Расчет основных параметров зубчато-ременной передачи
Исходные данные:
Р1=2,481 кВт; Р2=2,3146 кВт; n1=950 мин-1; n2 =642 мин-1; uр = 1,48; T1 = 24,94 Н·м; T2 = 34,43 Н·м Условие работы передачи Межосевое расстояние а', мм (выбираем из компоновки) 1) модуль ремня с трапецеидальными зубьями:
m = f(P1,n1) (рисунок 2.4.2 источник 1) m = 4 мм
Основные параметры данного ремня:
Нр = 5,0; Н = 0,8 мм; hp = 2,5; Sp = 4,4 мм; R1 = 1,0 мм; R2 = 1,0 мм; 2φо = 40 град
2) Шаг зубьев:
Tp = π*t = 3,14*4 = 12,57 мм
3) Размеры ремня (смотри выше) 4) Минимальное число зубьев ведущего шкива, шт:
z1 = f(n1,m) (таблица 2.4.2 источник 1). Выбираем z1=16 (ремень с металлокордом 5Л15)
5) Число зубьев ведомого шкива:
z1 = z2*u = 16*1,48 = 23,68 округляем до 24
6) Считаем действительное число передачи
u д.рем= z2/z1 = 24/16 = 1,5
*В связи с уточнением u передачи (см. исходные данные u п.6) следует корректировать передаточное число привода и содержание столбцов n и T в таблице. 7) Диаметр шкивов:
d1 = m* z1 = 16*4=64мм; d2 = m* z2 = 4*24=96 мм
8) Минимальное межосевое расстояние:
А min = 0,55(d1+d2)+Нр = 0.55*160+5 = 93 мм
Выбираем аp = 100 мм 9) Число зубьев ремня:
z2 <z1 zp = 2*a’/tp+0,5*(z1+z2)+f1*tp/a', где f1 = (z2-z1)2/(4π2) f1 = (16-24) 2/(4π2) = 1,621 zp = 2*100/12,57+0.5*160+1,62*12,52/100 = 96,11
Выбираем zp = 100 10) Межосевое расстояние передачи при zp =100 Для a = ((аp-(z1+ z2)f2*tp, где f2 (таблица 2.4.3 источник 1) f2 = 0,24987 А=((2*100-(24+16))*0,24987*12,57= 502,54 мм
11) a10 = 1800-570*(96-64)/502,54 = 176,370 12)Число зубьев на дуге обхвата:
z01 = 16*176,370/3600 = 7,84
13) Ширина ремня:
Bp = P1Кt*Pt* z01
Где Кt = К1+К2 +К3 – сумма уточняющих коэффициентов, зависящих от типов двигателя К1 (таблица 2.4.5 источник 1) типа рабочей машины К2 (таблица 2.4.4 источник 1), передаточного числа К3, если u≥1, следовательно К3 = 0 Выбираем Д.В.С одноцилиндровый К1 = 1; выбираем подъемник К2 = 1,7;
Bp = 2,481*2,7/0,1*7,48 = 9,05 мм
14) Сила нагружающая вал передачи:
F = (1,10…1,05)*Ft Ft = 2*103T1/d1 = 24,94*2*103/64=779,3 Н F = (1,10…1,05)*779,3 = 857,32 Н
Тихоходная ступень Выбираем материалы со средними механическими характеристиками по табл. 16.2.1 [1]: Для шестерни: Сталь: 45Х Термическая обработка: улучшение Твердость: НВ 280 Для зубчатого колеса: Сталь: 40Х Термическая обработка: улучшение Твердость: НВ 260
Расчет допускаемых контактных напряжений при расчете на усталость:
1) Определяем число часов работы передачи за весь срок службы:
L = L *365*K *24*K = 10*365*0,75*24*0,67 = 44019 часа
2) Определяем базовое число нагружений:
N = 30(HB1) = 30(280) = 22,4*10 ≤120*10 N = 30(HB2) = 30(260) = 18,75*10 ≤120*10
3) Расчетное число циклов нагружений:
N = 60*ci*ni* L *(∑K *K ) N = 60*1*321*44019 (1 *0,5+0,8 *0,3+0,33*02) = 6,0*10 N = 60*1*200*44019 (1 *0,5+0,8 *0,3+0,33*02) = 3,74*10
Ci – число зацеплений зуба за один оборот ni – число оборотов в минуту рассчитываемого колеса Lh – число часов работы передачи за весь срок службы (в часах) KHj - коэффициент времени (определяем с графика 1) Kti - коэффициент нагрузки (определяем с графика 1) т.к. N < N выбираем формулу для расчета коэффициента долговечности:
Z = = Z = = 0,848 ≥ 0,75 Z = = 0,861 ≥ 0,75 Предел контактной выносливости:
σ = 2*НВi + 70, МПа – для улучшенных колес σ = 2*280+70 = 630 МПа σ = 2*260+70 = 590 МПа
4) Коэффициент контактной выносливости:
