Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические нормы психодиагностики.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 1. История и предпосылки становления психодиагностики как отрасли псих науки.

 

- Морозов. Это область псих науки разрабатывающая принципы пути и приемы распознания оценки и измерения индивид псих особенностей личности.

 

Осн способ измерения и оценки – Тест.

 

1921 г. Г.Рохшер. Диагностический тест – понятие п-ки.

 

Синоним псих. Тестирования.

Ф. Гальтон, Эбингауэр.

Предпосылки: - развитие экспериментал психологии Фехнера и Вундта;

- возникновение дифференциал психология (1896г.)

Свойства и качества изучались изолированно на первых этапах развития п-ки.

- развитие прикладной психологии (Штерн) – различие между псих воздействием и псих диагностики. Принцип единства психодиагностики и развития личности.

- интенсивное развитие тестологии. Науки создания тестов разных типов (см. работы Шмелева). Основатель Джеймс МакКинли. Ввел термин тест.

 

В России – Сеченов(рефлекторная теория); Павлов; Бехтерев (связь псих деят-ти с мозгом); конец 19века первые экспериментальные лаборатории.

 

Первые попытки оценить личность в целом.

 

2 осн периода развития п-ки в России:

1) нач 20х до сер 30х гг ХХв. Период массового применения тестов в народном образовании в проф отборе и проф ориентации. П-ка активно развивалась в рамках психотехники. (как отрасль психологии труда). Широкое заимствование иностранных тестов. Самостоятельно разрабатываемые методы п-ки не имели достаточного теоретического и экспериментального обоснования, а результаты тестовых исследования рассматривались как решающие при оценке личности.

 

2) с конца 60х гг. Главная задача – преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими теориями личности и реальностью ее исследования.

3) + современный (компьютерное тестирование).

 

 

Области применения:

(функции: когнит, регулят,коммуникат)

- диагностика способностей

- коррекция поведения

- диагностика проф пригодности

- оценка личности + выявление отклонений в развитии детей и решение ?? о направлении детей в спец школы.

 

 

Методологические основы

Промежут положение между других псих дисциплин.

Всегда учение о системе и способах изучения.

Диагностика псих развития основывается на целостном подходе реализуемом посредством следующих методов: 1) комплексный метод изучения и диагностики псих развития, - в этом случае используются наоры разных методик относящимся к различным показателям развития. ) структурно системный метод изучения и диагностики псих развития, - в этом случае на основе теории и экспериментально-психологич исследованиях механизмов развития и связей между различными его сторонами строится модель целого внутри которой выделяюься компоненты этого целого.

 

Этот метод направлен на выявление обобщенных показателей психического развития.

 

Среди таковых выделяют: показатели общего псих развития (базовые) – развитие ведущей направленности, развитие структуры деятельности, развитие псих. Механизмов сознания;
показатели умственного развития – действия с особым абстрактно-обобщенным содержанием, использование средств замещающих реальное предметное действие, выполнение действия во внутреннем плане;

Показатели развития конкретных видов деятельности. – общие показатели развития конкретного вида деятельности, показатели успешности в конкретных видах деятельности.

 

Основные понятия психодиагностики

Псих диагноз –конечный результат деятельности психолога направленной на описание и выяснение сущности индивид псих особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций определяемых задач псих-диагностич обследования. Модель прогнозирования свойств личности их развития. Предмет – установление индпсих различий в норме и в патологии. Симптоматический. Этиологический. Высший уровень диагноза это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

 

Прогноз – делается на основании диагноза и говорит о том при каких условиях в каком направлении в какой степени возможны изменения имеющегося уровня и особенностей развития тех или иных псих качеств личности. По Выготскому эффективность прогноза зависит от умения глубоко понять внутреннюю логику процесса развития и на основе прошлого и настоящего наметить путь развития.

Методы и методики.

 

Методика определяется исходя из целей и задач диагностики.

Информация, получаемая из методики должна полностью давать ответ на проблему поставленную при диагностике.

Методики должны быть из проверенных источников.

К числу основных требований при выборе психодиагностических методик относят наличие сведений об их надежности, важности, репрезентативности.

Организация психодиагностической деятельности психолога должна быть основана на принципах:

1) Принцип теоретической обоснованности применения метода и интерпретация его результатов должны осуществляться строго в соответствии с методологической основой.

2) Принцип информативности предполагает информированность психолога о сущности актуальных проблем испытуемого, организации в которой он работает. А также наличие постоянной обратной связи по вопросам результативности диагностической деятельности психолога.

3) принцип самостоятельности и активности. Требует от психолога инициативности в диагностической практике, умение выбирать или формулировать проблему на основе полученной информации.

4) принцип связи диагноза и прогноза. Каждый диагностический прием должен иметь определенное прогностическое значение.

5) принцип обеспеченности психодиагностическими средствами, наличие разнообразного спектра методик.

Требования применяемые к пользователям методик.

Для психологов:

1. Отвечает за решения принимаемые на основе тестирования, обеспечивая соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики.

2. Обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза применяя параллельно стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

3. Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик исследования.

4. Соблюдение конфиденциальности информации полученной от испытуемого.

5. Хранит профессиональную тайну.

К специалистам, не являющиеся психологами:

1. Выбор методики осуществляется после консультирования с психологом.

2. Если использование методики требует общих знаний по психодиагностике, то надо либо пройти подготовку, либо изменить методику.

3. сохранение профессиональной тайны, следовать всем этическим нормативам по отношению к испытуемым, и др. 3 лицам.

Этические нормы психодиагностики.

Этические нормы психодиагностики это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц.

Они включают наиболее общие правила обследования предупреждающие неоправданное некомпетентное использование методик психодиагностики. Является кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста принимающим участие в проведении обследования:

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц использующих психодиагностические методики.

2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности.

4. Принцип объективности.

5. принцип конфиденциальности.

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7