Специфика британского колониального режима в Индии.
Индия была первым и по существу единственным государством (группой государств) столь крупного масштаба, которое было превращено в колонию. Из-за слабости административно-политического аппарата англичане без особых затрат и потерь, в основном руками самих индийцев, захватили власть и установили свое господство. Но как только это было достигнуто (в 1849 г., после победы над сикхами в Пенджабе), перед завоевателями возникла новая проблема: как управлять гигантской колонией? Дело в том, что присоединение Индии к Британии было не столько актом политическим, результатом войны, сколько следствием сложных экономических и социальных процессов во всем мире, суть которых сводилась к образованию мирового капиталистического рынка и к насильственному вовлечению в мировые рыночные связи колонизуемых стран. Едва ли вначале английские колонизаторы задумывались над этим. Колонизация проводилась руками Ост-Индской компании, стремившейся прежде всего к активной торговле, к прибылям. Но в ходе торговых операций прибиралось к рукам чужое имущество, захватывались новые земли, велись успешные войны. Колониальная торговля перерастала свои первоначальные рамки, ее подстегивало то, что быстрорастущая английская капиталистическая промышленность на рубеже XVIII -- XIX вв. уже остро нуждалась в увеличивающихся рынках сбыта фабричных товаров. Индия была для этого идеальным местом приложения соответствующих усилий. Неудивительно, что в изменяющихся обстоятельствах индийские дела постепенно переставали быть прерогативой компании. С конца XVIII в., деятельность компании начала контролироваться правительством и парламентом. В 1813 г. была официально отменена монополия компании на торговлю с Индией, и за 15 лет после этого ввоз хлопковых фабричных тканей вырос в 4 раза. Парламентский акт 1833 г. еще более ограничил функции компании, оставив за ней в основном статус административной организации, практически управлявшей Индией, причем теперь уже под очень строгим контролем лондонского Контрольного совета. Индия шаг за шагом все очевиднее становилась колонией Великобритании. Но завершающая часть процесса колонизации оказалась наиболее трудным делом. Вмешательство администрации компании во внутренние дела страны и веками складывавшиеся аграрные отношения привели к болезненным конфликтам в стране. Приток фабричных тканей и разорение многих аристократов сказались на благосостоянии индийских ремесленников. Словом, в стране все очевиднее проявлял себя болезненный кризис.
Политика англичан в области государственного управления и армии. Правящие круги Англии создали в Индии свою колониальную администрацию. Англичане держали под своим контролем индийские княжества. Правителей княжеств смещали или лишали власти; им навязывали министров из чиновников английских служб. Глава княжества - князь был лишь номинальным правителем. Колониальная система управления Индией вплоть до 1858 года регулировалась в основном «законом Питта», принятым английским парламентом в 1784 году. Закон Питта был продолжением закона Норта (1773г.). По предложению Норта в Индии учреждался пост генерал-губернатора. При генерал-губернаторе и под его председательством был создан совет из четырех лиц. Генерал-губернатор и один советник были назначены из кандидатов, предложенных Ост-Индской компанией, а остальные три члена совета из лиц, рекомендованных самим парламентом. Более серьезным шагом по пути установления парламентского контроля над управлением Индии стал закон Питта. По этому закону палата директоров в составе 24 человек, избираемых пайщиками Ост-Индской компании, владеющий акциями на сумму свыше 500 фунтов стерлингов, назначала с одобрения короля всю высшую колониальную администрацию, т. е. генерал-губернатора, и их советников, и она же снимала с постов этих чиновников, если они не оправдывали ее доверия. Кроме того, палата директоров безраздельно ведала всем, что касалось торговли. Вся же прочая деятельность Ocт-Индской компании ставилась под руководство так называемого контрольного совета, в составе государственного секретаря (председателя), канцлера казначейства и четырех других лиц из числа королевских тайных советников.
Губернаторы провинции с советами, бюро и комитетами, аналогичными существовавшим в Калькутте, управляли под контролем генерал-губернатора и отвечали только перед ним. В целях налогового, судебного и полицейского управления провинции были разделены на округа (дистрикты), были объединены в области («дивизии»), во главе которых стояли управляющие, руководившие начальниками округов. Эти последние, именуемые коллекторами («сборщиками»), были основным звеном в системе колониального управления. От их воли зависела судьба всего населения округа, иногда насчитывавшего 1,2 -2 млн. человек. Коллектор совмещал в своей персоне власть административную, полицейскую, а также и судебную по налоговым делам. В первой половине XIX столетия низшими гражданскими судами были суды мунсифов из индийцев, принимавшие решения по искам, не превышавшим 300 рупий. Выше их были главные судьи (садар амины), также из индийцев, правомочные решать иски на сумму до пяти тысяч рупий. Еще выше стоял европейский судья дистрикта, принимавший к рассмотрению иски на сумму от 5000 рупий и выше. При европейском судье были помощники из индийцев, которые вели предварительный разбор гражданских исков и высказывали по ним свое мнение. В суде округа дела разбирались в присутствии индийских заседателей, тем не менее приговор зависел исключительно от воли европейского судьи, а вернее, от указаний начальника дистрикта. Созданные англичанами суды стали настоящим бедствием для индийского населения. Помимо полиции и суда, в распоряжении колониальных властей была большая постоянная армия из европейских войск Ост-Индской компании и ее же сипайских полков. Накануне восстания 1857 года численность европейских войск (коронных и Ост-Индской компании) равнялась в круглых цифрах 41000, а сипайских 282 000 человек.
После 1833 г. Ост-Индская компания, перестав быть торговым предприятием, оставалась феодальным сюзереном Индийской империи. Единственным источником доходов её акционеров стал земельный налог (land revenue). Дивиденды акционеров были зафиксированы на текущем уровне - 10,5% годовых. Формально британское законодательство об Индии допускало на службу людей любого происхождения, согласно закону 1833 г. Однако фактически руководящие посты в администрации занимались исключительно британцами, которые на протяжении всего своего правления никогда не составляли более 0,05% населения Индии. С 1829 г. Британская Индия была разделена на округа с численностью населения до 800 тыс. человек. Округом управлял британский чиновник, выполнявший с несколькими помощниками функции сборщика налогов, судьи и начальника полиции. Компания содержала немногочисленный аппарат с высоким жалованьем. В 1857 г. на её службе находилось 800 высших чиновников (индийцы нанимались на низшие должности). Восстание индийцев в 1857-1858 гг. стало поводом к упразднению Ост-Индской компании. Закон об улучшении управления Индией 1858 г. установил правление британской короны. Генерал-губернатор (вице-король) правил при содействии исполнительного совета (правительства) и законодательного совета, в который входили члены исполнительного совета и ещё несколько человек, назначенных вице-королём. В структуре английского правительства было создано особое министерство по делам Индии. В аппарате британского управления на местах произошли «лишь незначительные изменения». Упразднение Компании было формально завершено в 1873 г. Её акционеры получили компенсацию за счёт индийского бюджета. Новый порядок управления главной британской колонией соответствовал общей политике ликвидации традиционных привилегий внутри английского общества, начало которой положила парламентская реформа 1832 г. По существу феодальные права были выкуплены в рамках действовавшей правовой системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|