Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии иллюстрирования книг в Средние века

 

Множество технологий, использовавшихся при иллюстрировании книг, требовало специализации различных дисциплин уже на ранних этапах работы. Разные художники и ремесленники выполняли техническую подготовку пергамена и чернил, смешивание красок, золочение, дизайн композиции и выполнение рисунка, нанесение одного цвета за другим, филигранную и орнаментальную роспись, полировку и т.д. Писец во время копирования книги отводил место для иллюстрации и оставлял указания относительно ее сюжета и композиции в виде мелких заметок на полях. По завершении работы над текстом, когда тетради уже могли быть переплетены в кодекс, мастер ателье, следуя предписаниям писца, тщательно прорисовывал в отведенном месте эскиз. Первым этапом иллюстрирования было золочение. Собственно роспись начиналась с нанесения основных цветов и с прорисовки линий первоначального наброска. После этого накладывались тени и более темные тона, а наложение белых бликов завершало моделирование фигур и пространства.

Композиции миниатюр могли буквальным образом «переводиться» с одного экземпляра на другой при помощи прозрачной кальки, carta lustra или carta lucida. Композиции копировались также при помощи угольного порошка: контуры оригинала прокалывались мелкими дырочками, оригинал помещали поверх новой страницы и легонько похлопывали по нему мешочком с красящим веществом, меловой или угольной пылью, так чтобы на лежащей под ним странице остался пунктирный контур. Из такого отпечатка получался набросок вроде рисунка свинцовым карандашом, описанного выше. Для подготовки к раскрашиванию его требовалось обвести чернилами.

Некоторые миниатюры и инициалы в средневековых рукописных книгах так и оставались графикой, особенно в каролингскую или романскую эпохи или в книгах научного или практического содержания, но в большинстве случаев книжное иллюстрирование подразумевало яркость красок, а часто и миниатюры. „Иллюминованный” манускрипт в узком смысле слова содержит золото или серебро, отражающие свет. Рукопись, обильно декорированная красками, но не золотом или серебром, строго говоря, не является „иллюминованной”. Цистерцианским монахам разрешалось украшать свои книги красками, но запрещалось иллюминировать их, поскольку золото считалось материалом легковесным и неуместным в сурово-аскетической жизни монаха. Иллюминирование золотом восходит корнями к Античности, но становится особенно распространенным в позднем Средневековье. Такие книги, как часословы, почти всегда иллюминировались[14].

Если рукопись декорируется золотой фольгой, золото накладывают раньше красок. Последовательность важна по двум причинам. Во-первых, золото пристанет к любому ранее нанесенному пигменту и расстроит рисунок, а во-вторых, при энергичной шлифовке золотого листа вся краска вокруг него может загрязниться или вовсе стереться.

В начале оформления средневекового кодекса книга все еще пребывала в виде разрозненных листов, но работа с текстом была уже завершена. Иллюстратору предстояло заполнить рисунком пустые места, оставленные писцом. Помимо прочего, это означало, что сюжет, расположение, а очень часто и формат рисунка предопределялись все тем же писцом. Писец часто оставлял иллюстратору и словесные указания. Так, например, внутри или рядом с местом, предназначенным для великолепного инициала, маленькая буковка часто указывала, какой именно буквой должен быть этот инициал. Временами, как, например, в цистерцианских рукописях тринадцатого века, где для инициалов употреблялся только один цвет, на месте будущей буквицы для иллюстратора специально оставляли небольшое пятнышко краски, чтобы указать ему желаемый цвет инициала. С подобной же целью названия цветов часто надписывались на самом рисунке или на полях. Такая практика была особенно распространена в английских и французских книгах двенадцатого-тринадцатого веков.

Иллюстратор начинал свою работу с вычерчивания эскиза свинцовым карандашом или графитом. Когда прорись была закончена, ее обводили чернилами. Такие эскизы в больших количествах сохранились в неоконченных манускриптах. Обычно они представляют собой сложные, отточенные рисунки, а никоим образом не торопливые наброски; тем не менее, в свое время их не воспринимали как законченные произведения. После четырнадцатого века рисунок иногда копировали с другой миниатюры или более раннего наброска методом перекалывания. Иногда более ранние миниатюры вырезались и использовались повторно в новых книгах. В конце пятнадцатого века в голландские рукописные книги вставляли даже раскрашенные от руки гравюры и линотипы.

