Институт Уполномоченного по правам человека в России
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[36] уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Уполномоченный по правам человека способствует: - восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; - развитию международного сотрудничества в области прав человека; - правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Согласно ст. 3 Закона об Уполномоченном его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации может учреждаться в соответствии с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. В деятельность Уполномоченного по правам человека входит: 1) рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, равно как и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, а так же лиц без гражданства (заявителей);
2) рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных служащих, если до этого заявителем уже были обжалованы данные решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, однако он не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба на имя Уполномоченного по правам человека подается не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя либо с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Жалоба должна содержать: - фамилию, имя, отчество и адрес заявителя; - изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы; - сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. При получении такой жалобы, Уполномоченный по правам человека имеет право: 1) на принятие жалобы к рассмотрению; 2) на разъяснение заявителю средств, которыми он имеет право воспользоваться в целях защиты своих прав и свобод; 3) на передачу жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления либо должностному лицу, в чьей компетенции находится возможность разрешения жалобы по существу; 4) на отказ от принятия жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный по правам человека должен уведомить заявителя в течение десяти дней. В случае принятия жалобы на рассмотрение Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления либо должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека имеет право: 1) на беспрепятственное посещение всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, присутствие на заседаниях их коллегиальных органов, а также на беспрепятственное посещение предприятий, учреждений и организаций в независимости от организационно-правовых форм и форм собственности, воинских частей, общественных объединений;
2) на запрашивание и получение от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведений, документов и материалов, необходимых при рассмотрении жалобы; 3) на получение объяснений от должностных лиц и государственных служащих, за исключением судей, по вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 4) на проведение самостоятельной или совместной с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверки деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; 5) на поручение компетентным государственным учреждениям проведения экспертных исследований и подготовки заключений по вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 6) на ознакомление с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также на ознакомление с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Заключение
Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности. Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и основного закона - Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и общегосударственными правами.
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации».[37] Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» - каждому, политические - «гражданам». Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.[38]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|