Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование стиля управления и факторы его определяющие




 

Формирование стиля руководства - сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

Стиль формируется как осознанная потребность поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к рациональному познанию среды, условий деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

При выборе стиля управления, который включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику личной работы, структуру затрат рабочего времени, надо учитывать множество факторов, но прежде всего, наряду с ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора [19, с. 64]:

- Решаемые сотрудниками задачи.

Для стереотипных, рутинных, повторяющихся задач допустимы авторитарные формы управления, но при условии, что требуется только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой. Для сложных неповторяющихся задач творческого характера необходимыми являются демократические формы управления.

- Уровень квалификации работников и руководителя.

Интегрально-демократический стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.

- Характер мотивации сотрудников.

При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в коллективах из менее квалифицированных работников только путем распределения материальных благ [2, с. 140].

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.

На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других).

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.

Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.

Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей - следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.

Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:

·   информационных, социальных, организационных, коллективных, технико-технологических условий управления на предприятии;

·   функций управления различных уровней системы;

·   применяемых руководителем принципов и методов управления;

·   руководителей различных уровней и подразделений.

Всеобщие стилеобразующие факторы вытекают из самой природы общественного труда, порождены кооперацией труда и являются объективными, но не существенными предпосылками стиля управления. К числу таких факторов следует отнести принципы системности, иерархичности, необходимого разнообразия, обратной связи.

Систему основных факторов формирования стилей управления можно представить в виде схемы (рис 1,Прил. 3).

Чем дальше от стиля управления в иерархии отношений находятся стилеобразующие факторы, тем более опосредованное влияние их на формы этих отношений, и наоборот. В этой связи становится очевидным, что характеристики субъектов управления есть вместе с тем и непосредственные факторы формирования стилей управления [2. с. 144-149].

Среди особенных факторов выделяются:

распределение полномочий;

установление ответственности;

характер процесса принятия решений;

используемые методы руководства;

организация труда;

заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных.

 

Эффективность стилей руководства

 

Эффективность стилей руководства по отдельным элементам деятельности организации можно представить в виде таблицы.

 


 

Таблица 1. Эффективность стилей

Слагаемые эффективности Авторитарный стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Эффективность достижения цели Обеспечивает выживание в случае кризиса; Снижение убытков при работе в условиях дефицита; Малые затраты на менеджера; Низкая мотивация сотрудников в экономии ресурсов Использует рыночные шансы для заинтересованных сотрудников; Снижение убытков при отсутствии менеджера; Большие затраты на координацию работ; Высокая мотивация сотрудников в экономии ресурсов Предоставляется сотрудникам полная свобода действий для работы и самореализации; Высокие затраты на протяжении всей деятельности организации; Плохая координация работ; Низкая мотивация сотрудников
Эффективность выполнения работ Быстрое решение; Использование творческого потенциала только лидера; Четкое расположение ролей; Зависимость от лидера Медленное решение; Использование творческого потенциала лидера и сотрудников; Неясное разделение ролей; Независимость от лидера Медленное решение; Использование творческого потенциала только сотрудников; Отсутствие разделения ролей; Независимость от лидера
Социальная эффективность Потеря инициативы среди сотрудников; Только организованная забота о молодежи Инициативность, предприимчивость сотрудников; Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров Инициативность, предприимчивость сотрудников; Отсутствие какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его развитии.

 

У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения:

·   в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее;

·   в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.

Все это необходимо учитывать при формировании стиля руководства на предприятии [2. с. 122-123].

 


 

Глава II. Анализ оценки эффективности системы управления, на примере магазина «Все для Вас».

 

Общая характеристика магазина «Все для Вас»

 

Проведем анализ оценки эффективности системы управления, на примере магазина «Все для Вас».

Магазин «Все для Вас» является предприятием розничной торговой сети города Тюмени.

