В этой методике испытуемому, как и в методике «Семантический дифференциал», предлагается много пар оценочных суждений с противоположными по смыслу прилагательными. С помощью этих суждений он должен оценить свое доминирующее самочувствие, активность и настроение. На каждую из этих характеристик доминирующего эмоционального состояния в методике приходится по 10 пар прилагательных, а всего их 30. Они представлены в таблице 26.
Таблица 26
Самочувствие плохое
Самочувствие хорошее
Чувствую себя слабым
Чувствую себя сильным
Пассивный
Активный
Малоподвижный
Подвижный
Грустный
Весёлый
Плохое настроение
Хорошее настроение
Разбитый
Работоспособн ы й
Обессиленный
Полный сил и энергии
Медлительный
Быстрый
Бездеятельный
Деятельный
Несчастный
Счастливый
Мрачный
Ж изнерадостн ы й
Расслабленный
Собранный
Больной
Здоровый
Безучастный
Увлечённый
Равнодушный
Заинтересованный
Унылый
Восторженный
Печальный
Радостный
Усталый
Отдохнувший
Изнурённый
Посвежевший
Сонливый
Бодрствующий, энергичный
Желающий отдохнуть
Желающий активно работать
Встревоженный
Спокойный
Пессимистичный
Оптимистичный
Утомляемый
Выносливый
Вялый
Бодрый
С трудом соображающий
Соображающий легко
Рассеянный
Внимательный
Разочарованный
Полный надежд
Недовольный
Довольный
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
На шкалах, представленных в таблице 26, испытуемый отмечает свое типичное, повторяющееся изо дня в день состояние, зачеркивая на каждой шкале ту из цифр, которая ему более всего соответствует. Большие цифры указывают на преобладание хорошего настроения, а малые — на доминирование плохого настроения.
Оценка результатов и выводы
Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30, и в результате получается средний показатель, отражающий настроение, преобладающее у данного испытуемого. Человек, имеющий среднюю оценку в интервале от 5 до 7, считается таким, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение. Таким и должен быть учитель. Тот, у кого оказалась оценка от 1 до 3 баллов,считается человеком, у которого преобладает плохое настроение. Оценка, близкая к 4 баллам(от 3,5 до 4,5), указывает на доминирование изменчивого настроения или такого, которое сам человек не в состоянии оценить как хорошее или плохое.
Личностный опросник А.Т.Джерсайлд
(Предназначается для оценки качеств личности из блока I,
представленных в Индивидуальной карте психологического
самоконтроля взрослого человека под № 6—14)
С помощью этого опросника оцениваются такие качества личности человека, которые в жизни представлены в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний, влияющих на отношение человека к окружающим людям и к своей работе, в том числе — на отношение педагога к детям и к педагогической работе с ними. При сильно развитых отрицательных показателях этих качеств человеку, по меньшей мере в тот момент времени, когда они диагностируются, противопоказано заниматься педагогической работой с детьми, так как, находясь в подобных хронических состояниях, он принесет мало пользы детям.
_______________ Часть I, Психологическая диагностика_____________
Инструкция к опроснику
«Приведенные ниже высказывания отобраны из типичных, повседневных суждений людей, которым свойственны личностные эмоциональные проблемы и которым показана групповая психокоррекция или психотерапия. Прочтите внимательно каждое из суждений. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться в своей собственной жизни и глубже понять самих себя. Отметьте далее, выражает ли данное суждение собой некоторое чувство, присущее вам, или вопрос, в котором вы лично хотели бы разобраться. Укажите также, хотелось ли бы вам лучше понять, что все это значит лично для вас, является ли данная проблема персонально значимой для вас.