σ = (σ /S )0,9*Z i - 1 или 2 (1- шестерня; 2- зуб. колесо) - предел контактной выносливости - для улучшенных колес ZNi – коэффициент долговечности SHi – коэффициент запаса прочности (SHi =1,1) σ = (630/1,1)*0,9*0,848 = 437,1МПа σ = (590/1,1)*0,9*0,861 = 415,6МПа 5) Допускаемые напряжения для передачи:
σ = min (0,45(σ + σ ); 1,25(σ )) = min (0,45(437,1+415,6); 1,25*415,6) = min(384 МПа; 520 МПа) => σ = 384 МПа
6) Допускаемые напряжения изгиба:
σ = 1,75*НВ1 = 1,75*280 = 490 МПа σ = 1,75*НВ2 = 1,75*260 = 455 МПа Базовый предел выносливости (изгибной):
σ = σ *Ya*Yz – для улучшенных колес
причем Ya = 1; Yz = 1(поковка)
σ = σ * Ya*Yz = 490*1*1 = 490 МПа σ = σ * Ya*Yz = 455*1*1 = 455 МПа
7) Коэффициент запаса: SF1 = SF2 = 1,7 и gF = 6 Расчетное эквивалентное число циклов нагружений:
NFEi = 60*ci*ni*Lh*(∑K *K ) NFE1 = 60*1*321*44019 *(1 *0,5+0,8 *0,3+0,3 *02) = 4,9*10 NFE2 = 60*1*200*44019 *(1 *0,5+0,8 *0,3+0,3 *02) = 3,05*10 NFlim = 4*10
8)Коэффициент долговечности: YNi = 1 Поскольку NFEi > NFlimi принимаем YN1 = YN2 = 1 И определяем напряжения изгиба (при расчете на усталость): σ = (σ / SFi)* YNi σ = (490 МПа /1,7)*1 = 288,2 МПа σ = (455 МПа /1,7)*1 = 267,7 МПа
Определение кинематических параметров передачи:
9) Определяем межосевое расстояние по формуле:
aw ³ Ka*(u+1)* , мм Ka – коэффициент равный 495 для прямозубых передач \ U – передаточное число зуб. передачи («+» внешнее зацепление, «–» внутреннее зацепление) T 2 – крутящий момент на ведомом колесе, Н*м - коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии - коэффициент ширины зубчатого колеса (венца) По рекомендации приняли =0,315 Ka = 495 - коэф. для стальных косозубых колес u = 1,6045 – передаточное отношение T2 = 104,57Н*м – крутящий момент на втором валу σ = 384 МПа – допускаемое контактное напряжение
= 0,5* *(u+1) = 0,5*0,315*(1,6045+1) = 0,4102
По рекомендации приняли = 0,315 по определяем коэффициент K = 1,0 aw ³ 495*(1,6045+1)* = 125 мм
по ГОСТу aw = 125 мм 10) Определяем ширину зубчатого венца:
b = * aw = 0,315*125 = 39,375 мм
принимаем b = 40 мм
b = b +4 = 40+4 = 44 мм
11) Определяем модуль зацепления:
mn = (0,015-0,03)* aw = 0,024*125=3 мм
принимаем mn =3 мм
12) Определяем суммарное число зубьев и угол наклона зубьев:
Z∑ = (2* aw / mn) Z∑ = (2*125/ 3) =83,33
следовательно Z∑ = 84
13) Определяем число зубьев меньшего (ведущего) колеса:
Z1 = Z∑/(u+1) = 84/(1,6045+1) = 21 Следовательно Z1 = 32
Z2= Z∑- Z1=84 – 32 = 52
14) Уточняем передаточное отношение:
u = 52 / 32 = 1,625
определяем погрешность передаточного отношения:
Δ = |1,6045-1,625| / 1,6045 = 1,28% 2,5% что допустимо
Определяем геометрические параметры зубчатых колес:
15) Начальные диаметры:
dw1 = mn *Z1 = 3,0 *32 = 96 мм dw2= mn *Z2 = 3,0 *52 = 156 мм
16) Уточняем межосевое расстояние:
aw = (dw1+ dw2) / 2 = (96+156) / 2 = 126 мм
17) Определяем диаметры вершин:
da1 = dw1 + 2* mn = 96 + 2*3 = 102 мм da2= dw2 + 2* mn = 156 + 2*3 = 162 мм
18) Определяем диаметры впадин зубьев: df1= dw1-2,5* mn = 96 – 2,5*3 = 88,5 мм df2= dw2-2,5* mn = 156 – 2,5*3 = 148,5 мм
19) Определяем окружную скорость в зацеплении:
V = (π*d w1*n1) / (60*1000) = (3,14*96 *321) / (60*1000) = 1,612 м/с
в зависимости от окружной скорости выбираем степень точности = 9
20)Определяем усилия действующие в зацеплении:
окружная: Ft = (2*T1) / dw1 = (2*67) / (96*10 ) = 1390 кН радиальная: Fr = Ft *tn(α ) = 1390*0,364*103= 508 кН осевая: Fa = 0
21)Выполняем проверочный расчет на контактную усталость:
, где -
коэффициент учитывающий геометрию коэффициент Пуассона (для стали 0,3) E 1, E 2 – модуль продольной упругости материалов (2,1*105)
- угол наклона зубьев
- коэффициент торцового перекрытия 318,3 МПа , где = 1 ,09 - взяли по графику (стр.111 [2]) для степени точности 8 = 1*1,1*1,09*1 = 1,199 МПа МПа - условие выполняется 22) Выполняем проверочный расчет на изгибную усталость:
, где (стр.114) [2] источник 1) (по графику рис. 6.14) [2] источник 1) МПа - условие выполняется
Быстроходная ступень Выбираем материалы со средними механическими характеристиками по табл. 16.2.1 [1]: Для шестерни: Сталь: 45Х Термическая обработка: улучшение Твердость: НВ 300 Для зубчатого колеса: Сталь: 40Х Термическая обработка: улучшение Твердость: НВ 280 Расчет допускаемых контактных напряжений при расчете на усталость: 1) Определяем число часов работы передачи за весь срок службы:
L = L *365*K *24*K = 10*365*0,75*24*0,67 = 44019 часа
2) Определяем базовое число нагружений:
N = 30(HB1) =30(300) = 26,4*10 ≤ 120*10 N = 30(HB2) = 30(280) = 22,4*10 ≤ 120*10
3) Расчетное число циклов нагружений: N = 60*ci*ni* L *(∑K *K ) N = 60*1*642*44019 (1 *0,5+0,8 *0,3+0,33*02) = 12,0*10 N = 60*1*321*44019 (1 *0,5+0,8 *0,3+0,33*02) = 6,0*10 Ci – число зацеплений зуба за один оборот ni – число оборотов в минуту рассчитываемого колеса Lh – число часов работы передачи за весь срок службы (в часах)
KHj - коэффициент времени (определяем с графика 1) Kti - коэффициент нагрузки (определяем с графика 1) т.к. N < N выбираем формулу для расчета коэффициента долговечности:
Z = = Z = = 0,8263 ≥ 0,75 Z = = 0,8484 ≥ 0,75 Предел контактной выносливости:
σ = 2*НВi + 70, МПа – для улучшенных колес σ = 2*300+70 = 670 МПа σ = 2*280+70 = 630 МПа
4) Коэффициент контактной выносливости:
σ = (σ /S )0,9*Z i - 1 или 2 (1- шестерня; 2- зуб. колесо) - предел контактной выносливости - для улучшенных колес ZNi – коэффициент долговечности SHi – коэффициент запаса прочности (SHi =1,1)
σ = (670/1,1)*0,9*0,8263 = 453 МПа σ = (630//1,1)*0,9*0,8484 = 437,3 МПа
5) Допускаемые напряжения для передачи:
σ = min (0,45(σ + σ ); 1,25(σ )) = min (0,45(453 +437,3); 1,25*437,3) = min(400,6 МПа; 546,6) => σ = 400,6 МПа
6) Допускаемые напряжения изгиба:
σ = 1,75*НВ1 = 1,75*300 = 525 МПа σ = 1,75*НВ2 = 1,75*280 = 490 МПа Базовый предел выносливости (изгибной):
σ = σ *Ya*Yz – для улучшенных колес
причем Ya = 1; Yz = 1(поковка)
σ = σ * Ya*Yz = 525*1*1 = 525 МПа σ = σ * Ya*Yz = 490*1*1 = 490 МПа
7) Коэффициент запаса: SF1 = SF2=1,7 и gF = 6 Расчетное эквивалентное число циклов нагружений: NFEi = 60*ci*ni*Lh*(∑K *K ) NFE1 = 60*1*642*44019 *(1 *0,5+0,8 *0,3+0,3 *02)=9,81*10 NFE2 = 60*1*321*44019 *(1 *0,5+0,8 *0,3+0,3 *02) = 4,9*10 NFlim = 4*10
8)Коэффициент долговечности:
YNi = 1
Поскольку NFEi > NFlimi принимаем YN1 = YN2 = 1 И определяем напряжения изгиба (при расчете на усталость):
σ = (σ / SFi)* YNi σ = (525 МПа /1,7)*1 = 308,8МПа σ = (490 МПа /1,7)*1 = 288,2 МПа
Определение кинематических параметров передачи: 9) Определяем межосевое расстояние по формуле:
aw ³ Ka*(u+1)* , мм
Ka – коэффициент равный 495 для прямозубых передач U – передаточное число зуб. передачи («+» внешнее зацепление, «–» внутреннее зацепление) T 2 – крутящий момент на ведомом колесе, Н*м - коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии - коэффициент ширины зубчатого колеса (венца) По рекомендации приняли =0,315 Ka = 495 - коэф. для стальных косозубых колес u =2 – передаточное отношение T2 = 67 Н*м – крутящий момент на втором валу σ =400,6 МПа – допускаемое контактное напряжение
= 0,5* *(u+1) = 0,5*0,315*(2+1) = 0,4725
По рекомендации приняли = 0,315 по определяем коэффициент
K = 1,0 aw ³ 495*(2+1)* = 103 мм
по ГОСТу aw = 100 мм 10) Определяем ширину зубчатого венца:
b = * aw=0,315*100 = 31,5мм
принимаем b = 32 мм
b = b +4 = 32+4 = 36 мм
11) Определяем модуль зацепления:
mn = (0,015-0,03)* aw = 0,03*100 = 3 мм принимаем mn =3 мм
12) Определяем суммарное число зубьев и угол наклона зубьев:
Z∑ = (2* aw / mn) Z∑ = (2*100/ 3) =66
следовательно Z∑=66
13) Определяем число зубьев меньшего (ведущего) колеса:
Z1 = Z∑/(u+1) = 66/(2+1) = 22
Следовательно Z1 = 22
Z2 = Z∑- Z1=66 – 22 = 44
14) Уточняем передаточное отношение:
u = 44 / 22 = 2
определяем погрешность передаточного отношения:
Δ=|2-2| / 2=0 % 2,5% что допустимо
Определяем геометрические параметры зубчатых колес:
15) Начальные диаметры:
dw1 = mn *Z1 = 3,0* 22= 66 мм dw2 = mn *Z2 = 3,0 *44 = 132 мм
16) Уточняем межосевое расстояние:
aw = (dw1+ dw2) / 2 = (66+132) / 2 = 99 мм
17) Определяем диаметры вершин:
da1 = dw1 + 2* mn = 66 + 2*3 = 72 мм da2 = dw2 + 2* mn = 132+2*3 = 142 мм
18) Определяем диаметры впадин зубьев:
df1 = dw1-2,5* mn = 66 – 2,5*3 = 58,5 мм df2 = dw2-2,5* mn = 96 – 2,5*3 = 138,5 мм
19) Определяем окружную скорость в зацеплении:
V = (π*d w1*n1) / (60*1000) = (3,14*66 *642) / (60*1000) = 2,22 м/с
в зависимости от окружной скорости выбираем степень точности = 9
20)Определяем усилия действующие в зацеплении: окружная: Ft = (2*T1) / dw1 = (2*34,43) / (66*10 ) = 1043 кН радиальная: Fr = Ft *tn(α ) = 1043*0,364*103= 0,378 кН осевая: Fa=0 21)Выполняем проверочный расчет на контактную усталость:
, где -
коэффициент учитывающий геометрию коэффициент Пуассона (для стали 0,3) E 1, E 2 – модуль продольной упругости материалов (2,1*105)
- угол наклона зубьев -
коэффициент торцового перекрытия
312,2МПа , где =1 ,09 - взяли по графику (стр.111 [2]) для степени точности 8 =1*1,1*1,09*1=1,199 МПа МПа - условие выполняется 22) Выполняем проверочный расчет на изгибную усталость:
, где (стр.114) [2] источник 1) (по графику рис. 6.14) [2] источник 1) МПа - условие выполняется
Расчет цепной передачи Передаваемая мощность и частота вращения ведущей и ведомой звездочек являются исходными данными для расчета цепной передачи: Исходные данные для расчёта: – передаваемая мощность —2,19 кВт; – частота вращения ведущей звездочки — 200 об/мин; – частота вращения ведомой звездочки — 100 об/мин; – передаточное число ицеп = 2 Так как цепная передача является последней передачей привода необходимо уточнить ее передаточное отношение, в связи с тем что в предыдущих передачах были произведены изменения передаточных отношений: ицеп = u общ /(u тих * u быстр * u рем) = 9,5/ (1,625*2,0*1,5) = 1,95
После уточнения передаточного отношения переходим к расчету передачи: 1) Выбираем число зубьев меньшей звездочки:
z1 = 29-2u = 29-2*1,95 = 25,1
принимаем z1 = 25 2) Выбираем число зубьев большей звездочки:
z2= z1*u = 25*1,95 = 48,75
принимаем z2 = 49
3) Уточняем передаточное отношение:
u = z2 / z1 = 49 / 25 = 1,96 Δ = |1,95-1,96| / 1,95 = 0,513% 2,5% что допустимо
4) Вычисляем коэффициент эксплуатации:
Кэ = kд*kа*kн*kр*kсм*kп.
