Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Льготы и ограничения деятельности иностранных компаний.

 

Согласно Закону об иностранных инвестициях статус иностранной инвестиции предполагает следующие основные преимущества:

üправо на возмещение убытков от неправомерных действий государственных органов;

üвозможность уступки и передачи инвестиций другому иностранному лицу;

üправо на возмещение при реквизиции или конфискации;

üесли в период осуществления инвестиционного проекта меняется российское законодательство в невыгодную для инвестора сторону, для него продолжают действовать прежние, более выгодные условия (отметим, что это распространяется лишь на организации, в уставном капитале которых более 25% иностранных инвестиций, а также на приоритетные инвестици­онные проекты - на сумму не менее 1 млрд. рублей иностранных инвести­ций). Прежний правовой режим может действовать не более 7 лет;

üспоры решаются по выбору сторон в российском суде или в между­народном арбитраже;

üприбыль свободно используется на реинвестирование;

üтаможенные льготы (при приоритетном инвестиционном проекте).[[7]]

Отметим также, что на оплату вклада иностранного участника в коммерческую организацию не требуется разрешения Центробанка. Товары, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, пользуются определенными льготами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями"" от 23 июля 1996 г. № 883 товары освобождаются от таможенных пошлин, если:

1) не являются подакцизными,

2) относятся к основным производственным фондам,

3) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В дальнейшем для балансовой оценки и учета юридическое лицо с иностранными инвестициями осуществляет пересчет иностранной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ к внешнеэкономическим операциям.

После того, как иностранный субъект легализован на российской территории, ему предстоит непосредственная деятельность с целью, указанной в его учредительных документах. Поскольку порядок дея­тельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями не отличается от установленного для российских юридических лиц, оста­новимся на особенностях, характеризующих деятельность иностранных юридических лиц в России через филиалы и представительства.

Основные проблемы, возникающие в деятельности иностранных юридических лиц, коренятся во внутренних противоречиях российского законодательства, прежде всего налогового и валютного. В соответствии с Инструкцией Государственной налоговой службы РФ "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" от 16 июня 1995 г. № 34" иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации (то есть их представительства), обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от того, будет ли в дальнейшем их деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет. Иностранные юридические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Фе­дерации, при этом отделению иностранного юридического лица прис­ваивается идентификационный номер налогоплательщика.

Существенной проблемой российского законодательства является то, что понимание представительства в гражданском и налоговом праве не совпадают. Так, под постоянным представительством иностранного юридического лица в России для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Кроме того, каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая от­дельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" для филиалов иностранных юридических лиц предусмотрена аккредитация на территории Российской Федерации. Пункт 3 статьи 4 указанного Закона устанавливает, что филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер, и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Под это определение подпадает деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации практически во всех формах. В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона "Об иностранных инвестициях" филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации. В данном случае имеется в виду, что иностранная организация имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ через свой филиал только с момента аккредитации этого филиала. Таким образом, на территории Российской Федерации иностранная организация не регистрируется второй раз, а только лишь вносится в специальный реестр иностранных юридических лиц, открывших филиалы на территории РФ. Сводный государственный реестр иностранных юридических лиц, открывших свои филиалы на территории Российской Федерацией ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве Юстиции Российской Федерации.

Следует отметить, что и в гражданском и в налоговом законодательстве Российской Федерации содержится большое количество специальных норм, регулирующих отношения с участием иностранных юридических лиц. При этом гражданско-правовой и налоговый статус иностранных юридических лиц очень часто различается. В этом отношении обращает на себя внимание Инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (далее - Инструкция о налогообложении иностранных юридических лиц).

В этой инструкции под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами (пункт 1.3). Однако, Инструкция о налогообложении иностранных юридических лиц вводит одно понятие, которое не содержится в других актах гражданского и даже налогового законодательства.

В пункте 1.4 Инструкции дается определение постоянного представительства иностранного юридического лица, в соответствии с которым под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

В пункте 1.5 Инструкции говорится, что иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.