Когда рисунок был окончен, пергамен покрывали жидким клеем (животный клей, разведенный водой). Клей часто был окрашен зеленым, синим, коричнево-желтым или розовым красителем для создания затененного фона, на котором отчетливее выделяются золото и яркие краски. (Та же технология применялась при использовании бумаги, все чаще употреблявшейся начиная с тринадцатого века, иногда даже вперемешку с пергаменом). В некоторых ранних манускриптах шестого века (знаменитых «пурпурных кодексах») окрашивали сам пергамен, на который затем наносили золотые или серебряные буквы[15].

Следующим шагом после подготовки композиции и обработки поверхности пергамена было золочение, всегда производившееся до собственно раскрашивания. Раскрашивание было последней и самой важной стадией иллюстрации. Пигмент смешивался с каким-либо связующим веществом, связывающим крупинки пигмента. До XIV века самым употребляемым связующим был яичный клей, приготовляемый из стоялых яичных белков. После XIV века яичный клей заменили гуммиарабиком (смолой культурного дерева). Техника живописи, получавшаяся при использовании белкового клея или гуммиарабика похожа на темперу, т.е. на размеренную, аккуратную работу маленькими, тщательно выверенными мазками, создающими четко очерченные формы и гомогенные цветовые поля. Краска наносилась во много слоев, а моделирование производилось более темными или более светлыми тонами. Использование очень маленьких кисточек и легко контролируемого, текучего, но вязкого красящего вещества было необходимой предпосылкой для создания малоформатных изображений, обычно проработанных до мельчайших деталей. Пока книга состояла еще из разрозненных листов, художник мог работать над несколькими страницами одновременно, смешивая краски для использования в более чем одной композиции. Весь процесс иллюминирования книги был очень длительным и дорогостоящим, поэтому иллюминованные манускрипты были роскошью, доступной лишь зажиточным покупателям. С приходом книгопечатания пышные иллюминованные кодексы вышли из моды. Несмотря на то, что раскрашенные вручную раннепечатные книги очень часто имитировали в своем оформлении иллюминованные рукописные книги, в XVI веке книжное иллюминирование сошло на нет[16].

 

Иллюстрации в Библиях

 

Иллюстрации к Библиям появились в среде александрийских иудеев, когда около середины III в. до Р. Х. был осуществлен перевод Торы на греч. язык (Септуагинта). Они, испытав влияние эллинистической художественной культуры, могли являться промежуточным этапом между античными иллюстрированными свитками сочинений греческих авторов и христианскими иллюстрированными Библиями. Подобных иллюминированных рукописей до нас не дошло, но о существовании в изобразительном искусстве сложившейся иконографии ветхозаветных сюжетов свидетельствуют обширные библейские циклы и изображения пророков в росписи синагоги в Дура-Европос (244-245)[17].

Сюжеты библейских миниатюр четко выстраиваются в три группы: "исторические миниатюры", "нравоучительные миниатюры" и "пророческие миниатюры". В "исторических миниатюрах" изображения, вписанные в инициалы, либо иллюстрируют ключевое событие следующего за этим инициалом текста, либо являются картинкой для одного начального слова (часто мало значащего).

За миниатюрами "нравоучительных" и "пророческих" библейских книг утвердилась достаточно твердая иконография сюжетов. Это, например, «Поучающий Соломон», "Иов на гноище" (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.8) в Притчах, "Богоматерь с младенцем" к Песни Песней. Персонажей на таких миниатюрах всегда мало и все их атрибуты сведены к минимуму. Все лица, как правило, схожи между собой, фон абстрактный, элементы архитектуры переданы предельно условно, часто в руках у пророков, апостолов и евангелистов свиток.

Большое значение для обилия украшений имело предназначение той или иной книги. Так предназначенная для мирян Псалтырь украшалась особо обильно. Самим псалмам в ней часто предшествовал целый цикл миниатюр. Здесь же раньше других стали появляться шутливые дролери. Не менее богато украшалась и Библия-вульгата (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.9). Так называли латинский перевод Библии, выполненный в V веке св. Иеронимом и отредактированный в XIII веке в Парижском университете. К тексту часто прилагались неканонические книги, выдержки из трудов отцов церкви в качестве прологов к отдельным книгам Ветхого и Нового завета.

Напротив, мисалы (литургические книги, предназначенные для священника, с полным текстом мессы, хоровыми партиями, календарем, литаниями и пр.) иллюстрировались довольно скупо. Иногда они украшены лишь медальонами в виде знаков зодиака внизу страницы и верхними медальонами с изображениями сельскохозяйственных занятий по месяцам.

