Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие право публичной собственности, разграничение публичной собственности на государственную и муниципальную собственность.




Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных интересах.

Публичная собственность в РФ имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д. Уполномоченные государственные органы выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Муниципальная собственность относится к публичной, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК названы муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника - его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы.

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды имущества: недвижимость, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также вещи бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности, акции, вклады в банках, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом, в отсутствие которого сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с указанным Постановлением все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество может быть разделено на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество. Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Такое имущество может быть объектом обращения взыскания кредиторов публичного собственника.

В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. Данное положение, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота.

К числу вещей, составляющих объект исключительно государственной собственности, по действующему законодательству относятся леса, недра, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения.

Имущество может поступать в публичную собственность не только общими перечисленными выше, но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: например, специальным способом приобретения права публичной собственности является сбор налогов, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права публичной собственности - приватизация.

19.Понятие и содержание права государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения. Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа РФ, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов. существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства заключалось "в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью", т.е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

20.Субъекты и объекты права государственной собственности. Круг объектов права государственной собственности неограничен. В собственности государства может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном обладании общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд. субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника

21. Специальные способы приобретения права государственной собственности. В за­висимости от оснований, по которым в жизни возникает индивидуализи­рованное господство над вещью выражающееся в возможности владеть, пользоваться и распоряжаться ею, признанное другими потенциальными обладателями и правом, способы установления этого господства, или приобретения права собственности, подразделяются на первоначальные и производные. Первоначальные способы охватывают те случаи, когда право возникает вне зависимости от чьих-либо предыдущих прав на эту вещь в качестве исходного установления права. Производные способы ох­ватывают те ситуации, когда они вытекают из признанных правом пред­шествующих прав на эту вещь другого собственника, и характер предыдущего обладания определяет содержание вновь возникающего права. Право государственной и муниципальной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. 23. Право муниципальной собственности К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В связи с этим муниципальное имущество, подобно государственному, также делится на две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая, нераспределенная часть составляет казну соответствующего муниципального образования. С точки зрения интересов имущественного оборота такое разделение муниципального имущества имеет значение прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по их долгам.

24. Объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов гос. власти. В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти. Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество

25. Осуществление права муниципальной собственности. Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно» Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования. Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.
В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью. В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона. Но в субъектах ряде субъектов законы имеют свои особенности. В качестве примера наиболее удачно можно привести Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении…», в котором статья 37 называется «Муниципальная собственность», а статья 38 – «Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности». В статье 38 определены полномочия по распоряжению муниципальной собственностью для представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Вначале определяются права представительного органа местного самоуправления. Исполнительный орган в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности (но не распоряжается). Право распоряжения закреплено за представительным органом, который действует от имени всего населения муниципального образования. Такой подход позволяет избежать противоречий между представительными и исполнительными органами власти по этому вопросу.

26. Понятие, значение и цели приватизации. Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федера­ции, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскры­вает ее существенных признаков. Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обя­занности и ответственность участников приватизации и т. д. Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает прива­тизацию как производный способ приобретения права собствен­ности. Переход права собственности объектов приватизации опре­деляется договором купли-продажи. Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; до­говор о продаже приватизированного имущества - основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст. 8 ГК). Приватизационный процесс - сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государст­венного или муниципального предприятия путем его преобразова­ния (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы. В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что пре­образование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности1. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения. Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности. Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В на­стоящее время действует Государственная программа приватиза­ции, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084). К числу таких целей относятся:
а) повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики; б) формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; в) вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
г) завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»; д) привлечение в производство инвестиций, включая ино­странные; е) содействие в реализации мероприятий по социальной за­щите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

27. Понятие и состав приватизационного правоотношения. В качестве особого вида управленческой деятельности привати­зация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целе­направленных действий субъектов приватизации по передаче объ­ектов государственной и муниципальной собственности в част­ную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состо­ит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Объектами приватизации является государственное и муници­пальное имущество. Действующий Закон о приватизации в каче­стве объекта приватизации называет государственное и муници­пальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предпри­ятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объ­екты. Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся: земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе иму­щественные комплексы; природные ресурсы; государственный и муниципальный жилищный фонд; государственный резерв; государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации; государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Феде­рации; культовые здания и сооружения с относящимися к ним зе­мельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного на­значения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях; государственное и муниципальное имущество при отчужде­нии в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учрежде­ний; государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закре­пленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; государственное и муниципальное имущество на основа­нии судебного решения; акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом. Итак, объект приватизации - это государственное и муници­пальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. К субъектам приватизации относятся государство, субъек­ты Российской Федерации, муниципальные образования, пред­приятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функ­цию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти пол­номочиями на осуществление функций по приватизации феде­рального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государст­венный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество).

28.Субъекты приватизационных правоотношений. К субъектам приватизации относятся государство, субъек­ты Российской Федерации, муниципальные образования, пред­приятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функ­цию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти пол­номочиями на осуществление функций по приватизации феде­рального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государст­венный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество).

29. Объекты приватизационных отношений. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся: земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе иму­щественные комплексы; природные ресурсы; государственный и муниципальный жилищный фонд; государственный резерв; государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации; государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Феде­рации; культовые здания и сооружения с относящимися к ним зе­мельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного на­значения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях; государственное и муниципальное имущество при отчужде­нии в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учрежде­ний; государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закре­пленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении; государственное и муниципальное имущество на основа­нии судебного решения; акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом

30. Порядок и способы приватизации. Статья 11. Порядок приватизации. Порядок приватизации государственного имущества предусматривает: опубликование списка объектов, подлежащих приватизации, в официальных печатных изданиях государственных органов приватизации и местной печати; принятия решения о приватизации; опубликования информации о принятии решения о приватизации объекта; проведение аудиторской проверки финансовой отчетности приватизируемого; проведение в случаях, предусмотренных законодательством, экологического аудита объекта приватизации; утверждение плана приватизации или плана размещения акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, и их реализацию.

Статья 15. Способы приватизации. 1. Приватизация государственного имущества осуществляется путем:(Абзац второй части первой статьи 15 исключен на основании Закона № 1724-III от 18.05.2000)продажи объектов приватизации на аукционе (в том числе путем снижения цены, без объявления цены)продажи объектов приватизации по конкурсу с открытостью предложения цены по принципу аукциона (далее - конкурс);продажи акций (долей, паев), принадлежащих государству в хозяйственных обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и другими способами, предусматривающими общедоступность и конкуренцию покупателей;продажи на конкурсной основе целостного имущественного комплекса государственного предприятия, которое приватизируется, или контрольного пакета акций акционерного общества при представлении покупателем документов, предусмотренных частью первой статьи 12 настоящего Закона;выкупа объектов приватизации;продажи акций на международных фондовых рынках, в том числе в виде депозитарных расписок;другими способами, которые устанавливаются специальными законами, регулирующими особенности приватизации объектов отдельных отраслей. 2. Создание коллективных предприятий, хозяйственных обществ, кроме акционерных обществ, в процессе приватизации имущества государственных предприятий (за исключением объектов малой приватизации) не допускается. 3. Приватизация законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса осуществляется путем: продажи на аукционе (в том числе путем снижения цены, без объявления цены) продажи по конкурсу с открытостью предложения цены по принципу аукциона; выкупа. Приватизация объектов незавершенного строительства может осуществляться также путем: внесение объекта незавершенного строительства в уставный капитал хозяйственного общества как взноса государства с последующей приватизацией акций (долей, паев) в порядке, определяемом учредительными документами общества и законодательством Украины, после завершения строительства соответствующего объекта; продажи под разборку.

31. Приватизация предприятия как имущественного комплекса. Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) является утвержденный Правительством Российской Федерации прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год. В целях организации подготовки и принятия решений об условиях приватизации ФГУП (применительно к каждому ФГУП) Минимущество России издает распоряжение, которым определяет структурные подразделения центрального аппарата и (или) территориальные органы, ответственные за подготовку решений об условиях приватизации ФГУП, и территориальные органы, уполномоченные принять решение об условиях приватизации ФГУП. При подготовке решения об условиях приватизации ФГУП осуществляются следующие мероприятия: инвентаризация имущества, в том числе и прав на результаты научно - технической деятельности, и обязательств ФГУП; составление промежуточного баланса ФГУП; проводится аудиторская проверка промежуточного баланса ФГУП; оформляются план земельного участка и при необходимости документы на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие ФГУП; проводятся при необходимости контрольные проверки наличия и состояния имущества и обязательств ФГУП; определяется порядок деятельности дочерних унитарных предприятий; определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия; определяются объекты, в т.ч. исключительные права, не подлежащие приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП, и порядок их дальнейшего использования; составляется перечень действующих обременений (ограничений) и определяется необходимость установления при приватизации дополнительных ограничений и публичных сервитутов; определяется балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия; определяется способ приватизации ФГУП (преобразование в открытое акционерное общество, продажа на аукционе или на конкурсе); при продаже ФГУП на аукционе или на конкурсе определяется нормативная цена; при продаже ФГУП на аукционе определяется форма подачи предложений о цене (открытая или закрытая); при продаже ФГУП на конкурсе разрабатываются условия конкурса; при преобразовании ФГУП в открытое акционерное общество определяется размер уставного капитала, количество и номинальная стоимость акций, состав совета директоров и ревизионной комиссии, разрабатывается устав общества.

 

32. Приватизация жилых помещений. Основным документом является Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Основной целью приватизации жилищного фонда является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. При создании действующей системы приватизации жилья в Москве в основу ее организационной структуры были положены следующие принципы: Максимальное упрощение для граждан порядка оформления документов. Максимальное приближение организаций, осуществляющих непосредственную работу с населением, к месту жительства граждан. Сочетание децентрализации процесса первичного оформления документов и их выдачи собственникам с централизацией контроля за правильностью оформления документов и их регистрации, созданием единого общегородского банка данных частного жилищного фонда и его собственников: архива документов, подтверждающих право собственности на жилище. Согласно Законам Российской Федерации не подлежат приватизации жилые помещения: находящиеся в аварийном состоянии. в общежитиях. в домах закрытых военных городко.в служебные жилые помещения без специального разрешения. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Необходимыми условиями передачи жилья в собственность являются: Наличие постоянной прописки и проживания на этой площади, либо бронирование ее в установленном порядке. Отсутствие факта получения гражданами ранее бесплатно в собственность (в порядке приватизации) занимаемой жилой площади по месту предыдущей прописки. Отсутствие запрета на приватизацию жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Добровольное согласие всех совершеннолетних членов семьи на приватизацию квартиры (комнаты) на условиях, оговоренных в договоре передачи.

34.Приватизация акций открытых акционерных обществ. Защита прав при приватизации. Защита государственных интересов при приватизации. Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. В соответствии со ст. 25 ГПК РСФСР и ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений). 2. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной

35. По

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...