Паспорт. План работы
Стр 1 из 8Следующая ⇒
ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном проекте обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, в ГПОАУ ЯО Ярославском педагогическом колледже 1. Общие положения 1. 1. Положение об индивидуальном проекте обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, в ГПОАУ ЯО Ярославском педагогическом колледже (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012, федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальностям, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 05. 2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 06. 2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
1. 2. Положение является нормативным документом, обязательным для преподавателей общеобразовательного учебного цикла дисциплин и студентов ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования. 1. 3. Настоящее Положение определяет порядок организации, выполнения и защиты индивидуального проекта, который выполняют студенты первого курса, осваивающие программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных предметов в процессе освоения программы подготовки специалистов среднего звена. 1. 4. Индивидуальный проект – совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающегося и руководителя проекта, имеющая конкретную цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 1. 5. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по определенной обучающимся теме в рамках одной или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и т. п. ). Индивидуальный проект имеет практическую направленность проводимых исследований. Индивидуальный проект реализуется в процессе проектной деятельности. 1. 6. Проектная деятельность обучающихся– это мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определенной практически или теоретически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта. Этот продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение обучающимся объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный проект, предназначенный для активного применения в научно-познавательной практике, в учебном процессе и в профессиональной деятельности. Проектная деятельность должна быть направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.
1. 7. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, формулировка гипотезы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным и профессиональным проблемам. 1. 8. Проектная деятельность для преподавателей является одной из форм организации учебной деятельности обучающихся, развития их компетентности, повышения качества образования. 1. 9. Проектная деятельность является составной (обязательной) частью учебной деятельности обучающихся первого курса, осваивающих программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования. 1. 10. Индивидуальный проект выполняется в течение первого года обучения по одной или нескольким (смежным) учебным предметам и должен быть представлен в виде завершенного разработанного проекта (продукта) практико-ориентированного, исследовательского, информационного, творческого характера. Проект должен носить прикладной характер, а результат должен быть представлен в виде реального продукта (продуктов) (приложение 1). Обучающиеся по своему желанию могут выполнять в установленные сроки более одного индивидуального проекта.
1. 11. Учебное исследование в рамках индивидуального проекта должно быть посильным и должно соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению индивидуального проекта как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 1. 12. Знакомство с конкретными приемами, технологиями и методами, необходимыми для успешной реализации выбранного вида проекта осуществляется во втором семестре первого курса в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом из обязательной нагрузки по учебным предметам, – часы практических занятий (в соответствии с рабочим учебным планом – от 2-х до 4-х часов) (приложение 2). В рабочей программе учебного предмета, в рамках которого выполняется индивидуальный проект, отражается также содержание внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, направленной на выполнение индивидуального проекта (не более 10 часов). 1. 13. Педагогическое сопровождение проекта осуществляется преподавателем, курирующим проект, и должно обеспечивать как выбор темы и содержания проекта, так и организацию исследовательской работы и оформления проекта. 1. 14. Объем работ преподавателя по педагогическому сопровождению проекта учитывается при отработке часов, высвободившихся в период производственной практики, экзаменационных сессий, каникул, и составляет 2 часа на одного обучающегося. 1. 15. Обучающиеся выполняют индивидуальные проекты за счёт времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу. 1. 16. Индивидуальный проект должен иметь связь с будущей профессиональной деятельностью. 1. 17. В настоящем Положении понятия «студент» и «обучающийся» считаются тождественными.
2. Цель и задачи индивидуальной проектной деятельности обучающихся 2. 1. Целью выполнения и защиты индивидуального проекта является овладение студентами навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, формирование умения выполнять индивидуально под руководством преподавателя учебное исследование и оформлять его в виде учебного проекта.
2. 2. Индивидуальная проектная деятельность обучающихся направлена на решение следующих задач: - формирование готовности и способности обучающихся к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления, навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - формирование навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - формирование способности обучающихся к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - формирование способности постановки цели и задач исследования, формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и систематизации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; - формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников; - формирование готовности использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении поставленных задач; - развитие у студентов умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и на иностранном языке.
