Занятия и образ жизни народов Древней Руси
Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX-X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств - земель-волостей. Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось подсечно-огневое земледелие. О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических раскопках железных наральников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего сельскохозяйственного инвентаря. Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая терминология заимствована из славянских языков. Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля. Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей степени был распространен мелкий рогатый скот - овцы и козы. Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного животного и для верховой езды.
Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта. Также население занималось рыболовством и бортничеством. Ранее всего выделилось железообрабатывающее производство, использовавшее в качестве сырья местную болотную руду. Фольклор
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл. Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве». Значение исторических жанров фольклора возрастает с образование государства и началом складывания древнерусской народности. На протяжении многих лет народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. «Устная летопись» предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных источников. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе, и многие другие. Летописное повествование о событиях IX-Х веков практически целиком основано на фольклорном материале.
К Х веку относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины - устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи. Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича - временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.
Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летописной характеристике князя Святослава и в описании его походов. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» и «словутый певец Митуса», о котором говорится в Галицко-Волынской летописи. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние на литературу сохранялось и в последующие столетия: писатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов. 2.3 Письменность и литература
Ключевым моментом в развитии русской культуры стало введение единой письменности. Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни, современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX-Х веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные записи на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. В Древней Руси существовало и школьное образование. После введения христианства Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Имелись и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием частной собственности и торговли - необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли ни общество, ни тем более усиливающееся государство. В литературе древней Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI - началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием «Повесть временных лет». Ее называют энциклопедией древнерусской жизни IX-XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о её языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.п. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуется такое произведение общественно-политического направления, как «Слово о Законе и Благодати». Оно написано в 30-40 годах XI века придворным княжеским священником Иларионом, ставшим позднее первым киевским митрополитом из русских. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение злободневные проблемы русской действительности. Противопоставляя «благодать» (христианство) «закону» (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и утверждает идею перенесения небесного внимания и расположения с одного избранного народа на все человечество, равноправия всех народов. Своим острием «Слово» направлено против притязаний Византии на культурное и политическое главенство в Восточной Европе. Этому положению Илларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения, выдвигает теорию всемирной истории как процесса постепенного и равного приобщения всех народов к христианству. Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств. Тем самым дается религиозное обоснование государственной самостоятельности и международного значения Руси. «Слово» пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю.
Самыми знаменитыми произведениями древнерусской художественной литературы являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, «Моление» Даниила Заточника и «Слово о полку Игореве». Популярна на Руси была и мировая литература - переводились богословские сочинения, естественнонаучные трактаты, греческие романы и византийские хроники. Переводная литература религиозного и светского содержания занимала большое место в книжном фонде Древней Руси. Отбор произведений для перевода определялся внутренними потребностями общества, вкусами и запросами читателя. При этом переводчики не ставили целью точную передачу оригинала, а стремились максимально приблизить его к действительности, к запросам времени и среды. Особенно существенной переработке подвергались произведения светской литературы. В них широко проникали элементы фольклора, использовались приемы оригинальной литературы. В дальнейшем эти произведения неоднократно перерабатывались и становились русскими по своему характеру. Также переводная литература способствовала обогащению и развитию оригинальной древнерусской литературы. Однако это не дает оснований связывать ее возникновение только с влиянием переводных произведений. Оно было вызвано внутренними политическими и культурными потребностями формирующегося раннефеодального общества. Переводная литература не предшествовала развитию русской оригинальной литературы, а сопутствовала ей. Зодчество Древней Руси
