Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Угрозы экономической безопасности Ставропольского края

 

Прежде чем приступить к рассмотрению угроз, которые присутствуют в экономике Ставрополья, а также тех, которые могут появиться, необходимо обозначить угрозы безопасности всей Российской Федерации, т. к. они автоматически влияют на состояние экономики любого региона федерации, в частности, Ставропольского края.

Ниже приведены следующие наиболее острые угрозы экономической безопасности Российской Федерации в настоящий период.

Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. В настоящее время износ оборудования в большинстве отраслей составляет порядка 70%. Выбытие в 1,5 раза больше ввода в действие, т.е. утеря потенциала уже идет.

Внешний долг, создающий опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга в 2001г. выражается в сумме около 14 млрд. долл., что равняется примерно трети всего федерального бюджета. В 2003г. пик суммы обслуживания внешнего долга достиг 18 млрд. долл.

Низкая инновационная и инвестиционная активность. В 2000г. впервые наблюдался прирост инвестиций – 17,7%. Однако, в 2001г. эти темпы резко снизились (примерно в 2 раза).

Низкая конкурентоспособность продукции. Известно, что после резкой девальвации рубля начал существенно снижаться импорт, и отечественные товары нашли свою нишу на внутреннем рынке. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-50% до 36% к началу 2000г. Однако в дальнейшем эффект импортозамещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестает быть конкурентоспособной. К началу 2001г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снова превысила 40% и продолжает расти.

Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума несколько снизилась к началу 2001г., однако все еще составляет более 25%. Разрыв доходов 10% наиболее обеспеченных и 19% наименее обеспеченных составляет по разным данным от 13,7 до 18 раз.

Утечка капитала. По экспертным оценкам, не лицензируемый вывоз капитала в 1992 – 2000гг. составил более 200 млрд. долл., в том числе в 2000г. примерно 25 млрд. долл. И по имеющимся оценкам, не уменьшается.

Отличительной особенностью периода 2002-2003гг. является сочетание острой фазы угроз в финансовой сфере, прежде всего, в непомерно высокой нагрузке на ВВП, финансово-банковскую систему выплат по внешнему долгу с усилением негативных тенденций в воспроизводстве основного капитала, что порождает сбои в функционировании жизнеобеспечивающих отраслей и производство (энергетика, транспорт, ЖКХ). Непредсказуема по силе своего воздействия смена положительной для российской экономики динамики цен на энергоносители на динамику снижения цен.

Одной из самых опасных неожиданностей следует считать возможные резкие изменения курса рубля. Причем очень чувствительны и разрушительны как девальвация, так и ревальвация рубля. И та и другая тенденции разрушительны из-за двойственного характера нашей денежной системы, базирующейся на отечественной и иностранной валютах. [50]

Усиление структурной деформации экономики – одна из главных угроз безопасности России, поскольку она связана с воспроизводством сложившихся в прошлом народнохозяйственных диспропорций и обусловленных ими аномалий экономики. Суть унаследованной от бывшего СССР структурной деформации заключается в гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрезвычайно отсталом состоянии отраслей и сфер производства, работающих непосредственно на человека, удовлетворение его потребностей и нужд, с другой. Имеется в виду отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта и др. Фактически в стране сложилась экономическая структура, которая постоянно воспроизводилась, не обеспечивая должного развития названных отраслей и сфер хозяйства. Разумеется, с подобной структурой выйти из кризисной ситуации будет сложно.

В этой связи хотим обратить внимание на встречающиеся в печати призывы к немедленному приостановлению падения производства и обеспечению его роста. Конечно, в общей форме такая постановка вопроса верна. Однако не следует забывать, что рост производства при сохранении прежней структуры, мало, что прибавит экономике России. Ей нужен рост, сопровождающийся структурными изменениями. Привязка структуры производства к структуре рыночного спроса – ключевая проблема российской экономики.

К существенным угрозам экономической безопасности России следует отнести чрезмерную открытость экономики. Открытость экономики в стратегическом плане – курс верный и мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой подтвердил это. Однако особые условия, в которых осуществляется вхождение отечественного хозяйства в международное разделение труда, незрелость рыночных отношений и кризисное состояние экономики требуют осторожности в определении меры такой открытости.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации предусматривает необходимость введения определенных ограничений на деятельность иностранных банковских и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих путей. Нельзя допустить установление контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики, оборонной промышленностью и естественными монополиями.

Естественно, по прошествии какого-то времени (переходного периода), когда в России степень зрелости рыночных отношений станет достаточно высокой, окрепнут ее финансово-кредитная и денежная системы, повысится конкурентоспособность, вопрос об открытости российской экономики не будет стоять столь остро. В нынешних же условиях эта проблема самым непосредственным образом связана с экономической безопасностью страны, угрозами, которые могут возникнуть вследствие чрезмерной открытости ее экономики. [62]

“Утечка умов”. Как факт это относится к проблеме технологической безопасности, но как следствие и по внутреннему содержанию является объектом экономической безопасности. За последние 10 – 12 лет около 50 тысяч ученых покинули Россию и работают в других странах. Эмиграция только научных работников приносит стране ежегодно ущерб без малого 5 млрд. долл. Положение сейчас таково, что в России доля специалистов с вузовскими дипломами на 1 тысячу человек работающего населения снизилась на 12%.

