Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

как сознательного, предсознательного и бессознательного.

Содержание

Введение………………………….…………………………………………3

1. История и становление психоанализа………….………………….4

2. Концепция З.Фрейда о существовании психического как сознательного, предсознательного и бессознательного ………………………7

3. Понятие о либидо …………..……………………………………….8

4. Понятие «Ид», «Эго», Супер - Эго ……………………………….9

Заключение………………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………..……………14


 

Введение

Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Фрейда. Зигмунд Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов, позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.

Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, – это область, из которой сознание совершенно исключено. Другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем неповинно наше «Я».

К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов, стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

Для того чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с областью символического мышления. Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только узнав его смысл, можно надеяться овладеть и самим явлением. Однако, смысл и значение явлений совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения. То, что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, то может, и чаще всего оказывается совершенно неприемлемым для сознания, для НАШЕГО сознания, как нарушающее моральное, социальное и другие наши высшие стремления.

 


 

Тема: ПСИХОАНАЛИЗ

 

1. История становления психоанализа

Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учёности была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной жизни.

Но в те времена психологии как отдельной науки ещё было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловесского опыта, открывает законы, которые правят миром.

Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаки научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета. [2; Стр.6].

Психоанализ. Наряду с бихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные пласты несознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Мнение о том, что область психического простирается за пределами тех испытываемых субъектом явлений, о которых он способен дать отчёт, высказывалось и до того, как психология приобрела статус опытной науки.

В предмет науки область бессознательного превратил психоанализ. Так назвал своё учение австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Как и многие другие классики современной психологии, он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.

Ища выход, он обратился от анализа сознания к скрытым, глубинным слоям психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии. После него – стали его неотъемлемой частью.

Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке, названное психоанализом.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» её сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажала важнейшую роль мотивационных факторов как объективных, стало быть независимых от того, что нашептывает «голос самосознания», регуляторов поведения.

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытным из них, создавшими собственные направления, были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937).

Первый назвал свою психологию аналитической, второй – индивидуальной. У истоков психоанализа их имена были так тесно связаны, что когда Карл на просьбу хранителя Британского музея назвать свою фамилию сказал «Юнг», тот переспросил: «Фрейд- Юнг- Адлер?», и услышал в ответ извинение: «Нет, только Юнг».

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». В бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания. Юнг считал, что они никогда не могут быть индивидуально приобретёнными, но являются даром далёких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращённый – вовне, увлечённый социальной активностью) и интравертивный (обращённый внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом, дал имя «либидо», Однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом).

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникли новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Её организация выступала в виде модели, компонентами которой являются: Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх-Я (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями.

Психоанализ строился на постулате, согласно которому человек и окружающий его социальный мир находятся в состоянии тайной, извечной вражды. Иное понимание отношений между индивидом и общественной средой утвердилось во французской психологии. Личность, её действия и функции объяснились созидающим их социальным контекстом, взаимодействия людей, в котором выплавляется внутренний мир субъекта со всеми его уникальными признаками, которые прежняя психология сознания принимала за изначально данное.

Наиболее последовательно эту линию мысли, популярную среди французских исследователей, развивал П. Жане (1859-1947 гг.). Его первые работы в качестве психиатра касались болезней личности, выражающихся в диссоциации идей и тенденций (разрыве связей между ними) вследствие падения «психического напряжения» (Жане предложил называть тот феномен «психостенией»). Ткань психической жизни расщепляется. В одном организме начинают жить несколько личностей. [2; Стр.6].

Что касается умственных операций, то и они изначально являются реальными телесными действиями (в частности, речевыми), которыми люди обмениваются, совместно решая свои жизненные задачи.

Главным же работающим на возникновение внутрипсихических процессов механизмом служит интериоризация. Социальные действия из внешних объективно становятся внутренними, незримыми для других.

Отсюда возникает иллюзия их бестелесности и порождаемости «чистым» Я, а не сетями межличностных связей.[2; Стр.52].

 

2. Концепция З.Фрейда о существовании психического

как сознательного, предсознательного и бессознательного.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными, а также на психоанализе.

Фрейд выделял три уровня сознания: сознательное, предсознательное и бессознательное – с целью описания степени доступности психических процессов осознаванию. Наиболее значительные психические события происходят в бессознательном (которое по своей природе является инстинктивным и отделено от реальности).

