Система законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета производственных запасов
В России системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета базируются на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов. 1. Законодательный: Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы 1-го уровня прямо или косвенно регулируют БУ в РФ. 2. Нормативный: документы разрабатываются Минфином РФ, в этих документах обобщены принципы и базовые правила БУ, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации; изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета; приведены возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Они включают: а) Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ; б) Положения по БУ. 3. Методический: документы подготавливаются и утверждаются федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами (Минфином РФ, ЦБ РФ и т.д.) на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы данного уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней и не должны вступать с ними в противоречие. В случае возникновения последних действуют обязательные для применения нормы документов первого и второго уровней. Данный уровень регламентирующих документов включает:
а) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и методические рекомендации по его применению; б) методические рекомендации, подготавливаемые в развитие соответствующих положений по бухгалтерскому учету; в) методические рекомендации, а также иные аналогичные по характеру документы, содержание которых не носит концептуального характера, а потому они не могут быть отнесены к документам более высоких уровней регулирования. 4. Инициативный уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые разрабатываются для конкретных организаций.[1] Документы четвертого уровня формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Четвертый уровень регламентирующих документов включает: учетную политику организации, положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации Содержание и статус указанных документов, принципы их построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации. Первые три уровня применяются всеми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом РФ (кроме банковских, страховых и бюджетных). Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.[2] Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 № 34н относится ко второму уровню правового и методологического регулирования бухгалтерского учета. Данное Положение устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
Порядок оценки материально- производственных запасов описан в пп. 58-62 III раздела Положения. Так, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Приказом Минфина РФ № 26н от 26.03.07г.[3] внесены изменения в ПБУ 5/01 вступающие в силу с 1 января 2008. Данным приказом исключен способ оценки материально-производственных запасов по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО). Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98) стало первым, разработанным и утвержденным Минфином России во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международным стандартами финансовой отчетности» и Распоряжения Правительства РФ от 22.05.1998 № 587-р, утвердившим План внедрения двадцати двух положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику в течение 1998 - 1999 гг.
В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007). Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, находящихся в организациях на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Оно не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения. Под материально-производственными запасами понимается часть имущества: - используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи; - предназначенная для продажи; - используемая для управленческих нужд организации. Таким образом, Положение регламентирует правила учета имущества, относимого к средствам в обороте, и не регламентирует правила учета имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Положение не распространяет на незавершенное производство являющееся, по существу, частью материально-производственных запасов. Для надлежащей организации внутреннего учета материально-производственных запасов хозяйствующего субъекта, осуществления контроля за их сохранностью и других целей необходимо выбрать единицу учета. В качестве таковой принят номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов) материально-производственных запасов. Как известно, этот номер должен проставляться во всех оправдательных и учетных документах, оформляющих операции с материально-производственными запасами. В разделе «Оценка материально-производственных запасов» Положения изложены важные вопросы, связанные с оценкой, и определено, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» приведены различные варианты определения фактической себестоимости в зависимости от способов поступления запасов:
- приобретения за плату; - изготовления силами хозяйствующего субъекта; - внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал хозяйствующего субъекта; - получения безвозмездно от других юридических и физических лиц; - приобретения в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств. Фактической себестоимостью материально-производственных запасов признается: - при приобретении за плату - сумма фактических затрат организации на приобретение запасов за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев невозмещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации); - при изготовлении силами организации - фактические затраты, связанные с производством запасов; - при внесении в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации - денежная оценка запасов, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; - при получении безвозмездно - рыночная стоимость полученных запасов на дату оприходования; - при приобретении в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, - стоимость полученных или подлежащих получению организацией ценностей в размере цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяет стоимость аналогичных запасов. Из определения фактической себестоимости материально-производственных запасов вытекает необходимость применения специального счета для калькулирования входящих в нее затрат. Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для этих целей предусмотрен вариант организации учета запасов с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». В разделе «Отпуск материально-производственных запасов» Положения излагаются правила, связанные с отпуском материально-производственных запасов. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) оценка производится организацией одним из следующих способов: - по себестоимости каждой единицы; - средней себестоимости; - себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО); - себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО). Применение одного из способов по конкретной группе (виду) запасов производится без изменений в течение отчетного года.
Раздел 5 «Отражение информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности» посвящен вопросам раскрытия в отчетной финансовой информации данных, связанных с достоверной и полной характеристикой для внешних пользователей состояния и движения материально-производственных запасов. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по отдельным статьям в соответствии с их классификацией (распределением по видам), исходя из специфики использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг и иной деятельности организации. Под этим подразумевается раскрытие в бухгалтерской отчетности не только общей стоимости запасов, но и их разновидностей с учетом отраслевой и производственной специфики, информация о которых позволяет достоверно и полно судить об их состоянии, движении и влиянии на финансовое положение организации. Важнейшим документом методического уровня является План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»). Планом счетов предусмотрен перечень синтетических счетов и субсчетов, используемых организациями для отражения на них бухгалтерских операций. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). В системе счетов бухгалтерского учета для учета материально-производственных запасов предусмотрены следующие счета и субсчета: счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 1. Сырье и материалы; 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; 3. Топливо; 4. Тара и тарные материалы; 5. Запасные части; 6. Прочие материалы; 7. Материалы, переданные в переработку на сторону; 8. Строительные материалы; 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности; 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе; 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации; счет 11 «Животные на выращивании и откорме»; счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»; счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»; счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»; счет 41 «Товары»; счет 42 «Торговая наценка»; счет 43 «Готовая продукция». Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах: счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»; счет 003 «Материалы, принятые в переработку»; счет 004 «Товары, принятые на комиссию». К документам данного уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета можно также отнести следующие документы: Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Четвертый уровень регламентации бухгалтерского учета включает в себя документы, изданные самой организацией. К нему относятся организационно-распорядительные документы, определяющие учетную политику отдельно взятой, конкретной организации. Под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике организации должны быть отражены: - методы оценки материально-производственных запасов по их видам; - последствия изменений в учетной политике способов оценки материально-производственных запасов; - стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог; - разница между фактической себестоимостью материально - производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели; - резервы под снижение стоимости материальных ценностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|