Роль государства в экономике.
Виды экономических систем. Экономической системой называют способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствии с которой решается проблема распределения ограниченных ресурсов. Выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, плановая, рыночная и смешанная. Традиционная экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на совместном владении землей и капиталом, решения основаны на традициях и обычаях. Базой такой экономической системы является натуральное хозяйство. Его особенности: 1) замкнутое хозяйство, опирается на собственные ресурсы; 2) форма богатства – простой продукт (что произведено); 3) создаются вещи, необходимые для собственного потребления; 4) труженики выполняют различные виды работ; 5) продукт минует сферу обмена, прямо попадает к потребителю. При натуральное хозяйстве разделение труда существует внутри хозяйственной единицы (по полу и возрасту), обмен отсутствует, прямая связь между производством и потреблением. Преимущества традиционной экономики: стабильность общества. Недостатки: отсутствие техники, ограниченность производимых благ, плохая приспособляемость к изменяющимся условиям. Этот тип экономики был при первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Плановая (командно-административная) экономическая система – такой способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в государственной собственности, деятельность экономических субъектов осуществляется по плану, директивное распределение. Особенности: 1) государственная собственность на ресурсы; 2) ограничение частной собственности личным имуществом;
3) государственное планирование, централизованное управление экономикой; 4) государственный контроль над ценами; 5) высокая степень монополизации экономики, сосредоточение производства на крупных предприятиях; 6) высокий удельный вес ВПК. Преимущества: способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (например, война, индустриализация), ценообразование. Недостатки: невозможность спланировать производство всех товаров, что приводит к перепроизводству одних и дефициту других, низкое качество, так как отсутствует стимул, отсутствие экономической и политической свободы граждан, диспропорция в развитии отдельных отраслей экономики. Рыночная экономическая система основана на частной собственности отдельных лиц и распределении ресурсов через рынок. Особенности: 1) свобода хозяйственной деятельности. Государство создает для этого необходимые условия; 2) равноправие различных видов собственности, преобладание частной собственности; 3) действие законов рынка; 4) свободное ценообразование; 5) конкуренция. Преимущества рыночной экономики: гибкость, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, наличие стимулов к научно-техническому прогрессу, рациональному использованию ресурсов. Недостатки: неспособность обеспечить равенство доходов, кризисы. Смешанная экономика – это такой способ организации хозяйственной жизни, где наряду с рыночными механизмами существует государственное регулирование. Особенности: 1) земля и капитал находятся в частной собственности; 2) частью ресурсов владеет государство; 3) распределение осуществляется через рынок и при государственном участии. При таком типе экономической системы государство частично смягчает негативные последствия рыночного механизма. Рынок. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров, услуг. Как экономический механизм рынок прошел длительный путь развития от неорганизованного до организованного.
Свободный рынок характеризуется важнейшими признаками: I вариант 1) нерегулируемым предложением (производитель сам решает какие товары и сколько производить); 2) нерегулируемым спросом (покупатель самостоятельно решает сколько и что покупать); 3) нерегулируемой ценой (уравновешивающая спрос и предложение). II вариант 1) неограниченное число участников; 2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг; 3) наличие у каждого участника полного объема информации о ситуации на рынке; 4) мобильность всех ресурсов, необходимых для производства; 5) невозможность участников рыночных отношений влиять на решения, принимаемые другими производителями. Подобного рынка не существует – это идеал.
Структура рынка. В современном рынке существует целая система рынков: 1. Рынок потребительских товаров. Он делится на рынок продовольственных и рынок промышленных (непродовольственных) товаров. Рынок продовольственных товаров предназначен для продажи продуктов питания. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные. С определенной степенью условности сюда относят табачные изделия и спиртные напитки. Рынок промышленных товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления: лекарство, средства транспорта, бытовые приборы, одежда, обувь и т.д. 2. Рынок средств производства – рынок орудий и предметов труда. Он состоит из трех рынков: 1)купля-продажа зданий, сооружений, используемых в производственных целях; 2)рынок машин, технологического оборудования, приборов; 3)рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов. Особое место на этом рынке занимает рынок земли, природных богатств, полезных ископаемых. 3. Рынок рабочей силы – это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих способностей. Условия продажи закрепляются в договоре между работодателем и работником. Продажа рабочей силы осуществляется через биржи труда или непосредственно на предприятии.