Главная цель деятельности магазина - полное и качественное удовлетворение потребностей покупателей в соответствии с торговым профилем магазина и, как следствие, получение максимальной прибыли. В соответствии с целью магазина директор осуществляет торгово-закупочную деятельность и реализацию товаров в розничной торговой сети.

Прием на работу сотрудников, увольнение, кадровые перемещения штатное расписание, а также формы, размеры и оплата труда оформляются приказами директора.

Коллектив магазина «Все для Вас» обязан соблюдать правила торговли, обеспечивать сохранность продукции, обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

Познакомившись с организационно-правовой характеристикой магазина «Все для Вас» и родом хозяйственной деятельности необходимо рассмотреть целевой подход к управлению магазином.

Для достижения положительных результатов работы необходимо правильно сформулировать цели деятельности. Без четкого представления того к чему стремишься, невозможно успешно заниматься работой. Любая организация не сможет достичь наибольшего успеха, если она не имеет четко определенных ориентиров. Организации для нормальной жизнедеятельности необходимы миссия, направления развития, комплекс задач для их реализации. Миссия это причина существования организации в обществе, выражающая направленность деятельности. Миссия, цели и стратегия деятельности являются отправным моментом для определения объема управленческой деятельности.

Рассмотрим миссию, цели и задачи, поставленные перед магазином «Все для Вас» (рис.2).

 

 

Изучение спроса и закупка товара; Планирование основных экономических показателей; Подбор и расстановка кадров; Развитие материально-технической базы;
Управление товарными запасами и ассортиментом; Планирование и учет труда и заработной платы; Воспитание кадров и социальное развитие коллектива; Обеспечение технического обслуживания;
Управление организацией продаж и рекламой; Финансовое обслуживание; Обеспечение организации управленческого процесса. Противопожарная безопасность.
Увеличение объема продаж. Учет результатов хозяйственной деятельности;    
  Повышение эффективности управления организацией.    

 


 

Увеличение объема продаж Оперативное регулирование деятельности всех отделов Стимулирование работников Оснащенность каждого отдела магазина
Работа с поставщиками Устранение сбоев в работе Обучение кадров  

Рис.2 Целевой подход к управлению магазином «Все для Вас»

 

Для реализации стратегии по обеспечению выполнения миссии, целей и задач в организации как социально-экономической системе выделяется подсистема в виде структуры управления, которая имеет свои специфические связи. Таким образом, структурирование организации это распределение полномочий, прав принимать решения и функций. В основе построения структуры организации находятся функции разделения управленческой деятельности.

Рассмотрев миссию, цели и задачи в достижении намеченных ориентиров развития магазина «Все для Вас», рассмотрим его существующую организационную структуру.

Существующая организационная структура анализируемого магазина, строящаяся по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему, представлена далее (рис. 3).


 

Рис. 3 Организационная структура магазина «Все для Вас»

 

Численность сотрудников магазина составляет 9 человек, согласно, штатного расписания. Общим руководством магазина занимается непосредственно директор, в подчинении у которого находится штат из восьми человек, работающих по найму. В составе штатного аппарата числятся: бухгалтер, товаровед, менеджер по продажам, три продавца, две уборщицы.

Организационная структура магазина «Все для Вас» имеет три уровня:

.Директор (высший уровень управления), осуществляющий непосредственное управление магазином;

.   А) Бухгалтер, подчиняющийся директору, ведет всю бухгалтерию деятельности магазина (средний уровень управления).

Б) Менеджер по продажам, который занимается ассортиментом мебели, заявками на изготовление, реализацией и гарантийным обслуживанием, подчиняющийся непосредственно директору.

В) Товаровед, также подчиняющийся директору, занимается товарным ассортиментом магазина, ведет приемку товара, осуществляет выкладку товара на прилавки, имеет в своем подчинении вспомогательный персонал и продавцов.

. Продавцы, осуществляющие продажу товара непосредственным потребителям, и вспомогательный персонал являются низшим уровнем управления.

Рассмотрев структуру управления магазином «Все для Вас» мы выяснили, что она является линейной. Рассмотрим достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления (табл.2).

 

Таблица 2

Достоинства и недостатки линейной организационной структуры управления

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности подразделения; Согласованность действий; Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; Единство и четкость распорядительства; Единоначалие и быстрота реакции в ответ на прямые приказы. Высокие требования к руководителю; Перегрузка высшего уровня управления, что ограничивает возможность эффективно управлять.

 

    Анализ организационной культуры и стиля управления в магазине «Все для Вас»

стиль руководство управление магазин

Определим организационную культуру магазина. Используя анкету, включающую в себя развернутое описание четырех типов культур, определим доминирующую в магазине «Все для Вас».

Эта анкета была составлена доктором Роджером Харрисоном (См прил.2). Она включает в себя 15 групп из четырех альтернативных формулировок.

Общее число каждой формулировки:

- культура власти - 44 балла

культура роли - 33 балла

культура задачи - 38 баллов

культура личности - 26 баллов.

Проанализировав существующую культуру магазина «Все для Вас» можно сделать вывод, что в данной организации преобладает культура власти.

Организация с таким типом культуры характеризуется централизованным источником власти, решения принимаются в результате баланса влияний, быстрым реагированием на события, оценивая выполненное задание по результатам, с лояльным отношением к средствам выполнения.

На сформировавшуюся культуру магазина в значительной степени повлияли цели и задачи, стоящие перед ним. Основным фактором послужило получение максимальной прибыли от реализации товаров надлежащего качества, полное удовлетворение потребностей покупателей, применяя обслуживание высшего уровня для постоянного привлечения старых и новых потребителей.

Бесспорно, на формирование культуры магазина огромное влияние оказало внешнее окружение - экономическое, политическое, технологическое и социальное, которое предполагает уметь быстро реагировать на изменения и приспосабливаться.

Ядром любой организации являются люди, которые являются значимым фактором, влияющим на культуру организации. Кадры, по сути, и определяют тип культуры.

Понятие эффективность содержит в себе соотношение показателей результата и затрат на его достижение. Эффективность управления это результат деятельности, эффект от которой можно получать в течение длительного времени.

Эта система экономических показателей дает возможность оценивать и сравнивать эффективность работы предприятия, проводить анализ использования отдельных видов ресурсов предприятия, учитывать и определять влияние значимых факторов на общие результаты деятельности предприятия торговли, выявлять резервы и намечать пути повышения эффективности их работы.

Эффективность деятельности предприятия формируется под влиянием факторов, обеспечивающих изменение конечных результатов деятельности при рациональном использовании всех видов ресурсов и затрат. С учетом анализа системы показателей эффективности определяют мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности. Анализ эффективности деятельности предприятия является заключительным этапом подведения итогов работы предприятия.

Основными факторами, влияющими на деятельность предприятия, являются: дисциплина и ответственность работников, специализация предприятия, обновление основных фондов, условия труда работников, организация рабочих мест, текучесть кадров, заинтересованность работников в достижении высоких результатов деятельности, применение прогрессивных форм торговли и т.д.

 

Анализ руководителя магазина «Все для вас»

 

Проведем тестирование «директор глазами подчиненных» и, определим какой стиль руководства, использует руководитель магазина «Все для Вас» (См. Прил. 1).

Тестирование, в котором приняло участие 8 человек, показало: 4 работника считают, что директор использует демократический стиль, однако в некоторых ситуациях и авторитарный. Из этого можно сделать вывод: руководитель стремится к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям. Она совместно с сотрудниками согласовывает цели организации и индивидуальные пожелания работников, распределяет работу. При оценке работников она руководствуется объективными критериями, оказывает подчиненным необходимую помощь, стремясь повысить их возможности самостоятельно решать производственные задачи. Давая сотрудникам голос в принятии решений, она увеличивает организационную ответственность и помогает генерировать свежие идеи.

Проведенное исследование показало, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

 

Степень эффективности существующей системы управления магазином «Все для Вас»

 

Рассмотрев понятия эффективности и факторы, влияющие на нее, определим степень эффективности существующей системы управления магазином «Все для Вас» с помощью показателей деятельности (табл. 3.3).

 

Таблица 3 Оценка эффективности управления магазином «Все для Вас» за 2011 - 2012 гг.

Показатели Ед. изм. 2011 г. 2012г. Отклонение Темп роста

Обобщающие показатели эффективности деятельности

Рентабельность % 13.3 16.0 + 2.7 123.1

Эффективность использования основных фондов

Фондоотдача руб. 28.8 33.2 + 4.4 115.28
Фондоемкость руб. 0.035 0.030 - 0.05 85.71
Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади тыс. руб. 13.53 16.35 + 2.82 120.84
Доход на 1 кв.м. тоговой площади тыс. руб. 2.96 3.49 + 0.53 117.91

Эффективность использования оборотных средств

Среднегодовая стоимость товарных запасов тыс. руб. 870 1520 + 650 174.71
Скорость обращения обор. 3.13 3.82 + 0.69 122.04

Эффективность использования трудовых ресурсов

Производительность труда 1 работника тыс. руб. 272 644.44 + 372.44 236.93
Товарооборот на 1 руб. ФЗП тыс. руб. 19.34 24.58 + 5.24 127.09
Прибыль на 1 руб. ФЗП тыс. руб. 2.57 3.92 + 1.35 152.53
Прибыль на 1 работника тыс. руб. 36.18 102.79 + 66. 61 284.11

 

Определяя степень эффективности существующей системы управления магазина «Все для Вас» с помощью основных показателей функционирования, необходимо отметить, что за анализируемый период они увеличились.

Самым положительным моментом является рост показателя рентабельности в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Увеличение фондоотдачи и уменьшение фондоемкости свидетельствуют о повышении эффективности использования основных фондов магазина. В отчетном году увеличились размеры торговой площади, несмотря на это, увеличилась и нагрузка на 1 кв. м. по сравнению с прошлым годом. Результатом роста объема продаж является рост товарных запасов. Показатель эффективного использования основных средств - скорость обращения товарных запасов, который в отчетном году вырос на 22.04%. Так же плюсом в деятельности магазина является рост производительности труда. Тенденция роста зафиксирована и у таких показателей как: товарооборот на 1 руб. ФЗП (на 27.09%), прибыль на одного работника (на 184.11%),

Помимо оценки эффективности управления, проведенной выше, необходимо обратить внимание на то, как непосредственно руководство магазина «Все для Вас» оценивает социально - экономическую эффективность управленческой точки зрения (табл.4).

 

Таблица 4

Оценка эффективности управления магазина «Все для Вас».

Система направлений оценки эффективности Основные критерии оценки эффективности Оценка в баллах (0 - 1)
Достижение цели Степень достижения цели; Сохранение организации как целостности; Получение прибыли. 0.9 0.7 1.0
Качество функционирования Соотношение централизации и децентрализации; Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии; Эффективность текущей обработанной информации; Скорость и точность выделения информации по специальным запросам; Надежность информации; Своевременность информации; Наличие необходимой информации; 0.6 0.8 0.9 1.0 1.0 1.0 1.0
Экономичность Затраты на подготовку управляющих; Затраты на консультирование управляющих; Эффективность управленческих решений; Точность управленческих решений; Надежность управленческих решений; Быстрота подготовки управленческих решений; Последовательность принятия управленческих решений. 0.1 0.1 0.8 1.0 0.9 1.0 1.0
Качество рабочей силы Гибкость в системе продвижения по службе; Полномочия работников и их ответственность; Степень удовлетворения выполняемой работы. 0.5 0.9 0.9
Внешние и внутренние социально - экономические условия 1. Способность СТЭП факторного анализа; 2. Наличие обоснованных целей; 0.8 1.0
  Норма баллов: 22  
  ИТОГО: 17.9

 

Анализируя полученные по представленным показателям данные необходимо отметить, что, по мнению руководства, эффективность довольно низкая (17.9 баллов). Делая вывод, руководству необходимо в дальнейшем совершенствовать и внедрять новые наиболее эффективные действия. Существующую кадровую политику магазина целесообразно представить через фазы воспроизводства персонала (табл.5).