Тонкими были украшения маленьких карманных Библий в восьмушку листа (ит. m octavo). Текст здесь писался особым "бисерным письмом" (нем. perlschrift), который смотрелся орнаментом вокруг изысканных миниатюр.

Иллюминированные Библии не однородны по составу. Они содержат разное количество книг Ветхого и Нового Заветов. В различных сочетаниях могут встречаться обе части Библии, например, Новый Завет с Псалтирью, книга Бытие с Апокалипсисом. Наиболее ранним сохранившимся памятником иллюстрированной Библии является фрагмент рукописи, созданной в Риме в 350-380 гг., содержащий 4 листа с иллюстрациями, относящимися к Книге Царств (Кведлинбургская Итала - Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 485).[18]

Иллюстрации раннехристианской Библии отличались исключительной обстоятельностью в передаче подробностей текста и сопровождали огромное число эпизодов, например, лондонская рукопись книги Бытие (Cotton Genesis. London. Otho. B. VI, кон. V - нач. VI в.), являющаяся копией александрийского оригинала V-VI вв., имела первоначально ок. 330 миниатюр, венская рукопись книги Бытие (т. н. Венский Генезис (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.)), созданная в Константинополе или Антиохии, включала 48 миниатюр. Тип иллюстраций, представленный в этих рукописях, сложился в тот период, когда основным видом книги был свиток, в котором иллюстрации располагались либо короткими полосами по горизонтали, разделяющими столбец текста, либо сплошной полосой во всю длину свитка (Свиток Иисуса Навина, византийская копия X в. раннехристианской рукописи - Vat. Palat. gr. 431). В кодексах, которые постепенно вытеснили из употребления свитки, первоначально сохранялся фризовый принцип расположения иллюстраций, например, в Венском Генезисе, Россанском кодексе (Евангелие от Марка и Матфея - Россано, кафедральный собор, VI в.), Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286, VI в.). Миниатюры, украшающие эти рукописи, точно следуют за текстом, отличаются драматизмом и подробностью, динамичным характером действия, обилием античных олицетворений. Сцены располагаются на узкой полоске позема или прямо на фоне, архитектурными кулисами обычно служат портики и полукруглые колоннады-экседры; персонажи, как правило, в римских одеждах, современных созданию иллюстрации.

Появляется и другой тип миниатюры, занимающей целый лист и тяготеющей к форме картины, обрамленной рамкой, например, миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.), которые свидетельствуют о том, что к кон. VI в. сложились определенные типологические особенности в оформлении книг Нового Завета, получившие дальнейшее развитие в византийском искусстве. Для них характерно наличие образов евангелистов, изображений важнейших евангельских событий, соответствующих годовому кругу праздников; сравнительные таблицы параллельных текстов из Евангелий (канонов) стали украшаться декоративной рамой в виде триумфальной арки. К данному виду рукописей относятся также Евангелие (Paris. Syr. 33, VI в.); Библия с 23 изображениями пророков (Paris. Syr. 341, VII в.); созданное в Италии латинское Евангелие с 2 листовыми миниатюрами с изображением евангелиста Луки и евангельских сцен (Cambr. Corpus Christi. Ms. 286, 600 г.); Евангелие, украшенное таблицами канонов (Vat. Lat. 3806, VI в.); Пятикнижие Ашбернема, созданное в Италии или Испании, с большими миниатюрами, включающими многочисленные сцены, которые сопровождаются комментариями (Paris. Nouv. acq. lat. 2334, кон. VI - нач. VII в.)[19].

Библейские иллюстрации послужили богатейшим источником для многих монументальных росписей. Повествовательные ветхозаветные циклы и сюжеты, имевшие в христианской традиции прообразовательное значение (напр., Три отрока в печи - Воплощения Спасителя), изображались во фресках катакомб, широко использовались в рельефах саркофагов, мелкой пластике. В качестве примеров, прямо указывающих на иллюстрации Библии как источник, можно назвать серебряный реликварий из музея Брешии (360-380), в рельефах которого представлены история Иакова, Моисея, Сусанны, прор. Даниила, Ионы и мозаики центрального нефа базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440).

Иллюминированные Библии в XIII-XIV вв. создавались в скрипториях Киликийской Армении, пережившей в этот период подъем в области искусства книжной иллюстрации. Киликийская миниатюра отличается необычайным богатством орнаментики (Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен. 375, 1270 г.; Библия царя Гетума II - Матен. 180, 1295 г.). Сохранилось несколько подписных и датированных манускриптов, украшенных Саркисом Пицаком (Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен. 2627, 1338 г.), Торосом Таронаци (Матен. 353, 1317 г.; Библия Есаи Нчеци - Матен. 206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом (Библия 1314 г. с миниатюрами 1358 г.- Матен. 6230)[20].

Лицевые Библии были широко распространены в западноевроп. искусстве. В отличие от византийских библейских книг латинские иллюстрированные Библии включали, как правило, полный объем ветхозаветного текста Вульгаты и книги Нового Завета. Число иллюстраций со временем увеличивалось. Библии в IX в. имели иллюстрации ветхозаветной части от книги Бытие до Пророков, в Новом Завете помещалось изображение Христа во славе с символами евангелистов, апокалиптического Агнца, Св. Троицы (Lond. Add. 10546; Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура - Karol. 3. V, 870 г.). В XI-XII вв. преобладало орнаментальное украшение книг, хотя создавались отдельные рукописи с иллюстрациями в лист (Эрланген, библиотека университета. 121, XII в.). Наибольшую популярность лицевые Библии получают в искусстве готики. Изящные фигурки и целые сцены вписываются в инициалы, украшенные искусно выполненными орнаментальными мотивами, схожими с витражами готических храмов (напр., РНБ. Лат. Q. v. I. 227, XIII в.; РНБ. Лат. O. v. I. 174, XIII в.; МГУ НБ. Инв. и: 288703, 1240-1250 гг.). В XIII в. была создана т.н. Нравоучительная Библия, состоявшая из циклов миниатюр с краткими пояснительными текстами, содержащая более 5 тыс. рисунков (напр., Толедо, сокровищница собора, ок. 1230). В XIV в. получает распространение иллюстрированная Библия бедных. В XV-XVI вв. с началом книгопечатания появляются Библии с гравированными иллюстрациями, напр., изданные Г. Цайнером (Аугсбург, 1475), Сензеншмидтом и Фриснером (Нюрнберг, 1475), Пфланцманном (Аугсбург, 1475), они сопровождались 57 иллюстрациями. Издания Г. Квентеля (Кёльн, 1478-1479) и А. Кобергера (Нюрнберг, 1483) имели более 100 иллюстраций. Последующие издания, использовавшие резные доски Кёльнской Библии, выходили в Аугсбурге, Страсбурге и Гуттенберге[21].

Древнейшие русские Евангелия-апракос - Остромирово Евангелие (РНБ. F. п. I. 5, 1056-1057 гг.) и Мстиславово Евангелие (ГИМ. Син. 1203, до 1117 г.) - украшены изображениями евангелистов (в Остромировом Евангелии нет миниатюры с евангелистом Матфеем, но для нее оставлено место), орнаментальными заставками и инициалами.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Итак, оформлением книги занимались специалисты - миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Мастерами оформления сначала были монахи, но с ХIII-ХIVв. все чаще этим стали заниматься художники-миряне, работавшие в монастырских скрипториях бок о бок с писцами, также обычно монахами. Миниатюристы оформляли огромное количество манускриптов, необходимых для совершения литургической службы, богословских штудий или индивидуальной религиозной практики, равно как и многих других книг, составлявших книжность той эпохи, включая светские сочинения античных авторов. Иллюстраторы часто распределяли работы между собой. На разных этапах над одной и той же миниатюрой работали разные члены ателье.

С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Бывало, что декоративные элементы просто-напросто оттесняли текст на второй план. Элементами декоративного оформления средневековой рукописной книги были инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу.

При иллюстрировании книг использовалось множество технологий и это требовало специализации различных дисциплин уже на ранних этапах работы. Разные художники и ремесленники выполняли техническую подготовку пергамена и чернил, смешивание красок, золочение, дизайн композиции и выполнение рисунка, нанесение одного цвета за другим, филигранную и орнаментальную роспись, полировку и т.д.

Сюжеты библейских миниатюр четко выстраиваются в три группы: "исторические миниатюры", "нравоучительные миниатюры" и "пророческие миниатюры".

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая исследование, можно прийти к выводу, что древние рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

Задачи исследования выполнены:

· Изучена литература по теме исследования

· Определены функции древневековх книг;

· Рассмотрены материалы и технологии изготовления рукописной книги;

· Выявлено, кто занимался оформлением древних книг;

· Охарактеризованы особенности оформления древних книг;

· Указаны технологии иллюстрирования книг в Средние века;

· Изучено оформление древних Библий.

Цель исследования достигнута - иллюстрации в древневековых книгах изучены с позиций методов, технологий их выполнения.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Белоброва О. А. О Библиях с гравюрами в русских библиотеках 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. // Книжные центры Древней Руси: Северорусские монастыри. - СПб., 2001. С. 306-322.

2. Георгиевский Г., Владимиров М. Древнерусская миниатюра. - М., 1933.

3. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История Средних веков. - М., 2008. С. 59.

4. Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. - М.: Международный союз книголюбов, 2001. - с.13-20.

5. Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. - М., 2002.

6. Квливидзе Н. В. Лицевой летописный свод и Годуновская Псалтирь 1591 г. Отражение иконографии миниатюр в монументальной живописи и иконописи кон. XVI в. // ДРИ. [Вып.:] Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь. - 2004. С. 417-430.

7. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. - Од., 1876.

8. Лазарев В. Н. История византийской живописи. - М., 1948, 1986

9. Лихачева В. Д. Византийская миниатюра. - М., 1977.

10. Лихачева В. Д. Искусство книги: Константинополь, XI в. М., 1976.

11. Откровение Иоанна Богослова в мировой книжной традиции. - М., 1995.

12. Свирин А. Н. Искусство книги древней Руси XI-XVII вв. - М., 1964.

13. Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в.: Исследование Псалтири Томича. - М., 1969.

14. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтири. - М., 1977.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Рис.1. Миниатюра Линдисфарнского Евангелия


Рис.2. Разворот Евангелия Годескалька. 781-783 годы.


Рис.3. Линдисфарнское Евангелие


Рис.4. Страница из Часослова герцога Беррийского


Рис.5. Рукописный инициал из Евангелия. Бавария, XI в.


Рис.6. Рисунок пером в Утрехтской Псалтыри


Рис.7. Миниатюра Утрехтской Псалтыри


Рис.8. Иов на Гноище. Миниатюра, XIII век


Рис.9. Библия Вульгата


[1] Функции средневековой книги // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/i_funkcii_srednevekovoj_knigi/11-1-0-45

[2] Функции средневековой книги// http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/i_funkcii_srednevekovoj_knigi/11-1-0-45

[3] Функции средневековой книги// http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/i_funkcii_srednevekovoj_knigi/11-1-0-45

[4] Функции средневековой книги// http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/i_funkcii_srednevekovoj_knigi/11-1-0-45

[5] Материалы и технологии изготовления средневековой рукописной книги // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/ii_materialy_i_tekhnologii_izgotovlenija_srednevekovoj_rukopisnoj_knigi/11-1-0-46

[6] Материалы и технологии изготовления средневековой рукописной книги // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/ii_materialy_i_tekhnologii_izgotovlenija_srednevekovoj_rukopisnoj_knigi/11-1-0-46

[7] Материалы и технологии изготовления средневековой рукописной книги // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/ii_materialy_i_tekhnologii_izgotovlenija_srednevekovoj_rukopisnoj_knigi/11-1-0-46

[8] Материалы и технологии изготовления средневековой рукописной книги // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/ii_materialy_i_tekhnologii_izgotovlenija_srednevekovoj_rukopisnoj_knigi/11-1-0-46

[9] Материалы и технологии изготовления средневековой рукописной книги // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/ii_materialy_i_tekhnologii_izgotovlenija_srednevekovoj_rukopisnoj_knigi/11-1-0-46

[10] Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. - М.: Международный союз книголюбов, 2001. - с.17

[11] Книжное иллюминирование // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/v_knizhnoe_illjuminirovanie/11-1-0-50

 

[12] Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. - М.: Международный союз книголюбов, 2001. - с.18

[13] Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. - М.: Международный союз книголюбов, 2001. - с.19.

[14] Книжное иллюминирование // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/v_knizhnoe_illjuminirovanie/11-1-0-50

[15] Книжное иллюминирование // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/v_knizhnoe_illjuminirovanie/11-1-0-50

[16] Книжное иллюминирование // http://bookbinding.ucoz.ru/publ/o_knigakh/srednevekovaja_rukopisnaja_kniga/v_knizhnoe_illjuminirovanie/11-1-0-50

[17] Квливидзе Н.В., Турилов А.А. Библия: Ч.III. Иллюстрации // http://www.pravenc.ru/text/209475.html

[18] Квливидзе Н.В., Турилов А.А. Библия: Ч.III. Иллюстрации // http://www.pravenc.ru/text/209475.html

[19] Квливидзе Н.В., Турилов А.А. Библия: Ч.III. Иллюстрации // http://www.pravenc.ru/text/209475.html

[20] Там же.

[21] Квливидзе Н.В., Турилов А.А. Библия: Ч.III. Иллюстрации // http://www.pravenc.ru/text/209475.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...