где (источник 1) kд = 1,0 - динамический при спокойной нагрузке; ka = 1,0 - учитывает влияние межосевого расстояния [kа= 1 при ац=(30...60)*t]; kн = 1,0 - учитывает влияние угла наклона линии центров kн= 1, если этот угол не превышает 60°, в противном случае kн= 1.25; у нас = 0° kр = 1,25 - учитывает способ регулирования натяжения цепи, в нашем случае не регулируеться; kсм = 1,0 - учитывает способ смазки, в нашем случае - периодическая смазка kп = 1,25 - учитывает периодичность работы передачи, в нашем случае – 2 смены.
Кэ = kд*kа*kн*kр*kсм*kп.= 1,0*1,25*1,25*1,0*1,0*1,0 = 1,5625 5) Определяем предварительное значение шага цепи:
P 598* ,мм
где: Кэ = 1,5625; z1 = 25; n1 = 200 об/мин Р = 2,19кВт; mр = 1,0
= (∑ i) / i = (30,9+29,4+28,1+25,7)/4 = 28,53 p598* =17,25 мм
Выбираем цепь по таблице 3.1.1 [1] со следующими параметрами (источник 1):
p = 17,25 мм d = 5,94мм d1 = 11,91 мм b = 12,70 мм b6 = 18 мм b7 = 15 мм A = 22,78 мм h = 18,2 мм S = 1,05 см
6) Определяем площадь проекции опорной поверхности шарнира:
A = d * b = 5,94*12,70 = 75,438 мм
7) Определяем предварительную величину межосевого расстояния:
Aw = (30…50)*p = 30*19,05 = 571,5 мм
8) Определяем число звеньев цепи:
d1 = p/sin(3,14/z1) = 19,05 /(sin180/25) = 152 мм d2=p/sin(3,14/z2) = 19,05 /(sin180/49) = 297,3 мм l = (2aw+3.14/2*(d2+d1)+(d2-d1) /4a) / p = (2*571,5 +3,14/2*(152+297,3)+33,4)/ 19,05 = 97,56 nзв = 2*a/p+(z2+z1)/2+((z2-z1)/2П) *p/ a = 2*571,5 /19,05 +(49+25)/2+((49-25)/2*3,14) *19,05/571,5 = 60+37+0,49 = 97,5
округляем nзв = 98 9) Уточняем межосевое расстояние: а = р/4* а = 19,05/4* = 576,4 мм 10) Определяем окружную скорость в передаче: V = (z1*p*n1)/60*1000; V = (25*19,05*200)/60*1000 = 1,59 м/с
11) Определяем окружную передаваемую силу:
F = (60*1000*P)/ (z1*p*n1) F = (60*1000*2,19)/(25*19,05*200) = 1,390 кН
12) Рассчитываем цепь на износостойкость:
q = (Ft*Kэ)/(Bвн*d*mp) q = (1,390*1000*1,5625)/(11,91*5,94*1,0) = 30,7≤ 45, что допустимо
13) Определяем усилия в ветвях:
F1 = Ft+Fv+Fq – в ведущей ветви F2 = Fv+Fq – в ведомой ветви Fv = qц*V = 1 * 1,59 = 2,5281H-нагрузка от центробежных сил Fq = qц*a*q*Kf = 1*576,4*9,81*6 = 33,9H-сила от провисания цепи Kf=6 при горизонтальном расположении цепи F1 = 1390+2,5281+33,9=1426,43 Н F2 = 2,5281+33,9=46,4281 Н 14) Определяем нагрузки действующие на валы:
Fв = Ft*Kb; Kb = 1,05-1,3; Fв = 1,39 кН * 1,2 =1,668кН
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|