Дошедшее до наших дней монументальное каменное зодчество древней Руси начало складываться в конце IX века. К этому времени Древнерусское государство уже было одним из самых крупных и влиятельных государств Европы. Принятие в X веке христианства, как государственной религии, очень способствовало развитию церковной архитектуры и культурному прогрессу в общем. К началу IX в. на Руси насчитывалось около 30 крупных городов. Норманны (или варяги), ходившие путями «из варяг в греки» или «из варяг в персы» через территорию Руси, называли ее Гардарикой - страной Городов. В центре древнерусского укрепленного города находился детинец, по-другому кром или кремль. Кольцом его окружали посады ремесленников, а на окраинах располагались слободки. Укреплялся город земляными валами, деревянным тыном, естественными или искусственными водоемами. Жилые строения были в основном из дерева. Дерево вообще широко используется в то время не только в строительстве, но и в мощении дорог, в городском благоустройстве. После принятия Православия начали строиться многочисленные монастыри и храмы. Первые величественные соборы Новгорода и Ростова Великого были деревянными. По сохранившимся иконописным изображениям можно судить о сложности и архитектурной изысканности деревянных храмов и палат. На первых этапах строительства из кирпича и камня существенное влияние оказывала традиция деревянного зодчества. Внешние факторы, например участие византийских мастеров в строительстве первых каменных храмов, имели некоторое значение только на первых этапах развития. Но уже к концу XII века влияние Византии лишь отзывалось негромким эхом в архитектурных шедеврах русских мастеров. И чем дальше, тем более самобытно, и не похоже ни на одну традицию в мире, становилось русское зодчество. Практически сразу после принятия Христианства, в 989 году, в Киеве была заложена первая каменная церковь. Князь Владимир, после освящения церкви в 996 году, даровал ей «десятину» своих доходов, отчего и стали называть ее Богородицкой Десятинной. Археологические раскопки в Киеве не дают пока подтверждения летописным свидетельствам более ранних каменных построек. Поэтому Десятинная церковь считается самой древней каменной постройкой Древней Руси. При постройке этого храма использовались византийские кирпичи - плинфы. На фасад здания ряды кирпичей выходили через один. Промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт раствором. Такой прием назывался «кладка со скрытым рядом». Он давал новые технологические и художественно-декоративные возможности. Причем в Византии такую кладку начали применять только в середине XI века. Десятинная церковь была дворцовой церковью, и рядом с ней тогда же были возведены кирпичный дворцовый ансамбль. На рубеже веков был заложен Спасский собор в Чернигове. И почти сразу же после него - Софийский собор в Киеве. Софийский собор - большой пятинефный храм. Своды выполнены по схеме вписанного креста. С восточной стороны - пять апсид, со всех остальных сторон расположены двухэтажные галереи. Снаружи к ним примыкает еще ряд одноэтажных, и более широких галерей. В западную наружную галерею вмонтированы две башни, с лесенками для подъема на хоры. Сами хоры открываются во внутреннее пространство двухъярусными тройными аркадами, опирающимися на два профилированных столба. Помимо центральной главы на мощном барабане, прорезанном большими окнами, у собора есть еще 12 глав, не считая наверший башен. Здание имеет четкую пирамидальную композицию, которая придает зданию цельность и величественность. Интерьер собора, несмотря на четкость построений, производит впечатление очень сложного и живописного. Тонко продуманная композиция выделяет два основных пространства. Хоры, на которых стоит князь и его свита в потоках света, льющегося из огромных окон барабана. И нижняя часть, более затененная, из которой стоящие на хорах кажутся подобными сверкающей фреске. Центральная часть - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью. Боковые части украшены фресками. Интерьер Софийского собора менее пострадал, чем фасад, закрытый более поздним декоративным оформлением в стиле украинского барокко. И даже теперь, лишенный богатого мозаичного набора, покрывавшего его пол, изящных светильников и дорогих тканей, производит очень сильное впечатление. Прямых аналогий Софийскому собору в византийской архитектуре того времени нет. Константинопольские соборы и храмы в других греческих городах, небольшие, трехнефные, одноглавые. Софийский собор, пятинефный и многоглавый, занимает площадь почти 600 квадратных метров. Очень не похожи декоративное и интерьерное оформлении византийских храмов и Софийского собора. В то же время были возведены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, в общих чертах повторяющие несколько упрощенную плановую схему киевского собора. Различаются лишь материалы декоративного оформления, и количество глав. В Новгороде их пять, а в Полоцке - семь. Немного изменены и общие пропорции. Новгородский Софийский собор имеет высоту большую, чем длину, и от этого кажется более стройным. С 40-х годов XI века до начала XII века в Киеве и его окрестностях были построены более десятка крупных храмов. Это соборы Дмитровского, Выдубицкого, Печерского, Кловского, Янчина монастырей, церкви Ирины и Георгия и прочие. Кроме того, сразу после сооружения Софийского собора в Киеве были возведены знаменитые Золотые ворота - парадный въезд на территорию города, представляющий собой массивную кирпичную башню с проездом и надвратной церковью Благовещения. Переяславль - один из крупнейших древнерусских городов. В конце XI века он приобретает особое военно-политическое значение, как форпост Древнерусского государства против половецких вторжений. По инициативе Владимира Мономаха в Переяславле разворачивается грандиозное строительство. За небольшой промежуток времени здесь возводятся десять крупных построек. Это церкви Михаила Архангела, Богородицы на княжьем дворе, Андреевской «у ворот», Летской божницы, каменное задание бань. Бани - редкий памятник гражданского строительства - состояли из двух помещений с уровнем пола, чуть ниже уровня земли. Здесь обнаружены и остатки интерьерного оформления - кусочки смальты от мозаик пола и стен, мраморные детали (в том числе целая капитель из проконесского мрамора), осколки оконных стекол, керамический водопровод. Таким образом можно делать выводы о высоком уровне развития не только архитектуры, но и интерьерного оформления, и инженерных коммуникаций Древней Руси.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|