3. Организация выполнения и защиты индивидуального проекта 3. 1. Примерная тематика индивидуальных учебных проектов разрабатывается преподавателями и закрепляется в рабочих программах по каждому учебному предмету. Обучающиеся формулируют тему индивидуального проекта совместно с преподавателем, курирующим индивидуальный проект, на основе ознакомления с содержанием соответствующей рабочей программы по учебному предмету, исходя из собственных интересов и специфики получаемой специальности. Проект должен быть индивидуальным. 3. 2. С тематикой проектов обучающиеся определяются в течение сентября текущего учебного года. После окончательного выбора обучающимися тем проектов издается приказ директора колледжа, которым назначаются руководители проектов из числа преподавателей, ведущих учебный предмет, по которому выбрана тема проекта. Тема и руководитель проекта закрепляются за обучающимся не позднее декабря текущего учебного года.
3. 3. Для организации выполнения обучающимся индивидуального проекта устанавливаются следующие этапы: подготовительный этап (сентябрь-февраль текущего учебного года), работа по реализации индивидуального проекта (планирование и осуществление деятельности по реализации проекта) (февраль-апрель), оформление результатов индивидуального проекта (апрель), защита индивидуального проекта, оценка результатов проектной деятельности (май). 3. 4. На подготовительном этапе выполнения индивидуального проекта осуществляется погружение в тему проекта, информационный поиск, планирование деятельности по реализации проекта. Обучающийся совместно с преподавателем продумывает тему, содержание и ресурсы предстоящей проектной деятельности, определяет продукт проекта. Результатом совместной деятельности преподавателя и обучающегося на данном этапе является паспорт проекта, который заполняется обучающимся (приложение 3). Планирование деятельности по реализации проекта направлено на пооперационную разработку проекта с указанием перечня конкретных результатов, сроков выполнения. В ходе этой работы необходимо определить источники информации, способы сбора и анализа информации, тип продукта и возможные формы презентации результатов проекта, обозначить критерии оценки результатов и процесса реализации проекта. Обучающийся совместно с преподавателем, курирующим проект, разрабатывает план работы над индивидуальным проектом (приложение 4). 3. 5. Работа по реализации индивидуального проекта направлена на осуществление деятельности по решению проблемы. На этом этапе осуществляется разработка проекта. Преподаватели организуют внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся в соответствии с планом работы над индивидуальным учебным проектом, промежуточные обсуждения полученных данных. Обучающиеся представляют преподавателю промежуточные материалы в соответствии с планом проекта. 3. 6. Оформление результатов индивидуального проекта направлено на структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. На этом этапе обучающиеся оформляют проект, изготавливают продукт, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач, проводят анализ достижений поставленной цели, делают выводы. Преподаватель помогает обучающимся подготовить текст защитного слова, компьютерную презентацию к защите. 3. 7. Оформление проекта предусматривает наличие следующих структурных элементов: титульного листа, паспорта проекта, содержания, введения, основной части (разделы и подразделы), заключения, списка использованных источников и литературы, приложения (приложение 5). Оформление проекта должно соответствовать требованиям к оформлению структурных элементов индивидуального проекта (приложение 6) и требованиям к оформлению компьютерной презентации (приложение 7). 3. 8. Защита индивидуального проекта направлена на представление продукта проекта и результатов проектной деятельности. В ходе защиты обучающийся должен продемонстрировать понимание проблемы, цели и задач реализации проектной деятельности, умение формулировать гипотезу исследования, умение планировать и осуществлять проектную деятельность индивидуально, умение презентовать найденный способ решения проблемы, умение осуществлять рефлексию деятельности и результата. 3. 9. Защита индивидуальных проектов осуществляется в ходе аудиторных занятий по учебным предметам за счет часов практических занятий, на которые в учебном плане, учебной программе и календарно-тематическом планировании на второй семестр отводится 2 аудиторных часа по каждому учебному предмету, в рамках которого осуществляется работа над выполнением индивидуального проекта. 3. 10. Процедуру защиты преподаватель учебного предмета определяет самостоятельно при планировании практического занятия. На защиту обучающийся обязан предоставить все материалы индивидуального проекта в электронном и натуральном выражении. 3. 11. Общая оценка индивидуального проекта осуществляется в ходе практического занятия и включает в себя оценку индивидуальных результатов исследовательской деятельности и оценку публичной защиты индивидуального проекта. Оценка индивидуальных результатов исследовательской деятельности отражает следующее: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Оценка публичной защиты учебного проекта отражает следующее: уровень разработки элементов методологического аппарата индивидуального проекта; качество содержания разделов индивидуального проекта; качество выступления на защите (защитное слово) и ответов на вопросы; качество оформления индивидуального проекта. Конкретные показатели оценивания отражены в отзыве на индивидуальный проект. 3. 12. На заключительном этапе работы студента над индивидуальным проектом руководитель составляет отзыв (приложение 8), в котором также отражаются результаты, полученные в ходе защиты индивидуального проекта. 3. 13. Оценка за индивидуальный проект заносится в итоговую оценочную ведомость учета результатов работы над индивидуальным проектом (приложение 9). Преподаватель – руководитель проекта выставляет эту оценку в журнал учебных занятий группы. Обучающиеся, не участвующие в защите индивидуального проекта, выступают на практическом занятии в качестве экспертов, задают вопросы и высказывают замечания на основе установленных критериев оценивания индивидуального проекта, рекомендуют лучшие проекты для участия в «Дне науки». 3. 14. В случае неявки на защиту индивидуального проекта обучающемуся предоставляется право на защиту индивидуального проекта в сроки, установленные колледжем (по согласованию с обучающимся и руководителем проекта). 3. 15. Оценка, полученная обучающимся в ходе защиты индивидуального проекта, может иметь важное значение при выставлении итоговой оценки по учебному предмету (за исключением учебных предметов, формой промежуточной аттестации по которым является экзамен). 3. 16. По согласованию с заместителем директора по учебной работе на практическом занятии по защите индивидуальных проектов могут присутствовать другие преподаватели, представители администрации, руководитель группы, обучающиеся других групп.