В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые в тексте повторно. Не обращайте на них внимание и отвечайте так, как если бы встретились с ними впервые. Помните, что «правильных» или «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует. Рассматривайте каждое из суждений как вполне самостоятельное и отвечайте на него независимо от остальных. Отметьте в конечном.сче-те, выражает ли это суждение именно ту проблему, с которой вам лично в жизни приходится постоянно иметь дело. В левой половине опросника даны формулировки соответствующих проблем в форме типичных высказываний людей по этому поводу. В правой половине представлены варианты ответов на них, из числа которых вы должны выбрать тот, который вам более всего подходит, и отметить его».
Люди говорят: -«Это— вопрос, который касается меня лично. Поэтому я хотел(а) бы глубже разобраться в нём».
Моё мнение по данному вопросу следующее:
(Я выбираю следующий вариант ответа):
1.«Мне не легко видеть себя человеком, который постоянно нуждается, ищет и принимает помощь со стороны в решении собственных жизненных проблем. Я думаю, что должен (должна) иметь в себе силы и способность решать личные проблемы без посторонней помощи».
1. Я думаю именно так. Это — одна из сфер, в которой я хотел(а) бы лично разобраться.
2. Я думаю так, но данный во прос считаю для себя не осо бенно важным, чтобы специ ально в нём разбираться.
3. Это не имеет отношения к моей жизни.
4. Я не знаю. Мне трудно отве тить на данный вопрос1.
'На все следующие суждения предлагаются идентичные варианты ответов, поэтому далее в тексте они подробно не расписываются и указываются только их порядковые номера.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
2. «Я испытываю большую потребность постоянно сравнивать себя с другими людьми, доказывать себе, что я— выше других или, по крайней мере, не хуже других».
1. 2. 3. 4.
3. «Я чувствую, что у меня в жизни не было возможности для ведения нормальной половой жизни».
1. 2. 3. 4.
4. «Я не знаю точно, что я в действительности хочу получить от жизни. Я также недостаточно представляю себе, что наиболее важное нужно сделать^ кем в жизни быть, что от неё получить».
1. 2. 3. 4.
5. «Мне трудно чувствовать себя настолько свободным, чтобы быть всегда самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, которые занимают более высокое положение, имеют более высокий ранг или пользуются большим престижем. Я свободен только с теми людьми, кто равен мне или занимает более низкое положение».
1. 2. 3. 4-
6. «Хотя я думаю, что борьба за жизнь — стоящее дело, но лично для меня она кажется довольно безнадёжным делом».
1. 2. 3. 4.
7. «Я провёл значительную часть своей трудовой жизни в такой атмосфере, которая мне безразлична и в которой почти все люди были далеки друг от друга».
1. 2. 3.
4.
_______________ Часть I. Психологическая диагностика_____________
8. «Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с моими чувствами».
1. 2. 3. 4.
9. «Я чувствую, что в целом я в жизни — довольно счастливый человек. Своим успехом в жизни я обязан счастливо сложившейся судьбе и доброй воле других людей. Иногда я, правда, беспокоюсь о том, не иссякнет ли моё счастье».
1. 2. 3.
4.
10. «Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я упустил и никогда больше не получу, независимо от того, как буду стараться и чего достигну».
1. 2. 3. 4.
11. «Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на себя самого мне уже не остаётся времени».
1. 2. 3. 4.
12. «Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства вины или страха, связанных с моим половым опытом».
1. 2. 3.
4.
13. «Мне кажется, что я перехожу от одной работы к другой, от одних отношений с людьми к другим или из одно-то места в другое, нигде не находя того, что мне нужно».
1. 2.
з.
4.
Глава 6, Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
14. «Я часто чувствую, что испытываю потребность оказывать на людей впечатление более способного, более сильного, более внимательного и более независимого человека, чем я есть на самом деле. У меня такое чувство, что я не соответствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие».
1. 2. 3. 4.
15. «Одиночество — это одно из чувств, которое часто охватывает меня».
1. 2. 3. 4.
16. «Я чувствую, что хотя у меня когда-то, может быть, и был свой дом в физическом и психологическом смысле этого слова, но я потерял его, а другого не приобрёл».
