Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1 Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб.: Речь, 2001.




1 Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. СПб.: Речь, 2001.

 

Вторая проблема этого периода — живое восприятие партнера и живое сегодняшнее взаимодействие. Элемент «общение» появляется у нас уже в первом семестре в связи с этюдами «случай из жизни», которые чаще всего требуют партнера. Впрочем, этот термин не произносится. Мы называем партнеров по этюду «помощниками» или «участниками», делая упор на то, что «помощник» превращается в «участника», если ему удается «присвоить» себе предложенные обстоятельства. Вновь потребовались тренировочные упражнения. Некоторые из них приведем здесь. Они тренируют не столько партнерство и

общение, сколько вос­приятие «здесь и теперь», в том числе, восприятие партнера.

1. «Королева» (это упражнение было предложено стажером мастерской В. М. Фильштинского). Одна из студенток садится на стул — трон, остальные студенты приходят к ней с какой-нибудь «информацией» — обстоятельствами, им что-то нужно от королевы. Королева всех прихо­дящих казнит. Задача каждого — прожить как можно дольше. После казни пяти-шести визитеров остальным участникам должны стать понятны критерии королевы — что и как можно делать в ее присутствии, с кем, и почему она вступает в диалог, хотя бы на короткое время. Упражнение — игра, но студенты очень серьезно в нее погружаются. Кто-то на­стаивает на своем и при следующем приближении повторяет с еще боль­шей экспрессией, например, просьбу о помиловании, другие улавливают, что именно не понравилось королеве (подошел слишком близко, смотрел в глаза, повернулся спиной и т. д. ), и делают другие попытки прожить дольше, используя, в том числе, опыт других визитеров, если удается его уловить.

В этом упражнении даны обстоятельства взаимодействия и даже текст: «Казнить».

2. В следующем упражнении задано только место действия, например, скамейка в парке или скамья на станции метро. Упражнение делается парами. Начинает тот, кто раньше сообразит обстоятельства — «информацию», второй должен принять «информацию», не отвергать ее, но потом ситуацию изменить. Пример: студентка М. с волнением ждет кого-то важного для себя на скамейке станции метро, появляется студентка К., которая тоже кого-то ждет, но у нее в руках книга, читает, хохочет. Студентка М. вначале раздражается, потом просит не смеяться так громко. Партнерша читает ей вслух действительно смешные вещи, втягивая ее в другое событие.

В данном случае свобода их существования (воображения) ограни­чена только местом действия.

3. В следующем упражнении свобода воображения обстоятельств скована только общей абстрактной темой, например, «любовь», «Моцарт», «тишина» и т. д. Тема не является обстоятельством, обстоятельства должны возникнуть ассоциативно в связи с темой. Задача та же — начинает тот, у кого раньше возникают обстоятельства, партнер должен принять «информацию», начиная с очевидных обстоятельств, в том числе физических — комната, улица, погода, событие, и должен их изменить.

Последняя ступень в иерархии освобождения от заданности общих обстоятельств — упражнение, в котором каждому партнеру тайно сообщается тема («любовь»—«вина», «безумие»—«ответственность» и т. д. ). В этом упражнении студент, начинающий этюд, совершенно свободен в «рождении» обстоятельств. Не в выборе, а именно в рождении обстоятельств, потому что у него нет времени на обдумывание, но уже " 'через несколько секунд возникает место действия и начинают мелькать ''обстоятельства. Партнер со своей темой (ассоциативно связанной с его " 'обстоятельствами) должен принять эти обстоятельства и поменять их. 1

Все педагогические проблемы обучения так или иначе замыкаются

4. а необходимость специальных тренингов для решения каждой из них.

 

² С переходом к отрывкам из литературы мы иногда задаем темы, косвенно связанные с обстоятельствами отрывка. Например, к «Свиданию Офелии и Гамлета» предлагаем темы «Безумие» и «Вина». Студенты не знают, что имеется в виду «Гамлет», это делается в тренинге. Но после удачного выполнения задания обычно сами понимают, что так и должны были вести себя в этюде к данному отрывку.

 

Декабрь

Продолжается «психотерапевтический» тренинг: мышцы, внимание, ритм, энергия, воображение, физическое самочувствие. Программы ежедневных тренингов связаны с программными этюдами.

Тема этого периода, следующий поворот программы обучения — «Цепочки физических действий и ощущений, взятые из литературы». О задании подробно написано в статье «Три упражнения» В. М. Фильштинского. 1

 

1 Как рождаются актеры. Книга о сценической педагогике. Коллективная моногра фия//Под ред. В. М. Фильштинского, Л. В. Грачевой. СПб.: СОТИС, 2001.

 

Очень существенное и важное задание. Уметь вычитать в литературе отрывок, где подробно описана физическая жизнь героя, и попробовать повторить физические действия, исследовать их логическую цепочку. В хорошей литературе подробно описаны не только физические действия, физическое самочувствие, физическая среда, но и ритмы происходящего (физического).

. Контрольный урок для нас действительно «контролер» не столько успешности студентов, сколько успешности; методики и эффективности тренинга, это «сгусток» методики, когда  уточняется и определяется дальнейшее направление обучения.

Логическим и очень интересным продолжением обучения мне кажет?; ся задание, данное на каникулы. Студентам предложено выписать изд литературы цепочки мыслей и воображения (видений). Цель — учиться! непрерывности мыслей и связи их с физической жизнью у хороших авторов.

Чем глубже мы изучаем физические действия, тем интереснее и определеннее выявляется проблема мышления: о чем думает человек, чем занято его воображение.

Точность выполнения цепочки физических действий приближает к событию, к обстоятельствам, помогает не умозрительному, а практическому анализу роли. Но смыслом открытия Станиславского было, глав­ным образом, возбуждение верного воображения, мышления, чувствования. Зачастую же обнаруживается только пунктир воображения, уточнение подробностей физической жизни не заполняет «дыр» во внутренней речи. Нужен специальный тренинг воображения!

Декабрь посвящен именно этому: тренировке непрерывности внут­ренней речи, видений, изучению мышления. Контрольный урок по це­почкам физических действий подтвердил опасения: мышление нуждается в специальной тренировке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...