4. Права и обязанности обучающихся и руководителей индивидуального проекта 4. 1. Обучающиеся должны быть обеспечены доступом к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебных предметов, дисциплин (модулей), входящих в соответствующую основную профессиональную образовательную программу. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационным системам, современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 4. 2. Преподаватель учебного предмета – руководитель индивидуального проекта обязан: - закрепить в рабочих программах по каждому учебному предмету примерную тематику индивидуальных проектов, совместно с обучающимся определить тему индивидуального проекта, его тип (приложение 10); - осуществить подготовку обучающихся к выполнению индивидуального проекта (по своему направлению) за счет аудиторных часов по своему учебному предмету в соответствии с календарно-тематическим планированием; - контролировать сроки реализации этапов индивидуального проекта; - мотивировать и оценивать результаты деятельности обучающихся на каждом этапе реализации проекта, результаты промежуточной оценки заносить в паспорт проекта; - консультировать обучающихся по вопросам оформления результатов индивидуального проекта; - подготовить обучающегося к защите индивидуального проекта; - оформить отзыв на индивидуальный проект; - при планировании практического занятия по защите проекта определить процедуру защиты, заблаговременно довести данную информацию до сведения обучающихся; - выставить итоговую отметку за индивидуальный проект в итоговую оценочную ведомость учета результатов работы над индивидуальным проектом и в журнал учебных занятий группы; - ставить в известность членов администрации в случае систематического несоблюдения обучающимся сроков реализации плана индивидуального проекта. 4. 3. Преподаватель учебного предмета – руководитель индивидуального проекта имеет право: - требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; - использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные и материальные ресурсы; - обращаться к преподавателям информатики, заведующему библиотекой и начальнику лаборатории новых информационных технологий по вопросам консультационной помощи, связанной с процедурой работы над индивидуальным проектом. 4. 4. Обучающийся обязан: - познакомиться с содержанием настоящего положения; - выбрать тему индивидуального проекта (предложить свою или из перечня примерных тем); - соблюдать сроки реализации этапов индивидуального проекта; - самостоятельно осуществлять деятельность по выполнению проекта; - оценивать результаты собственной деятельности на каждом этапе реализации проекта, результаты промежуточной самооценки заносить в паспорт проекта;
- изучить требования к оформлению результатов индивидуального проекта; - оформить результаты реализации индивидуального проекта в соответствии с требованиями; - подготовиться к защите индивидуального проекта; - ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта. 4. 5. Обучающийся имеет право: - на подготовку к выполнению индивидуального проекта в ходе аудиторных занятий, которые определены учебным планом, учебной программой и календарно-тематическим планированием по учебным предметам; - на консультацию и информационную поддержку руководителя проекта, преподавателя информатики, заведующего библиотекой и начальника лаборатории новых информационных технологий, администрации колледжа на любом этапе выполнения индивидуального проекта; - использовать в своей работе имеющиеся в колледже информационные и материальные ресурсы; - предложить свою кандидатуру на участие в «Дне науки» в случае, если это не было сделано в ходе защиты проекта.
Примеры (типы) продуктов индивидуальной проектной деятельности
Примерный график подготовки обучающихся к выполнению индивидуального проекта за счет аудиторных часов по каждому учебному предмету
Шаблон паспорта индивидуального проекта ПАСПОРТ индивидуального проекта [1]
|