4. Рынок инвестиций (долгосрочных вложений) – особая форма денежного рынка, на котором продаются или покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения. Предприниматели, не имеющие достаточно средств для открытия своего дела, развития производства, желают приобрести такие средства в обмен на будущие деньги, товары, поставки. Полем действия таких рынков являются прежде всего инвестиционные банки. 5. Рынок ценных бумаг – денежный рынок (деньги, валюта, ценные бумаги)- одни денежные средства продаются на другие. Его можно разделить на три рынка: 1) сегодняшние деньги продаются в обмен на завтрашние, т.е в долг, кредит; 2) валюта одного государства меняется на валюту другого (валютный рынок); 3) продажа ценных бумаг (лотерейные билеты, ваучеры, облигации, акции. 6. Рынок научно-технических разработок (инноваций) – продажа технических, экономических новшеств, рационализаторских предложений, патентов. Рынок находится в стадии становления. 7. Рынок духовного, интеллектуального продукта - знания, культурные ценности, информация, произведения искусства. 8. Рынок услуг – платные услуги (бытовые, культурные, консультации, обучение, информация, лечебные, культурные). 9. Рынок жилья – жилые помещения. К рыночным структурам относятся биржи, маркетинг.
Законы рынка. Рынок функционирует на основе законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренции. Закон стоимости: производство и обмен Т осуществляется на основе их стоимости. Стоимость – затраты на производство Т. Цена – стоимость, выраженная в деньгах. Закон спроса и предложения. Спрос – это количество Т определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение – это количество Т, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время. Если С выше П, то цена выше стоимости - Ц спроса – та мах Ц, по которой покупатель согласен купить Т. Если С ниже предложения, то Ц ниже С – Ц предложения - та мин Ц, по которой производитель готов продать Т.
Если С равен П, то Ц = С – рыночная Ц. Закон конкуренции. Конкуренция - соперничество между предпринимателями. Конкуренция – закон рынка, необходимое условие для повышения качества Т, эффективности производства. В конкурентной борьбе побеждает тот, кто уменьшает стоимость Т, улучшает потребительские качества его. Распределение осуществляется на основе рыночных законов. Обязательными условиями существования рынка являются безработица, монополия, конкуренция. Монополия – объединение с целью наиболее выгодного производства и сбыта Т. Суть монополии - экономический диктат путем установления монопольных цен. Картель – форма монополии, при которой участники сохраняют производственную самостоятельность, но совместно решают вопросы объема производства и сбыта. Трест – форма монополий, при которой участники теряют экономическую самостоятельность. Синдикат – форма монополий, при которой участники теряют коммерческую самостоятельность.
Современный рынок. Современный рынок имеет позитивные и негативные стороны. Негативные стороны: 1.Возникает большая, зачастую зависящая не от эффективности хозяйственной деятельности, а от случайных обстоятельств дифференциация доходов. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не позволяет правильно оценить долгосрочные проекты, связанные с социальным обеспечением населения, использованием невоспроизводимых природных богатств и т.д. 2.Рыночная экономика развивается циклично: периоды роста сменяются периодами застоя и спада. 3.Безработица, инфляция, спекуляция. Рынок – это не хаос, не анархия. Рыночная экономика – это отработанный механизм для координации деятельности товаропроизводителей и потребителей. "Что и в каком количестве производить?" решает производитель. Но он обязательно должен учитывать возможности покупателей. В силу этого не производитель господствует над покупателем, а наоборот. Своими деньгами он "голосует" за изделия определенного качества. Вопрос "Как производить?" решается на основе конкурентной борьбы. Конкуренция заставляет производителей объединять свои усилия – корпорации. Все это позволяет сделать вывод, что современный рынок является организованным (контактным). На контактном рынке тщательно изучается спрос. Совместными действиями фирм, государства рыночная стихия ограничивается, экономические отношения приобретают сравнительно организованный характер. Но не существует идеальных моделей регулирования рынка. Для каждой конкретной исторической обстановки, страны необходим поиск оптимального сочетания рыночных и государственных механизмов. В настоящее время при ограниченных природных ресурсах, автоматизации производства все более значимым становится мировой рынок.
Роль государства в экономике.
Ни одну экономическую систему нельзя назвать полностью свободной, так она не может функционировать без помощи государства. Государство в экономике выполняет функции: 1)финансовую, 2)правовую, 3)обеспечение сохранности рыночного механизма, сглаживание диспропорций разных отраслей, 4)экология. Переход от командно-административной экономике к рыночной требует определенного времени. Процесс передачи государственной собственности в частные руки называется разгосударствлением, один их способов его приватизация ("тэтчеризм"). Обратный процесс называют национализацией (процесс передачи частной собственности государству). Направления государственного регулирования: 1) фискальная политика направлена на регулирование доходов и расходов, сбора налогов; 2) монетарная политика связана с воздействием на денежную массу; 3) регулирование доходов через регулирование спроса и предложения; 4) социальная политика направлена на поддержание определенного уровня жизни населения; 5) внешнеэкономическая деятельность (торговля с другими государствами, таможня, валюта); 6) экология.