Разрушение научно-технического потенциала страны. 1991-1992гг. стали для СССР и России началом “ капиталистической контрреволюции” в науке, а 1992-1996гг. – периодом падения экономики и социальной сферы. Финансирование науки за это время, по разным оценкам, сократилось в 10-12 раз. Численность сотрудников в сфере науки уменьшилось более чем в 2 раза, техническая база академических НИИ практически не обновлялась. В 1997г. и в первой половине 1998г. ситуация немного улучшилась, но уже во второй половине 1998г. уровень финансирования науки опять начал падать. Сокращение доли расходов на науку продолжается до сих пор, что иллюстрирует статья федерального бюджета “Фундаментальные исследования и содействия научно-техническому прогрессу”: 1997г. – 2,88, 1998г. – 2,23, 1999г. – 2,02, 2002г. – 1,85%.

Экономика России недополучила в виде экономического эффекта, по оценке Миннауки, в течение последних десяти лет почти 14,5 млрд. долл. И это еще не все. Отставание науки от современных потребностей в ней скажется и далее. Особенно это тяжело отразится в 2005-2010гг. – период, заделы которого, должны были обеспечиваться наукой в 1992-1997гг. Такие направления, как создание искусственного интеллекта, авиация и космонавтика, ядерная физика земли, биотехнологии, лечение СПИДа и онкологических заболеваний, прорывные технологии переработки минерального сырья и др. должны, стать объектами исследования российской науки. Именно создание на их базе инновационных технологий, современной эффективной техники и методов лечения способны увеличить ВВП страны от 25 до 55%. [27]

Значительную остроту приобретает в настоящее время угроза криминализации экономики. Опасность криминальной, теневой экономики для государства состоит в том, что ее существование уменьшает налогооблагаемую базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальных структур, использование бартера и квази-денег лишают российское правительство возможности применять типичные для современной рыночной экономики методы макроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т.д.

Наряду с внутренними экономическими угрозами, представляющими, как отмечалось, наибольшую опасность для российской экономики и демократических преобразований, существуют также и угрозы внешние, которые нельзя не учитывать. К их числу можно отнести продовольственную уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания, возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания России в научно-технической сфере, негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных рынков на еще не окрепший финансовый рынок России, возможную потерю рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье [62], а также опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире, появление в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных военных контингентов, ослабление интеграционных процессов в СНГ. [3]

Преодоление внешних угроз связано с экономическим развитием страны, решением внутриэкономических проблем.

Немаловажным является анализ последствий вступления России в ВТО с позиций экономической безопасности.

В настоящее время общепризнанным является, и это не вызывает сомнений, что Россия должна вступать в ВТО или во всяком случае четко продемонстрировать свое стремление к этому. Вступление в ВТО необходимо, как с общеполитических позиций, являясь гарантией от международной изоляции, так и с позиции участия в процессе глобализации.

Вступление Росси в ВТО не следует сводить лишь к макроэкономическим издержкам, связанным с реструктуризацией российской экономики. Оно окажет влияние на отраслевое и региональное развитие, на эволюцию правовых норм в российской экономике, а также на российскую геополитику. В каждой из этих сфер наша страна будет испытывать издержки или извлекать выгоды от присоединения к ВТО. В рамках данной работы нас интересуют издержки от вступления России в ВТО на региональном уровне.

Пока глубина проработки региональных аспектов вступления в ВТО явно недостаточна. Фактически все подходы сводятся к фрагментарному наложению карты экономической географии на административно-территориальную карту и констатации того факта, что регионы, не обладающие экспортным потенциалом, встретятся с серьезными проблемами, которые проявятся в первую очередь в том, что облегчится наш экспорт сырья и полуфабрикатов, но при этом производители конечной продукции и продукции машиностроения столкнутся с мощной конкуренцией производителей из Европы и Юго-Восточной Азии и др.