Здесь следует отметить, что термин "постоянное представительство" иностранного юридического лица употребляется в законодательстве только для целей налогообложения. Само это понятие не соответствует понятию обособленного подразделения юридического лица (филиала, представительства), содержащемуся в гражданском и налоговом законодательстве, хотя наиболее часто эти понятия совпадают, тогда, например, филиал иностранного юридического лица, как его обособленное подразделение, считается для целей налогообложения постоянным представительством иностранного юридического лица. На практике же такая двойственность в подходе к тому, что считать обособленным подразделением иностранного юридического лица, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации приводит к серьезным проблемам.[[8]]

Примечательно также и то, что для целей налогообложения факт на­личия или отсутствия аккредитации иностранных юридических лиц не имеет значения. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Таким образом, иностранные юридические лица, являющиеся по валютному законодательству России нерезидентами, могут иметь рублевые и валютные счета. Это еще один срез проблемы их деятельности.

В соответствии с Инструкцией Центробанка РФ "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ" от 16 июля 1993 г. № 16 нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки при условии зачисления в полном объеме рублей, полученных в результате продажи инос­транной валюты, на свои рублевые счета. Нерезиденты имеют право без специальных разрешений Банка России покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки за счет средств на своих рублевых счетах типа "И" (специальные рублевые счета для инвестиционной деятельности), рублевых корреспондентских счетах банков -нерезидентов и рублевых счетах фи­зических лиц - нерезидентов. При этом в уполномоченный банк должны быть представлены документы, подтверждающие зачисление рублей на эти счета по основаниям, предусмотренным названной Инструкцией (выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ, поступления в виде дивидендов по акциям, процентов по паевым и долевым вкладам, а также иных доходов, полученных в результате распределения прибыли (дохода) резидента - предприятия, учреждения, организации и др.).

Покупка иностранной валюты может также осуществляться за счет средств на рублевых счетах типа "Т" (текущие), но только после перевода этих средств на счета типа "И", открытые на имя того же нерезидента. И этого еще недостаточно. Подобный перевод средств можно осуществить при условии, что они являются: поступлениями от резидентов за поставляемые в Российскую Федерацию товары, а также за производимые нерезидентом - владельцем счета работы (оказываемые услуги); выручкой в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; выручкой от реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг; суммами штрафных санкций за неисполнение заключенных с нерезидентом - владельцем счета договоров (контрактов) при осуществлении последним экспорта (импорта) товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и (или) реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг.

Возможно также учредительство иностранных участников в неком­мерческих организациях, которые не имеют основной целью извлечение прибыли, соответственно прибыль не распределяется между учредителями. Некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, обозначенную в уставе, а расходование денежных средств совершают в соответствии со сметой, утверждаемой учредителями. Чаще всего инос­транные партнеры предпочитают участие в таких некоммерческих ор­ганизациях, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, учреждение, фонд. Оговоримся - в строгом смысле слова иностранное участие в не­коммерческой организации не является формой инвестирования.

В целом можно сказать, что Российская Федерация, стимулируя иностранные инвестиции и декларируя их льготный режим в различных нормативных актах, в них же устанавливает разного рода ограничительные условия. Судя по всему, Россия заинтересована не столько в иностранном присутствии, сколько в западных кредитах, желая использовать их самостоятельно.

Таким образом, декларативные утверждения о привилегированном статусе иностранных инвесторов утопают во всевозможных ограничениях, устанавливаемых многочисленными подзаконными актами налогового и валютного права. Между тем необходимо отыскать и сохранить баланс интересов российской экономики и иностранных инвесторов. Особо следует подчеркнуть, что общие рамки, ограничивающие экономическую деятельность в России (права третьих лиц, экологическая безопасность, государственные интересы России), должны существовать и для иностранных инвесторов. Несмотря на неоднозначность регулирования инвестиционного процесса, по оценке Минэкономразвития объем иностранных инвестиций в экономику РФ в 1 квартале 2001 года увеличился на 11,1% и составил 2,7 млрд. долларов (из них 1 млрд. долларов - прямые инвестиции).

Заключение.

Изучив специальную литературу, мы отметили важность гражданского законодательства РФ в регулировании деятельности иностранных компаний в Российской Федерации, но при этом основные проблемы, возникающие в деятельности иностранных юридических лиц, коренятся во внутренних противоречиях российского законодательства, прежде всего налогового и валютного.

В соответствии с Уставом ООН государства обязаны “осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера”, а также обязаны “поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры”.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...