Дополненное вокальное именование нот в октавах.
Дополненные слоговые обозначения нот для ВОКАЛЬНОЙ практики Предлагаю вниманию вокалистов-практиков слоговое именования каждой ноты в диапазоне человеческих голосов от баса до сопрано. Как известно, кроме наименования нот натурального звукоряда «до, ре, ми, фа, соль, ля, си», которые взяли своё начало от первых строчек одного церковного гимна, причём, неудобный первый слог первой строчки «Ut», впоследствии был заменён слогом, удобным для пения - «до», мы имеем ещё два вида буквенной нотации: по Геймгольцу и научную, а так же запись нот на пятилинейном нотном стане. Научная нотация
Так же существуют слогово-цифровые обозначения по Геймгольцу, которые тоже опускают полутона. Ноты в октавах различаются через написание слога с маленькой буквы, слога с большой и цифры. Никто в вокальной практике не поёт ноту ля малой октавы как «ля-с-большой-буквы-ы-ы» и никто не поёт до второй октавы как «до-с-маленькой-буквы-два». Всё мы, вокалисты, и ля первой, и ля малой, и ля второй поём как просто ля. Что на самом деле далеко не всегда удобно, просто привычно. И вариантов, кроме как проговаривать иногда «ля-такой-то октавы» - нет. Не говоря уже о том, что нет своих имён, ни слоговых, ни цифровых у полутонов. И это очень. очень большой пробел в музыкальной, особенно вокальной практике!
Как вокалист практик я считаю, что это не просто пробел, это вред для развития музыкального слуха, мелодической памяти и абсолютного музыкального слуха. То же самое мы имеем при разучивании с листа. Возьмём ноту си, которая пишется на третьей линейке. Мы её там и запомнили, зрительно и по звучанию. Потом мы начинаем учить песню в тональности с пятью бемолями, и автоматически любая нота си у нас уже понижена на пол тона. То есть мы видим всё ту же си, а озвучивать её должны ниже. Опять сбой системы. Конечно же, в результате мы привыкаем. Но сам результат, само развитие слуха, координации слуха с голосом, музыкальной памяти от этого становится более труднодостижим и более длителен. Просто мы привыкли к этим медленным результатам.
Именование полутонов.
Итак, каждому полутону в пределах октавы присваивается имя, исходя из следующей логики: вверх до середины октавы согласная от чистого тона, гласная от диеза, вниз до середины октавы – согласная от чистого тона, гласная от бемоля; и ноте си бемоль оставлено её историческое название - B (би).
Таким образом хроматическая гамма звучит как: «до, ди, ре, ри, ми фа, се, соль, ле, ля би, си. А так как мы говорим о начальном вокале и облегчённости работы с ним, то неудобный для исполнения слог «ри» мы заменяем слогом «ли». И тогда хроматическая гамма гама звучит так: до, ди, ре, ли, ми фа, се, соль, ле, ля би, си; на латыни: do di re li mi fa se sol le la bi si Дополненное вокальное именование нот в октавах.
У ноты соль, единственной ноты, заканчивающейся на согласную, везде опускается «л». Получается:
dos, dis, res, lis, mis, fas, ses, sos, les, las, bis, sis Логично было бы приставить к слогам третьей октавы букву «т» от слова «терция», но тогда мы получим знатную скороговорку, а не удобное для пения слоговое обозначение. Поэтому к слогам третьей октавы мы присоединяем звук «у», от слова «ундецима» -терция через октаву. Тем более что буква «у», часто встречающаяся в речи, в музыкальных обозначениях несправедливо обижена и не встречается нигде. Имеем:
dou, diu, reu, liu, miu, fau, seu, sou, leu, lau, biu, siu
Мы не трогаем четвёртую и пятую октавы, потому что мы там не поём. Вернёмся вниз, к октавам ниже первой.
Малая октава: don, din, ren, lin, min, fan, sen, son, len, lan, bin, sin.
Большая октава: dom, dim, rem, lim, mim, fam, sem, som, lem, lam, bim, sim
Таким образом, если мы начинаем заниматься пением, сразу выучивая каждый полутон, КАЖДЫЙ звук по ЕГО имени, он быстрее закрепляется в «карте расположения звуков» в нашей памяти. Читая с нот, нам не нужно будет ноту си бемоль петь как си, при этом держа в уме, что это си бемоль и автоматически «ездя» связками в поисках нужного непривычного звука. Ноту си бемоль мы сразу при чтении с нотного листа озвучим как «би». Шансы попасть в неё с первого раза гораздо выше, особенно если в начале урока были сделаны упражнения по хроматической гамме, с участиём всех имён нот.
Это величайшая несправедливость. В вокале нет не главных звуков, невозможно сказать, что ты чисто спел, если ты все звуки натурального ряда спел чисто, а полутона кое-как. Но почему-то в теоретической музыке звуки натурального ряда имеют свои ступени и названия, которые постоянно на слуху, а бедные «герцы», которым не повезло оказаться в полутонах, менее известны. И как следствие, для исполнения даются хуже.
Посмотрите, как по этой системе легко подниматься и опускаться:
до, до ре до, до ре ми ре до, си, до;
ди, ди ли ди, ди ли фа ли ди, до ди;
ре, ре ми ре, ре ми се ми ре, ди ре;
ми, ми се ми, ми се ле се ми, ли ми…. и т.д.
Не правда ли, это петь легче, чем то, что было в ходу? А при регулярных занятиях со включением всех этих нот с названиями, они гораздо быстрее закрепятся в слуховой и мышечной памяти, ускоряя развитие абсолютного слуха. Или вот вам пример. Я, не зная гармонии, а может даже нотной грамоты, а просто выучив названия нот и запомнив их при разучивании песни, хочу передать вам песню. К примеру:
сон, ли, ли, ли, ли, ли-и. ре, ре фа, фа, ли ре, ре-ли до … При этом я могу и сфальшивить, и начать петь совсем не с того звука, но ВЫ УЖЕ ПОЛУЧИЛИ ИНФОРМАЦИЮ КАКИЕ НОТЫ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ. Потому что «сон», это конкретно соль малой октавы, а «ли» это ре диез первой. А песня была «Прекрасное далёко». Данное дополнение к практическому вокалу по сути состоит из двух частей: именование полутонов в пределах одной октавы и именование - через окончание - нот в остальных октавах. Я надеюсь, что это дополнение, в обоих своих частях, поможет делу развития слуха и связи слуха с голосом у последующих поколений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|