Кроме углубления и без того серьезной проблемы экономической дифференциации в развитии регионов и обострения социальных проблем можно отметить еще один вероятный результат вступления России в ВТО, который нельзя не принимать во внимание, разрабатывая комплекс адаптационных мер. Анализируя вполне предсказуемые последствия, легко заметить, что основной выигрыш от этого шага, связанный с дальнейшим ростом внешнеторгового оборота относительно ВВП, достанется федеральному Центру через механизм взимания таможенных пошлин, сбора НДС с импортируемых товаров. В то же время реальные потери от сокращения объемов производства (налог на прибыль и на фонд заработной платы) лягут на бюджеты регионов. Эта тенденция – общий сценарий, который будет развиваться в течение пяти – семи лет после присоединения России к ВТО. При существующем отношении федерального бюджета и бюджета территорий (63: 37) описанная тенденция поставит регионы в еще более сильную зависимость от Центра и вызовет достаточно мощную перестройку бюджетного процесса. [44]

В сфере кредитно-финансовой деятельности большую обеспокоенность вызывает механизм использования вексельного обращения для уклонения от уплаты налогов. Главная цель внедрения вексельного обращения на территории РФ – урегулирование взаимной задолженности объектов хозяйственной деятельности, решение проблемы показало, что существует и другая сторона – использование вексельного обращения, формирует порядок криминального перераспределения финансовых потоков с последующим их обналичиванием и переводом их в теневую экономику.

Обналичивание денежных средств происходит зачастую с использованием несуществующих фирм и физических лиц, которые предлагают эту услугу за 5-10% от наминала ценной бумаги. Установлено, что в течение 2000 – 2002гг. только 7 лицами, жителями Ставропольского края и Ростовской области обналичено векселей на сумму более 2 миллиардов рублей.

В настоящий момент сложилась ситуация, когда отследить путь векселя от первого векселедержателя до предъявившего его к погашению (как банковский, так и корпоративный) практически невозможно. Данная проблема, уже перешла в разряд угроз экономической безопасности Ставропольского края.

Также, угрозой безопасности края является превышение порогового значения индикаторов уровня жизни населения. Так, величина прожиточного минимума в Ставропольском крае за IV квартал 2002г. составил 1680 рублей. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума – 981,1 тыс. чел. или 37% от общей численности населения края, что превышает предел порогового значения в 5,3 раза (предел порогового значения индикатора по этому показателю равен 7%). Также в IV квартале 2002г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 27,6% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,4%. Получается разница в 11,5 раз, что также превышает предел в 1,4 раза (разрыв между доходами наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных не должен превышать 8 раз). [39] Что, конечно же не может не подрывать социальную стабильность в крае.

Более того, реальное обеднение населения, массовая безработица, прежде всего среди молодежи, являются питательной средой для экстремистски настроенного населения края. Так в последние годы отмечается рост политического самосознания одной из коренных национальностей Ставропольского края – ногайцев. По мнению их лидеров, они давно вышли за рамки национально-культурной автономии и в организационно-политическом плане готовы к созданию своего национально-государственного образования. Вокруг этой идеи происходит сплачивание наиболее общественно-активной молодежи. Замалчивать обозначенную проблему не представляется целесообразным, так как она, при определенных условиях, может перерасти в экстремизм националистического и религиозного толка.

Ситуация усугубляется тем, что в прямой зависимости с сепаратистскими тенденциями сохраняется угроза исламского фундаментализма. Именно вахаббизм в последнее время стал идеологической основой действий сепаратистов в Чечне, Дагестане, ширится число его сторонников в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, в среде ногайцев, в том числе и в Ставропольском крае. [30]

Еще раз подчеркнем, что питательной средой для распространения подобных явлений, является обеднение населения, массовая безработица и т.п., т.е. проблема не в росте политического, национального и религиозного самосознания населения, а в экономических причинах способствующих развитию выше перечисленных тенденций.

Чрезвычайно актуальной проблемой Ставропольского края является возрождение особого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ), как устранения угрозы потери курорта всероссийского и мирового значения. До начала 1990-х гг. ежегодно сюда приезжало на отдых около 1 миллиона человек. Сегодня санаторно-курортные учреждения заполнены на 40-50%. Поток отдыхающих и туристов, резко снизившийся в последние годы, привел если не к закрытию многих санаториев и пансионатов, то в ряде случаев к их перепрофилированию. Причины упадка курортов достаточно очевидны: политическая нестабильность в регионе, дороговизна путевок, неразвитость сервиса и сильная конкуренция со стороны западных мест отдыха. Все это отпугнуло многих потенциальных клиентов. Решение данной проблемы невозможно только силами администрации КМВ и Ставропольского края. Необходимы законодательные и экономические решения на уровне Правительства России. [12]

Существенный ущерб экономики края наносила практика уклонения от уплаты налогов с помощью специальных схем – проведения налоговых платежей через заведомо неплатежеспособные банки, а также факты хищений с объектов народного хозяйства цветных металлов и изделий из них. Урон экономике приносит незаконный оборот алкогольной продукции в крае, не целевое и не рациональное использование бюджетных средств, также рост экономической преступности. Из анализа складывающейся на территории края обстановки в перспективе усматриваются реальные угрозы технологического и экологического характера, которые могут возникнуть в ближайшее время наряду с уже имеющимися проблемами. (Материалы Управления по обеспечению деятельности Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края).

Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема заключается не столько в наличии угроз, сколько в отсутствии системы мониторинга и прогнозирования, анализа факторов и процессов, определяющих угрозы экономической безопасности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...