Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идут на подвиги, на смерть идут.




Олимпиада.

 

Если вечер (утренник) русского языка часто является средством пропаганды, привлечения внимания всех учащихся к русскому языку, то олимпиада служит для вовлечения учащихся в активную работу.

Олимпиада – это своеобразное соревнование в знаниях, итог предварительной работы учащихся, как на уроке, так и вне урока.

Олимпиады могут быть классными, школьными, районными, общегородскими, областными, республиканскими, международными.

Все участники олимпиады должны пройти несколько туров (два, три, четыре). Для проведения олимпиады выбирается жюри, которое оценивает и письменные работы учащихся, и устные ответы.

Для проведения олимпиад необходимо заранее ознакомить всех желающих участвовать с основными условиями конкурса. Кроме того, целесообразно вывесить вопросник, по которому учащиеся будут готовиться к первому туру.

Первый тур, отборочный, проводят по классам. Предлагается написать диктант. Текст, которого по своему содержанию и материалу не должен выходить за пределы программы по русскому языку для данного возраста, и дать ответ на несколько пунктов вывешенного вопросника.

К участию во втором туре допускаются только те из учащихся, которые в первом туре показали лучшие результаты. Такими учениками могут быть все написавшие диктант на пять или четыре, и правильно ответили на определённое число вопросов. Для этого им предлагается написать небольшое изложение и ответить на ряд новых вопросов, которые заранее не вывешивались. Вопросы и задачи могут быть самыми разнообразными, однако они должны выявить знания по грамматике, орфографии, пунктуации и речевые навыки.

К участию в третьем туре допускаются те школьники, которые набрали необходимое количество очков во втором туре. Участники второго тура пишут небольшое сочинение на заданную тему и отвечают на вопросы викторины.

Четвёртый тур – итоговый, устанавливающий победителей проведённой олимпиады. К участию в нём допускаются только победители третьего тура. Здесь предлагают вопросы, рассчитанные на языковое чутьё и сообразительность.

Олимпиады могут проводиться с помощью местных телевизионных студий. Проведение телевизионные олимпиады не отличается от проведения обычных олимпиад. С организационной точки зрения их особенностью является то, что центр работы находится в студии, там же проводится заключительный тур, который демонстрируется по местному телевидению.


Конкурсы.

 

Подобно олимпиадам, массовый характер носят также различные конкурсы. Это могут быть конкурсы на самый грамотный диктант, лучшую стенную газету, рукописный журнал, лучшее чтение стихов, лучшую тетрадь по русскому языку.

В последнее время учителя, которые из года в год организуют внеклассную работу, стали проводить и такого рода конкурсы – «Владеете ли вы деловым стилем?». Участникам предлагают:

- написать заявление, (называют на предмет чего) и заметку в стенгазету;

- написать на небольшую статью рецензию или аннотацию;

- составить в тезисной форме конспект какой-либо статьи;

- написать автобиографию или официальную характеристику на одного из товарищей.

Важным моментом в воспитании учащихся является подготовительная работа к конкурсу.

«Устный журнал».

Большим успехом пользуется «Устный журнал», основная цель которого – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон русского языка. Устный журнал может иметь своё назначение, например: «Язык мой – друг мой», «Родное слово».

Устный журнал обычно состоит из нескольких (4-5) страниц, каждая из которых имеет своё название с учётом содержания. Например:

«Почему мы так говорим» – страничка этимологии слова и выражений;

«Чудесные превращения иностранцев» – о фонетическом и грамматическом освоении заимствованных слов;

«Слово на карте» – о происхождении географических названий;

«Знаете ли вы…» – страничка об интересных фактах языка.

Устный журнал отличается от других видов внеклассных мероприятий широкой информативностью. Один номер позволяет представить разнообразный по тематике языковой материал.

В качестве примера приведём краткое содержание одного номера устного журнала, проведённого в VII классе.

Первая страница – «Великое русское слово». Где приводятся высказывания писателей и поэтов о русском языке.

Вторая страница – «Жемчужины нашего языка» – посвящённая пословицам, поговоркам и загадкам о русском языке.

Третья страница – «Приключения слов» – посвящена словам, изменившим своё значение («знакомые незнакомцы»).

Четвёртая страница – «А знаете ли вы…» – о том, что стихотворение И.С. Тургенева «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…» во время Великой Отечественной войны принимало участие в борьбе с фашизмом.

Обычно даже «нерадивые» слушатели замирают от удивления, настораживаются:

«Это было так, к коменданту оккупированного Орла зашла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешить открыть музей И.С. Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив небольшую комнату. И вот музей открыт. Посетителей много. Люди, первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней. И посетителей становилось всё больше и больше». Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. Немцев заинтересовало: что же воодушевляет людей, вселяет в них уверенность? Первое, что видел каждый, входящий в музей-комнату, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…».

Страничка заканчивается словами С. Щипачёва:

Словами наша речь красна, богата,

И есть слова, что в бой полки ведут,

С которыми, сжав пальцы на гранатах,

Идут на подвиги, на смерть идут.

 

Главным в этом фрагменте является то, что слушатели «Устного журнала» чувствуют великую силу слов, осмысливают слова, что, такой язык дан великому народу, победить который или поставить на колени невозможно.

В связи с тенденцией привлекать к участию во внеклассной работе как можно больше учащихся широкое распространение получили такие виды внеклассной работы, как «День русского языка» или «Неделя русского языка». День или Неделя русского языка проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к русскому языку и оказывающий массовое воздействие на учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно: различные беседы и доклады, конкурсы и олимпиады, вечера и утренники. Организация таких массовых мероприятий – дело чрезвычайно трудоёмкое. Поэтому правильно делают те учителя, которые обращаются за помощью в местные Педагогические институты, а студентам рекомендуется принимать активное участие в подобных мероприятиях.

Чем разнообразнее виды внеклассной работы по русскому языку, тем живее интерес учащихся к ней.

 

Кружок русского языка.

 

Наиболее распространённым видом внеклассной работы является кружок русского языка, или кружок любителей русского языка. Возможность выбора конкретных языковых вопросов для работы этого кружка так велика, что не следует указывать на тематику. В названии кружка могут быть как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительным следует считать тот факт, что для работы кружка подходят любые языковые темы, и учителю, следовательно, легче подбирать материал.

Отрицательным, бесспорно, является то, что со стороны никогда нельзя определить круг вопросов, над которыми работает кружок. Это не формальный подход, здесь есть и воспитательный момент. Если, спросить кружковцев о том, над какими вопросами они работают? Ответ обычно – «Да, над разными вопросами», или «Над русским языком». Это связано с тем, что на занятиях может рассматриваться так много различных языковых вопросов, что дети не усваивают основных.

Все занятия в кружке русского языка строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы.

Кружок русского языка является как бы «введением» в науку о языке, и знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики. Призван пробудить в детях глубокий интерес к грамматике, орфографии, лексике, стилистике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...