4. Пересмотр первого отделения евангельских сказаний и определение течения событий для первой части Евангельской истории
4. Пересмотр первого отделения евангельских сказаний и определение течения событий для первой части Евангельской истории Просмотрев первое отделение оглавления содержания Евангелий, без труда видите, что события, указываемые здесь, делятся на две половины: одни составляют сокровенную жизнь Господа, до явления Себя миру; другие имели место в явлении Господом Себя миру, или были начинательными Его действиями по воплощенному домостроительству. Сокровенная жизнь Господа протекла в Галилее в Назарете, но дела ее остались неизвестными. Что известно из ранних лет воплощенного пребывания Господа на земле, то все происходило в Иерусалиме и в Иудее; в Галилее было только Благовещение. Равно и явление Господом Себя миру, и первые Его в сем порядке действия происходили преимущественно в Иерусалиме и в Иудее; в Галилее было только чудо в Кане и краткое пребывание Господа в Капернауме пред первою Пасхою. Возвращение Господа из Иудеи в Галилею чрез Самарию составляет переход ко второй части Евангельской истории. Пересмотрим теперь все по частям. Выделим прежде всего три предисловия, или введения, в Евангельскую историю. Первое дает евангелист Лука в первых стихах своего Евангелия. Это историографическое введение. При нем желающий может приводить на память все доводы о подлинности Евангелий и, если угодно, все споры о сем. Второе дают родословия Богочеловека, передаваемые евангелистом Матфеем и евангелистом Лукою. Это введение в Евангельскую историю историческое – бытовое. Родословия приводят на память все пророчества и прообразы, предрекавшие и предуказывавшие явление на земле Бога – воплощенна во спасение наше; и вводят в созерцание новозаветного Евангелия в Ветхом Завете. Когда же, дошедши до конца родословия евангелиста Луки, прочитаем: Божий, не можем не привести на мысль Агнца, закланного от сложения мира, и не подумать, что в основе мироздания лежала тайна воплощенного домостроительства, тем паче что и конец мира определяется достижением целей его.
Третье дает евангелист Иоанн Богослов в своем богопросвещенном воззрении на тайну воплощенного домостроительства. Это введение в Евангельскую историю догматическое. Тут семя всего христианского богословия. Всем им особое место впереди, как подобает введениям или предисловиям. Сокровенная жизнь Господа Спасителя Имевшие здесь место события установляются в порядке своем, как замечено уже, сами собою, – свойством своим и указаниями сказаний. Остается только пересказать их. Начало евангельским событиям полагается Архангельским возвещением праведному Захарии священнику о рождении Предтечи Господня, Иоанна, который, вслед за сим и зачинается. Чрез шесть месяцев после сего тот же Архангел благовествует Пречистой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия и Бога. Обрадованная Дева Святая спешит поделиться сею радостию со сродницею Своею старицею Елисаветою, материю Предтечи, которая первая исповедует Ее при сем Богоматерию. Отсюда Дева – Богоматерь чрез три месяца возвращается в дом Свой. Вслед за сим святой Иоанн Предтеча рождается, обрезывается и получает имя с дивными проречениями о нем из уст отца его Захарии. Между тем в Назарете Иосиф, смущаемый недоумениями, получает откровение о рождении от Девы Марии Сына Божия и успокоивается. Пришло время родитися Ему. Перепись приводит праведного Иосифа и Пречистую Деву в Вифлеем, где Господь и рождается, как уже давно и предсказано было. Рожденный Господь славословится Ангелами и приемлет поклонение от пастырей.
Затем Он обрезывается и яко человек получает имя, преднареченное свыше, и в свое время поставляется пред Господом в храме при свидетельствах и проречениях о Нем праведного Симеона и Анны пророчицы. По совершении всего по закону Богоматерь и обручник Ее праведный Иосиф готовились возвратиться опять в Назарет; но их сначала остановило прибытие с востока волхвов для божеского поклонения Богу воплотившемуся, а потом совсем на время отклонило от сего бегство в Египет, по повелению свыше, по причине недобрых намерений против новорожденного Царя–Бога от Ирода, издавшего повеление об избиении всех младенцев в Вифлееме и окрест. Им пришлось совершить сие возвращение уже из Египта, когда миновала опасность от Ирода со смертию его. Тогда, получив повеление свыше, они с Предвечным Младенцем на руках возвратились во град свой Назарет, не заходя в Иерусалим. Здесь пребывал затем Господь, сокрывая свое Божеское величие в смиренном человечестве, до времени явления Себя миру, яко Богочеловека. Только однажды, когда Ему было двенадцать лет, Он, будучи с родителями в Иерусалиме на празднике Пасхи, в храме ученых Иудеев изумил необычайною премудростию, а родителям возвестил, что у Него есть иной Родитель, в духе и намерениях Которого надлежит Ему пребывать и действовать. Вот все, что благоугодно было Духу Святому внушить святым евангелистам возвестить нам о сокровенном пребывании на земле Бога – воплощенного, до времени явления Себя миру, как Он есть. Последовательность пересказанных событий такая, а не другая, не требует подтверждений. Только одно обстоятельство нуждается в объяснении, именно: евангелист Лука говорит, что, кончив все по закону, родители Господа по плоти возвратились в Назарет. Но если они тотчас по поставлении новорожденного первенца пред Господа возвратились в Назарет, то поклонению волхвов не было тут времени. Его надобно поместить прежде Сретения; и затем бегство во Египет надобно представлять предпринятым из Назарета, или для него надобно родителей с Господом опять привесть в Вифлеем, разумеется, уже через год, и отсюда направить их в Египет, предположив, конечно, что безбожное повеление Ирода об избиении младенцев в Вифлееме и окрест дано было через год по удалении волхвов или что самое прибытие сих волхвов имело место чрез год по рождении Господа. – Все это ненужные предположения. Слова святого Луки и не подают неотклонимого к ним повода. Не имея намерения говорить о поклонении волхвов и тесно связанном с ним бегстве в Египет, он сказал: кончив все по закону, возвратились в Назарет. И это необходимо было ему сказать. Так сказал бы и евангелист Матфей, если б не стал говорить о поклонении волхвов и бегстве в Египет: ибо тогда это только и оставалось бы ему сказать. Но, положив сказать о сих двух событиях, он уже не иначе как после них мог сказать о возвращении в Назарет: что он и сделал. Слова святого Луки не будут производить никакого смущения, если мы вставим в среду их одно слово: вознамерились, или собрались. И будет: кончив все по закону, родители Господа вознамерились, собрались, были готовы возвратиться в Назарет; но пришли волхвы и удержали их; а по отбытии их Ангел Господень повелел им поспешно удалиться в Египет, и по возвращении уже из Египта пришлось им исполнить свое желание возвратиться в Назарет. К тому же такие предположения навязывают и большие неудобства: после поклонения волхвов идти в Иерусалим, как требует Сретение, значит, отдавать себя в руки Ироду. Также, если бегство в Египет предпринимать из Назарета, не избежишь рук его, потому что надо будет проходить чрез его область. И странность некая тут выходит: опасность Господу – Младенцу грозит в Вифлееме, а бегство предпринимается из Назарета. К предположению же, что поклонение волхвов и бегство в Египет имели место год спустя по рождестве Христовом, никакого не имеем намека в сказаниях евангельских; напротив, встречаем недопускающие того обстоятельства. Прибыть во Иудею через год по рождении Господа родители Его могли только к какому-либо празднику и остановиться в Иерусалиме, не проходя далее до Вифлеема. Поклонение же волхвов было в Вифлееме; оттуда начато и бегство в Египет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|