Структура рынка. Рынки различают по экономическому назначению объектов рыночных отношений: · Рынок товаров и услуг, · Рынок средств производства · Рынок труда · Рынок инвестиций · Финансовый и денежный · Фондовый (рынок ценных бумаг) · Иностранных валют · Инноваций По географическому положению: · Местный · Национальный · Мировой По степени развития конкуренции: · Рынок свободной конкуренции · Монополистический рынок · Олигополистический Олигополия – раздел рынка между несколькими крупными кампаниями. Субъекты рынка: · Домашнее хозяйство - с помощью рынка удовлетворяет свои потребности; · Предприятия – используют факторы производства для изготовления и продажи своей продукции, стремятся к максимальной прибыли; · финансово-кредитные учреждения - регулируют и обслуживают движение денежной массы; · государство, правительственные учреждения, осуществляющие контроль над рынком для осуществления общественных целей. Объекты рынка: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, информация. Законы рынка: Закон спроса – чем меньше цена, тем больше спрос, чем больше цена, тем меньше спрос. Закон спроса не действует: · Для некоторый редких и дорогих товаров, являющихся средством вложения денег; · При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; · При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. На спрос влияют следующие факторы: · Величина доходов потребителей; · Цены на заменяющие или дополнительные товары; · Ожидаемые изменения цен в будущем; · Вкусы, мода, сезон; · Качество товара. · Фирменные знаки. Закон предложения – чем выше цена, тем выше предложение, чем меньше цена, тем меньше предложение. В соответствии со спросом и предложением устанавливается равновесная цена, которая устраивает продавца и покупателя. Факторы, влияющие на предложение: · Доходы на селения; · Стоимость сырья; · Стоимость рабочей силы; · Налогообложение; · Сезон, мода; · Место на рынке, наличие заменяющих товаров. Закон конкуренции – объективный закон рынка. Различают два основных типа конкуренции: · Совершенная – состязательная борьба между отдельными независимыми производителями, при которой каждому из соперников принадлежит незначительная доля производства продукции в сравнении с ее совокупным рыночным объемом, что не позволяет отдельному производителю господствовать на рынке и оказывать существенное влияние на рыночную цену товара; · Несовершенная – господствуют на рынке несколько фирм (2-4), которым принадлежит основная доля производства товара, благодаря чему эти фирмы влияют на рыночную цену товара. Основные виды конкуренции: - Простых производителей - Монополий - Национальных капиталов - Интернациональных капиталов. Методы конкуренции: · Ценовая – ведется посредством сбивания цен, · Неценовая – усовершенствование техники, организации производства, повышение качества, понижение стоимости. Противоположностью конкуренции является монополия. Монополия – крупное объединение предприятий с целью наиболее выгодного производства и сбыта товара. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли, других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, группе или государству. Монополия бывает абсолютная, естественная, искусственная. Абсолютная монополия полностью исключает конкуренцию. Естественной монополией обладают собственники, имеющие в своем распоряжении редкие элементы производства, или фирмы, предприятия, не имеющие аналогов, действующие на рынке в единственном числе. Искусственная – сосредоточение в своих руках только рынка или производства и рынка того или иного продукта: случайная – принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения, устойчивая – принадлежит крупным фирмам, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-либо товаров. Виды монополий: Картель – объединение производителей однородной продукции, сохраняющих производственную и коммерческую самостоятельность, договаривающихся об объемах ее производства и рынках сбыта. Синдикат – объединение предприятий, которое берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности, при сохранении производственной самостоятельности предприятий. Трест – объединение ряда предприятий, теряющих свою производственную и коммерческую самостоятельности, подчиненных единому управлению, бывшие владельцы превращаются в пайщиков. Концерн – объединение с высоким уровнем концентрации капитала и производства, включающая в себя предприятия разных отраслей промышленности. Холдинг – кампания, владеющая контрольным пакетом акций других кампаний и осуществляющая общее управление ими. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара в целях получения монопольного дохода. Возникновение монополий не устраняет конкуренцию, борьба уже идет между монополиями. Монополия порождает конкуренцию, конкуренция приводит к возникновению монополий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|