 

Таблица 5 Фазы воспроизводства персонала магазина «Все для Вас»

Функции управления

Фазы воспроизводства

 

формирование

распределение

Перераспределение

использование
1.Планирование

1.Планирование расширения штата происходит по мере необходимости; 2Подготовка кадров; 3Поиск источников набора персонала.

1Планирование распределения кадров не проводится; 2Прогнозирование соответствия персонала современным требованиям торговли.

1Разработка схемы продвижения кадров по служебной лестнице; 2Планирование высвобождения кадров в результате НТП не проводится.

1Разработка планов по обеспечению рационального использования персонала (совмещение должностей); 2Разработка мероприятий по обеспечению нормальных условий труда. 3Формируется система оплаты труда.
2. Организация

1Качественный подбор персонала. 2Расстановка персонала.

1 Расстановка кадров подготовленных для магазина.

1Расстановка кадров на соответствую-щие рабочие места по рекомендациям2Переподготовки кадров не осуществляется, так же как и повышения квалификации.

1Мероприятия, повышающие производитель-ность труда.
3. Мотивация

Отсутствует система мотивации у некоторых работников. Должностные требования осуществляются заключенным договором.

4. Контроль 1Определяется соответствие численности кадров соответствующему лимиту.

1Оценка при наборе кадров. 2Оценка деятельности каждого работника.

1Контролирова-ние, перераспределе-ния путем выявления факторов, обуславливаю-щих профессиональ-ное соответствие, не проводится.

1. Дальнейшая переподготовка кадров не проводится.

               

 

Существуют несколько элементов стратегии управления персоналом в магазине «Все для Вас»:

·   отбор персонала;

·   оценка персонала;

·   развитие персонала;

·   мотивация персонала.

При наборе персонала руководство магазина пользуется следующими критериями и принципами (рис. 3). Несмотря на структуризацию процесса отбора, руководству иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируется и осуществляется лишь в момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. Потребность в персонале оценивается директором и основывается на изменении объема работ.

 

Ориентация на сильные стороны человека и поиск кандидатов, наиболее подходящих для данной должности образование опыт деловые качества профессионализм
Отказ в приеме новых работников, если в них нет потребности физические характеристики тип личности
Обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендентов требованиям, предъявляемым содержанием работы потенциальные возможности
Ориентация на наиболее квалифицированные кадры  

Рис. 3 Принципы и критерии, используемые руководством магазина «Все для Вас» при наборе кадров

 

Главным моментом является оценка персонала, которая осуществляется для определения соответствия работника занимаемому им вакантному месту (должности) и выполняется тремя способами:

.   Оценка потенциала работника (профессиональные знания, опыт, деловые и нравственные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры).

.   Оценка индивидуального вида (позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника, и его соответствие занимаемой должности).

В магазине «Все для Вас» главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он отвечает за полноту и объективность информационной базы, необходимой для текущей оценки. Оценка персонала в магазине проводится следующим образом.

 

 

Рис. 4 Схема оценки персонала директором магазина «Все для Вас»

 

С помощью проведения оценки персонала в магазине решаются определенные задачи (рис. 5).


 

Рис. 5. Задачи, решаемые с помощью оценки персонала в магазине «Все для Вас»

 

Кроме того, оценка может помочь в решении некоторых дополнительных задач:

·   установление обратной связи с работником по профессиональным и организационным вопросам;

·   удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.

Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.