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определённого как врождённое состояние возбуждения, которое ищет разрядки.

В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность даётся от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологических определённых эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешённые конфликты приводят к фиксации и образованию определённых типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и непреодолимо аккуратными.

Концепции психоанализа имеют очень много приложений в повседневной жизни. Одно их наиболее значительных – психоаналитическая теория – использует достаточно хорошо апробированные методы: метод свободных ассоциаций, интерпретация сопротивления и анализа переноса. Все они нацелены на изучения пациентом своей личности. Эти новые знания о себе затем переносятся в повседневную жизнь с помощью метода эмоционального переучивания. Недавние изменения в практике психоанализа привели к появлению так называемой психоаналитической терапии, где возможны ограничения в продолжительности терапии, делается упор на групповую или семейную терапию и назначение медицинских препаратов в сочетании с традиционными методами психоанализа. [3; Стр.153].

 

3. Понятие о либидо

Либидо (libido) – часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

Либидо – это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько.

Каждый из них связан с определённым участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле всё тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убеждён в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, касание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведёт к анальному удовлетворению, а мастурбация даёт генитальное удовлетворение. [3; Стр. 117].

 

4. Понятие «Ид», «Эго», «Супер-Эго

Ид. Слово «ид» происходит от латинского «одно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто тёмное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет своё центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психике, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными пробуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королём, чья брутальная власть и авторитет заставляет подчиняться, но чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь» [Freud, 1915- 1917, р.104]. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений, черпает свою энергию прямо из телесных процессов.[3; Стр. 112].

Эго ( от лат.»ego» - «Я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиями социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма.

В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающей в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определённых действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своём стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путём отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и /или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности даёт возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. И так, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.

Эго, по контрасту с ид, различает реальность, фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом, эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворять безопасным для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Как будет показано в дальнейшем, одной из основных целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии эго, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.[3; стр. 114].

Супер-Эго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Всё это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования суперэго (от лат. «super» - «сверх» и «ego» - «я»).

Супер-эго – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально- этической силой личности, супер-эго является следствием продолжительной зависимости ребёнка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребёнок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (например, в возрасте от трёх до пяти лет). Первоначально супер-эго отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребёнок учится приводить в соответствие с этим ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребёнка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера супер-эго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребёнком реальных ценностей общества может быть искажённым.

Фрейд разделил супер-эго на две подсистемы: совесть и эго- идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребёнок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребёнка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект супер-эго - это идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведёт индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребёнок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Супер-эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Супер-эго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными. [3; стр. 115].


 

Заключения

Психоанализ учит нас рассеивать мрак нашего незнания и овладевать этими управляющими нами грубыми силами. Однако, чтобы ими овладеть, их покорить, нужно научиться понимать их язык, понимать значение, смысл того, что они обнаруживают и показывают.Наука, пользуясь психоанализом, обнаружила в них много ценного и важного, такого, что проливает свет на очень многие явления, остававшиеся до сих пор загадочными или малозначительными.Поскольку психоанализ исходит из этого примитивного, символического мышления, - он оперирует с такими явлениями, от которых точные науки и естествознание отклонялись, не удостаивая их внимания. Ведь, действительно, явления, выражающиеся в форме символического мышления, требуют своего перевода на обычный язык понятий, причем они теряют в этом процессе перевода столько, сколько, например, теряет художественное или литературное произведение в простой безыскусственной передаче; при этом в сущности от первоначального произведения не остается ничего, кроме весьма незначительного содержания, вызывающего удивление перед тем, как такая фабула или сюжет могли вызвать в нас какое-либо переживание, таким оно представляется бледным и незначительным в передаче.

 

Список использованной литературы:

 

1. Гиппенрейрер, Ю.Б. Введение в общею психологию. Курс лекций.- М:. «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336с

2. Введение в психологию \ Под общ. ред. Проф. – А. В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия». 1996.- 496 с.

3. Хьелл., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Издательство «Питер», 1999. – 608 с. (Серия Мастера психологии»).

4. Марцинковская Т.Д. История психологии:. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стериотип. –М:. Издательский центр «Академия», 204. – 544 с.

5. Маклакова А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб:. Питер. 2004. – 583 с. ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...