Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, препятствующие психологическому развитию.

Помехи появляются у человека уже в раннем детстве, они присутствуют и на нормальных стадиях развития. Уроки, полезные в одном возрасте, могут принести вред на более поздней стадии. Роджерс не останавливается на специфических препятствиях в развитии личности, а рассматривает паттерны, потенциально ограничивающие личность ребенка.

«Когда ребенок взрослеет и его личность развивается, проблема может оставаться. Развитие личности осложняется отрицанием фактов, противоречащих искусственно созданной «хорошей» «я»-концепции. Для того чтобы сохранить ложный образ «я», ребенок продолжает искажать собственные переживания. Чем больше искажение, тем больше шансов у ребенка совершить ошибку и столкнуться с дополнительными проблемами. Первоначальные искажения в результате могут проявиться в спутанности поведения, ошибках и смущении.»[24]

Существует и обратная связь. Каждый пример несоответствия между «я» и реальностью усиливает дисбаланс личности, который, в свою очередь, вызывает защитные реакции, неспособность человека воспринимать новый опыт и создает условия для новых проявлений несоответствия.

Иногда защитные механизмы не срабатывают. Человек начинает осознавать очевидное несоответствие между своим поведением и убеждениями. В результате он может испытывать хронический страх, тревожность, стремление уйти и даже психоз. Роджерс пишет о том, что психотическое поведение, по-видимому, возникает из-за отрицания какого-то аспекта предыдущего опыта человека.


Глава 3: Самостоятельные теории личности

Джордж Келли

 

Д.Келли полагал, что любой человек, в независимости от того является ли он учёным-теоретиком или простым человеком, подвержен процессу постоянного изменения и роста.

Основным понятием в работах Д. Келли является понятие «конструкта», с помощью которого человек воспринимает себя, события и создаёт картину мира. Конструкт – это своего рода призма, через которую человек воспринимает реальность. По мнению, Д. Келли не существует абсолютных понятий и истин. Каждый человек видит реальность по-своему, субъективно, интерпретируя её на основе своей системы конструктов. Конструирование событий – попытка предвосхитить будущее событие на основе прошлого опыта и приобретённых знаний.

Посредством конструктов, люди устанавливают связь с внешним миром, и некоторые конструкты, в этом смысле могут оказаться более эффективны, чем другие (эффективные конструкты работают во благо человека).

В любой конкретный момент времени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем.

По мнению Д.Келли, человеческие конструкты довольно гибки, поскольку люди способны видоизменять и заменять их. А так же имеется неограниченный выбор возможностей для построения конструктов ситуаций и собственной личности, что обеспечивает возможность изменения и роста.

В любой конкретный момент времени индивидуум может быть понят как система, имеющая более или менее определенные размеры. Однако это вовсе не обязательно что-либо говорит о том, чем способен стать данный индивидуум в будущем.[25]

Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.

Теория личных конструктов рассматривает человеческую личность, как текучую и способную к изменению и росту путём преодоления самой себя и того, что сконструировано в качестве её нынешних возможностей. Агрессивные и творческие силы внутри человека, которые заставляют его исследовать, конструировать, и реконструировать свой мир, естественным образом способствуют человеческому росту, в то время, как угроза, страх и тревога могут стать помехой для роста. По д.Келли, значение агрессивности, а так же угрозы, страха и тревоги находится в тесной связи с личными конструктами. Это единый динамичный процесс, в котором конструкты сталкиваются между собой, меняются и становятся более жёсткими и громоздкими, что тоже бывает.

Люди, которые всегда используют только фиксированные конструкты, могут быть продуктивны, но не способны к творчеству.

Творчество наполняет любое развитие человека, так как это процесс, посредством которого люди освобождать себя от узких, жёстких способов конструирования и открывать для себя новые формы и горизонты бытия в мире.

 

Курт Левин

 

К.Левин является автором и основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – метод анализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей, описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов, а так же раскрывающий различные психологические явления.

 

 

«Лучше всего теорию поля охарактеризовать, как метод, а именно метод анализа причинных соотношений и построения научных конструкций»[26]

 

Основы теории поля заключены в следующих понятиях: Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства — все, что может быть осознано человеком. Событие — результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве.[27]

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций. Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе.

Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий — отрицательную. Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека.Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...