из структуры жилья в дневное время, что становится серьезным недостатком в случае компактного жилища. Поэтому допускается трансформация интерьера жилища с целью выполнения отдельными его зонами различных функций в зависимости от времени суток.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...