На практике в магазине «Все для Вас» не применяются такие методы. Здесь осуществляется только подготовка кадров непосредственно перед принятием должностных полномочий.

На основе принципов и функций сформированы методы управления персоналом в магазине, т.е. те способы, с помощью которых руководство воздействует на персонал (табл. 6).

 

Таблица 6 Методы управления персоналом, используемые руководством магазина «Все для Вас»

Методы

Меры воздействия

Административные Распорядительные распоряжение руководства; координация работ; контроль исполнения.
  Материальная ответственность депремирование; штраф.
  Дисциплинарная ответственность выговор; увольнение.
Экономические Оплата труда премия; вознаграждение
Социально - психологические Психологические убеждение; просьба; похвала; запрещение.
  Социальные наблюдение; собеседование.

 

Что касается планирования кадров, то долгосрочного планирования не происходит. Как правило, при освобождении штатной единицы объявляется конкурс на вакантную должность. Обычно поиск кандидатов начинается с подачи объявления в СМИ или своим работникам. Таким образом, используются как внешние, так и внутренние источники поиска кандидатов.

Набор кадров - один из ключевых моментов работы магазина «Все для Вас», т.к. от качества отобранных кадров зависит эффективность работы магазина и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров являются растратой денег, а хорошие кадры - удачный способ их вложения.

На основе проведенного анализа финансово - хозяйственной деятельности магазина «Все для Вас» можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом (табл. 7).

Таблица 7 Преимущества и недостатки системы управления персоналом магазина «Все для Вас»

Преимущества Недостатки
Подготовка кадров перед принятием должностных обязательств; Отсутствие долгосрочного планирования кадров;
  Отсутствие четкой кадровой политики;
При найме предпочтение отдается кандидату с опытом, что позволяет не тратить средства на обучение;  
  Отсутствие кадрового резерва;
  Возрастной ценз;
  Отсутствие передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах;
Быстрая адаптация персонала в неформальной обстановке; Учет мнений персонала.  
  Отсутствие поощрения инициативы персонала;
  Частичное отсутствие материального стимулирования.
  Относительно низкая оплата труда при длительном рабочем дне;
  Отсутствие отпусков у некоторых групп работников.

 

Указанные недостатки являются минусом организации системы управления персоналом магазина. Устранение этих минусов могло бы привести к решению многих проблем, таких как больничные листы, отпуск. Руководству необходимо обращать внимание на приведенные выше недостатки, т.к. в итоге они сказываются на конечном результате деятельности магазина.

Отсутствие четкой кадровой политики.

Для рационального использования трудового резерва, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо четко определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).

Отсутствие долгосрочного планирования.

Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускается ряд ошибок: запаздывание в обеспечении торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.

Отсутствие кадрового резерва.

Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности магазина в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).

Отсутствие поощрения инициативы работника и материального стимулирования.

Мотивация - это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.

Возрастной ценз.

Возрастной ценз, конечно, имеет ряд плюсов (энергичность, меньше подвержены заболеваниям, не состояние в браке) и ряд минусов. Такой отбор отсеивает более опытных претендентов. Образование и компетентность зачастую не могут заменить опыт.

Для устранения данных недостатков необходимо принимать следующие меры:

·   Придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации;

·   Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития магазина прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу.

·   Сделать возрастные границы более гибкими и в первую очередь принимать во внимание профессиональные качества претендента, а не его возраст.

·   Следует позаботиться о формировании резерва кадров, т.к. со временем отсутствие людей, могущих заменить какого - либо сотрудника, наносит ощутимый ущерб.

·   Применять материальное стимулирование труда, которое обеспечивает более высокую производительность работников.

·   Необходимо применять аттестацию работников - комплексную оценку сильных и слабых сторон персонала, его соответствия требованиям должности.

Это бы позволило руководству сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника.


 

Заключение

 

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и ее подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами. В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.

Сегодня в одной и той же фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило в западном менеджменте название «метод двух шляп».

С

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...