1. 2. 3.
4.
17. «Я, как мне кажется, не в состоянии освободиться от чувства неадекватности, вины греха, связанных с тем, чего не было в моей прошлой половой жизни».
1. 2. 3. 4.
18. «Теоретически я знаю, что хорошо быть способным, любить, наслаждаться, печалиться и испытывать другие глубокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последствия это могло бы для меня иметь».
1. 2. 3.
4.
Часть I. Психологическая диагностика
19. «Когда я нахожусь дома со своими людьми, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, то также ощущаю, что мне чего-то недостаёт. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя полностью в своей тарелке».
1. 2. 3. 4.
20. «Я чувствую себя слишком оторванным от других людей. Мне кажется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер».
1. 2. 3.
4.
21. «Довольно часто, когда кто-либо просит меня сделать что-либо, пойти куда-либо или взять на себя ответственность за что-то, я соглашаюсь, но впоследствии сожалею об этом или чувствую досаду по поводу того, что сказал "да"».
1. 2. 3.
4.
22. «Я чувствую, что никогда не жил в соответствии с моими идеалами, и часто думаю, что мне это никогда не удастся».
1. 2. 3. 4.
23. «В моей работе (преподавании, уходе за детьми, домашних заботах и т.п.) мне часто приходится побуждать других делать то или учить то, что мне самому не кажется достаточно значимым и важным».
1. 2. 3. 4.
24. «Я чувствую, что моя семья предъявляет или предъявила мне такие требования и в такой степени, которые меня возмущают. Тем не менее, я оказываюсь не в состоянии защищать себя, утверждать своё право на собственные желания и мысли, пользоваться правом бунто-
1. 2. 3. 4.
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
25. «Я чувствую, что мне необходимо всегда быть начеку и не допускать промахов, так как другие люди моментально могут воспользоваться этим».
1. 2. 3. 4.
26. «Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутанна, что у меня возникают сомнения по поводу того, стоит ли продолжать борьбу».
1. 2. 3.
4.
27. «Иногда мне кажется, что я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя».
1. 2. 3. 4.
28. «Мне становится неловко, когда другие проявляют свои чувства, такие, как гнев, нежность или страх, открыто на людях или приходят ко мне и обнажают свои чувства».
1. 2. 3.
4.
29. «Иногда мне кажется, что я склонен оценивать себя как личность на основе того, что было или чего вообще не было в моей половой жизни».
1. 2. 3.
4.
30. «Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярости, которые выводят меня из равновесия».
1. 2. 3. 4.
31. «Я чувствую, что есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться. Я полагаю, что в моём возрасте уже слишком поздно пытаться навёрстывать упущенное».
1. 2. 3. 4.
_________ Часть I. Психологическая диагностика_____________
32. «Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают своё мнение, особенно если я не могу сопротивляться этому или проявлять своё недовольство».
1. 2. 3. 4.
33. «То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым дтя меня. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в работе, учебе, семейных делах, но не могу сказать, что в действительности я его получаю».
1. 2. 3. 4.
34. «У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня действительно выслушают и поймут».
1. 2. 3. 4.
35. «Принимая решения или думая о предпринятом мною шаге, я часто спрашиваю себя, что бы сделал кто-либо другой — родитель, друг, руководитель или старший коллега — на моём месте в аналогичной ситуации».
1. 2. 3. 4.
Зб.«Независимо от того, нахожусь ли я на работе, дома или в отпуске, меня не покидает чувство отрешённости от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включённым в это».
1. 2. 3. 4.
«С моей точки зрения вопросы того типа, которые сформулированы выше:
1. Могут выводить из рав новесия, но лучше их ста вить, чем игнорировать.
2. Выводят из равновесия или ведут к разного рода самонаблюдениям, и лучше не утруждать себя по иском ответа на них.
3. Не имеют, с моей точки зрения, большого зна чения».
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей