Япония в эпоху сёгуната Токугава. Особенности экономического и политического развития страны в XVIII – первой половине XIX века. Отношения с державами Запада.
До революции Мэйдзи Япония оставалась аграрной страной с преобладанием сельского хозяйства как основного занятия населения. Главными отраслями в 16 веке являлись производство риса, шелка, хлопка, сахарного тростника и чая. Крестьяне были наследственными пользователями земли, торговля их рисовыми полями запрещалась под страхом тюремного заключения. На другие категории земель запрет не распространялся. Земельный налог составлял в 17 веке 40–50 % от урожая. С 1721 г. разрешалось владение землей городским торговцам и ростовщикам. До этого времени существовали запреты купли-продажи земли, однако на практике они не соблюдались. В эпоху Токугава (1603–1867 гг.) все население Японии делилось на 4 основных сословия – самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Правящим классом являлось самурайство, из которого формировались государственный и военный аппарат, интеллигенция. Во главе всего дворянства стоял верховный правитель сегун. Его ближайшее окружение составляли князья-соратники в борьбе за власть и их потомки. Их называли фудай-даймё. Чуть ниже шли прочие князья, не являвшиеся вассалами сегуна - тодзама-дайме. Ниже располагался слой рядового самурайства – вассалов князей и сегуна, получавших за службу фиксированный рисовый паек. Рядовым самураям запрещалось владеть землей. Крестьянство составляло более 80 % населения страны. Крестьяне были формально свободны. Их нельзя было купить или продать, но они не имели права вплоть до падения режима сегуната изменять место жительства и род занятий. Деревни были разделены на пятидворки, во главе с назначенными властями богатыми крестьянами, в обязанности которых входил сбор налога и полицейский надзор. В случае бегства кого-либо остальные жители выплачивали за бежавшего налоги. Вся жизнь крестьян была строго регламентирована вплоть до одежды и пищи. Так, нельзя было носить одежду из шелка, есть рис, пить водку и чай. Запрещалось украшать жилища и устраивать какие-либо развлечения. Самурай мог убить любого горожанина или крестьянина за малейшую провинность или за враждебный взгляд в свою сторону.
Горожане считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно выше. Ремесленники и купцы были объединены в союзы типа цехов и гильдий, которые имели монопольное право на изготовление и продажу определенных изделий. Богатые купцы часто возводились правительством в ранг самураев или покупали самурайство за деньги Покупка звания известна по письменным источникам с начала 18 века. Условия жизни торговцев и ремесленников также регламентировались, однако со значительно меньшими строгостями. Так купцы не могли носить одежду из шелка и украшения из золота. На практике многие запреты часто нарушались. Но иногда чиновники за нарушение указов сегуна о регламентации жизни горожан арестовывали купцов и конфисковывали их имущество. Чтобы не попасть под пресс закона зажиточные горожанки носили весьма скромную верхнюю одежду, но их белье было из дорогого шелка. Жилища купцов снаружи были очень скромны, зато внутреннее убранство блистало роскошью. В 17 веке произошла стабилизация феодальных производственных отношений благодаря прекращению междоусобных войн, что оказало положительное воздействие на экономику Японии. За это время вдвое расширились посевные площади, численность населения возросла на 9 миллионов и достигла 29 миллионов человек. Сухопутные дороги в Японии находились в хорошем состоянии, их вовремя ремонтировали, по ним свободно могли разъехаться два экипажа. Население крупнейших японских городов Осаки, Киото и Эдо превышало 300 тысяч человек. В начале 18 века население Эдо достигло 1 миллиона, для сравнения, самый крупный город Европы Лондон насчитывал в то время 700 тыс. жителей
В 18 веке проявились первые кризисные тенденции в экономике и социальной структуре общества: 1 Прекратился прирост крестьянского населения. 2 Прекратился прирост продукции риса. В 1730-е гг. население Японии сократилось на 800 тысяч человек из-за голода, в 1780 гг. – на 1 миллион человек. Крестьяне в условиях голода практиковали жестокий обычай детоубийства – так называемая “прополка”. В 18 веке налоги забирали у крестьян до 60 % их урожая. В 18 веке также ухудшилось материальное положение средних и низших слоев самурайства из-за сокращения рисовых пайков. К началу 19 века ни один из дайме не платил своим вассалам полный рисовый паек. Многие самураи, чтобы сохранить достойный уровень доходов, перешли к невоенным профессиям чиновника, учителя или врача. Возросла зависимость князей от городских ростовщиков. Кризис феодального общества и развитие рыночных отношений привели к концентрации значительных денежных средств в руках богатых купцов, ремесленников и ростовщиков. По свидетельству современников жилища богачей городов нередко превосходили по роскоши дома князей, которые оказывались в долгах перед городскими богачами и заискивали перед ними. Простые самураи и вовсе в 18 веке закладывали свое вооружение ростовщикам и женились (если повезет) на дочерях богатых купцов. Чтобы не допустить полного разорения самурайства, правительство указом от 1789 г. аннулировало все долги, сделанные вассалами сегуна до 1785 г.
Внутренняя политика сегуната.
В конфискованные у политических противников владения Токугава назначали своих родственников и вассалов. Япония продолжала делиться на 200 княжеств, их правители были полными хозяевами своих земель, хотя центральное правительство сохранило контроль за ними через особых чиновников. Существовал и институт заложничества – все князья обязаны были определенную часть времени проводить, живя в столице сегуна. Без разрешения правительства князья не могли жениться и строить замки, направлять войска за пределы своего княжества. Князья имели права суда и административной власти над всеми подданными в пределах своего владения. Вассалы-самураи получали определенное жалованье в виде рисового пайка. Средства для выплаты жалованья поступали от крестьян. Обычный крестьянский участок составлял от 0.36 до 0.45 га и давал при среднем урожае 640-800 кг. риса. Князья не вели собственного земледельческого хозяйства, однако крестьянам все равно приходилось выполнять различные повинности при доставке риса в центр владений феодала или на рынок, строительстве и ремонте замков, сооружении каналов. Один из приближенных Иэясу Токугава говорил: “Наилучший способ управления крестьянами заключается в том, чтобы оставлять им пищу только на год, а остальное брать в качестве налога”. За 17 век произошло 463 крестьянских восстания из-за злоупотреблений феодалов.
Одним из основных критериев отбора на пост сегуна была принадлежность к дому Токугава. Дом Токугава состоял из трех ветвей: Таясу, Хитоцубаси, Киёмидзу; младшую линию составляли Овари, Кии и Мито. Из этих шести домов избирался наследник на пост сёгуна, в случае, если прямой наследник отсутствовал или не соответствовал своему будущему статусу. Наиболее влиятельными людьми после сёгуна были члены дома Токугава. Практически на все посты в правительстве назначались князья из числа фудай и прямые вассалы сёгуна (хатамото). Таким образом, главным принципом формирования правительства был принцип родственной и вассальной близости дому Токугава. Главной опорой сёгуна были Большой и Малый государственные советы. Большой государственный совет старейшин (го-родзю) состоял из 5 человек. В их ведении находились императорский двор и аристократия (кугэ), государственные финансы и казначейство, предоставление земельных угодий, сношения с иностранными государствами. Главной задачей го-родзю являлся контроль за даймё. Члены го-родзю назначались из наиболее верных и преданных сёгуну фудай-даймё. Малый государственный совет старейшин (вакадосиёри) также был окончательно сформирован при сёгуне Иэмицу. Его члены назначались из числа фудай-даймё. Данный орган власти состоял из 3-6 человек. Основной обязанностью вакадосиёри был надзор за хатамото – вассалами сегуна.
Три столичных ведомства считались наиболее важными: финансовое (кандзе буге), храмов и монастырей (дзися буге), и департамент градоначальника Эдо. Градоначальникам подчинялись нануси – должностные лица управляющие кварталами города, ниже их по иерархии находились главы пяти домов. При градоначальниках существовали совещательные органы местного управления из богатых горожан. Судебная палата рассматривала наиболее серьезные дела и тяжбы. При разборе дел государственного значения собирался расширенный состав Судебной палаты. Существовали и особые чиновники по надзору за населением в том числе и за князьями – мэцкэ (“прикрепленное око”). Во главе этой службы стоял о-мэцкэ. О-мэцкэ подчинялся Большому совету. Система мэцкэ имела свою собственную систему соподчинения на всех уровнях, от сёгуна до представителей его власти на местах. Широко использовались данными чиновниками осведомители. В окраинные провинции направлялся энкоку-бугё (“управляющий дальними странами”) в качестве руководителя провинциальной бюрократии, что было прямым заимствованием китайского административного опыта. В провинции энкоку-бугё набирал себе штат чиновников. В уездах находились представители сёгуна – дайканы: они назначались из хатамото и подчинялись кандзё-бугё. Главными их обязанностями были контроль за сбором налогов и надзор за крестьянами. Этим чиновникам подчинялись старосты отдельных деревень. В княжествах у дайме был свой чиновничий аппарат. В сборнике законов Токугава было отмечено: “Все проступки должны наказываться в соответствии с социальным статусом,“ то есть те действия, которые могли быть прощены самураю, не прощались крестьянину. Были проступки, за которые самураев наказывали, а крестьян нет. За убийство вассалом своего господина вассал предавался смертной казни вместе с членами своей семьи и даже друзьями по принципу коллективной ответственности. По неписаному кодексу поведения самураев бусидо считалось: “На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая”. Но “обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии”. “Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного. Если господин требовал от вассала действий, противоречащих убеждениям последнего, тому следовало всеми силами стараться убедить господина не совершать низкого поступка. Если попытка убедить терпела крах, самурай обязан был доказать искренность своих слов, прибегнув к самоубийству (харакири).” Мораль самураев требовала презирать деньги, что не лучшим образом сказалось в 18-19 вв. на благосостоянии самурайства, не желавшего и не умевшего зарабатывать.
В 1742 г. правительство утвердило сборник законов “Кодекс 100 статей”. Виды наказаний за преступления варьировались от сечения розгами, битья палками, ссылки до обезглавливания, разрывания на части, четвертования, прокалывания копьями. Виновных в поджоге сжигали. За мелкое воровство полагалось телесное наказание и клеймение, за воровство, превышающее ущерб в 10 иен, следовала смертная казнь через обезглавливание. Пойманного вторично вора казнили. Для японского судопроизводства равно как и для китайского было характерным применение пыток обвиняемых. Разные законы для самураев и простонародья были по вопросам семьи и брака. Мужчина мог вступать в брак с 15 лет, женщина – с 13. Родители подыскивали пару своему сыну или дочери, а при разводе требовалось согласие родителей. У мужа было по закону больше поводов для развода, чем у жены. Та могла развестись только в случае длительного, пятилетнего, отсутствия мужа или серьезного оскорбления им ее родителей. В 1624 г. правительство запретило торговлю с Испанией, в 1629 г. по стране прокатилась волна террора против христиан. После смерти бывшего сёгуна Хидетада в 1632 г. политический режим стал еще более жестким. Опасаясь за власть, новый правитель Иэмицу сразу же удалил от себя советников отца, арестовал брата (ранее бывшего одним из влиятельнейших даймё) и заставил его совершить сэппуку. В 1635 году японцам было запрещено покидать пределы страны, а тем, кто уехал раньше – запрещалось возвращаться. После восстания в Симабаре в 1637-38 гг., ставшего реакцией на проводимую сёгунатом политику религиозной нетерпимости и увеличения налогов, из страны были высланы все португальцы, христианство было официально запрещено, а тысячи его последователей были убиты. Торговля с европейскими странами (которые были объявлены “варварскими”) свелась к минимуму и осуществлялась только в порту Нагасаки в строго установленное время, причем цены на некоторые экспортные товары (например, шёлк) были фиксированными. При сёгуне Иэмицу, считавшем идеалом государственного устройства конфуцианское учение и вследствие этого противившемся любым изменениям в социальной структуре, самураям было запрещено переходить на службу к новому хозяину без согласия прежнего. У крестьян было изъято все оружие, всем жителям страны было предписано зарегистрироваться в том или ином синтоистском или буддистском храме. Каждый японец имел удостоверение личности и зачислялся в списки храмов, поездка за пределы деревни требовали разрешения священника. В случае самовольной поездки жителя лишали удостоверения. В 1630 г. запрещается ввоз европейских и китайских книг, содержащих упоминание о христианстве. Японцам не разрешалось строить большие суда, пригодные для дальнего плавания. Иностранцам не дозволялось торговать с Японией и заходить в порты. Исключение было сделано только для голландцев и китайцев, торговым судам которых разрешалось в ограниченном количестве заходить в Нагасаки. В 1640 г. правительство приказало казнить португальское посольство, требовавшее позволить своим купцам торговать с Японией. Политика искусственной изоляции страны от внешнего мира проводилась на протяжении двух с половиной веков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|