Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения.




Изгнание из Москвы интервентов дало возможность созвать в феврале 1613 г. Земский собор, который стал последним избирательным собором. На нём царём был избран 16-летний сын митрополита Филарета - Михаил Фёдорович Романов (1613-1645 гг.). Романовы устроили всех. Избрание Михаила на престол не сопровождалось уже никаким договором. Власть приобретала самодержавно - легитимный характер.

Феодалы, особенно крупные, имели много холопов, иногда по несколько сот человек. Податная реформа 1678 - 1681 гг. уравняла холопов с крестьянами. К концу века, по существу, произошло слияние холопства с крестьянством.

Эти классы не были устойчивыми и неподвижными. Люди могли переходить из одного класса в другой. При такой подвижности между основными классами образовалось несколько промежуточных слоёв. Правительство начинает проводить политику соединения всех промежуточных слоёв в крупные замкнутые классы, переход из одного класса в другой начинает ограничиваться. Этим общественный состав упрощался, каждый класс становился обособленным от других и принимал характер сословия.

Таким образом, XVII столетие внесло немало изменений в хозяйственную жизнь страны, её сословно-классовое деление, подготавливая этим новый подъём во всех областях жизни в эпоху петровских преобразований.

После Смутного времени государственная власть в России была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, опиравшейся на Боярскую думу и Земский собор. Наряду с Боярской думой при первых Романовых (Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович (1645-1676 гг.)) возрастает значение "ближней" или "тайной думы" из доверенных лиц царя.

По мере укрепления самодержавия Земские соборы собирались всё реже и последний состоялся в 1653 г. Также постепенно падало значение Боярской думы. Это говорило об эволюции монархии в направлении абсолютизма. В царский титул было введено слово "самодержец ".

На Земском соборе был принят кодекс законов - Соборное уложение 1649 г. Уложение окончательно закрепило крестьян за помещиками. Сыск беглых крестьян становился бессрочным. В городах белые слободы бояр и монастырей стали приписываться к посадам и облагаться тяглом. Уложение исходило из монопольного сословного права феодалов на землю и крестьян. Но оно предусматривало и их обязанность служить от поместий и вотчин. В целом Соборное уложение узаконило окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму.

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. Временами число приказов доходило до полусотни. На местах, в уездах, в руках воевод сосредоточивалась вся полнота военной, судебной и финансовой власти. Земское самоуправление в XVII в. сохранило своё значение лишь в Поморье.

Земский собор положил конец состоянию гражданской войны. Здоровый консерватизм правительства первых Романовых дал возможность постепенно восстановить экономику, государственную власть, с некоторыми потерями (Смоленск, побережье Финского залива) восстановить и государственную территорию.

Постепенно страна начала выходить из хозяйственной разрухи. Сельское хозяйство и городское ремесло в течение трех десятилетий были восстановлены. Наблюдается хозяйственная специализация районов страны, развитие областных рынков и расширение связей между ними. Повышается роль ежегодных ярмарок, торгового капитала. Начался длительный процесс складывания всероссийского рынка. К XVII в. относится и начальный этап мануфактурного производства. Возникают новые буржуазные отношения, правда, пока лишь в сфере торговли. Но господство феодальных отношений определило отставание России от стран, вступивших уже на путь капиталистического развития.

Итак, в XVII в. происходит развитие товарно-денежных отношений и рост внутренней и внешней торговли.

Ввиду слабости своей экономики Россия служила рынком сырья для быстро развивающихся по капиталистическому пути стран Западной Европы. Правительство перешло на позиции покровительства отечественной торговле и промышленности. Новоторговый Устав

1667 г. запрещал иностранным купцам розничную торговлю в русских городах, а оптовая торговля с русскими купцами разрешалась только в порубежных городах. Заграничные товары облагались по уставу большими таможенными сборами. В XVII в. происходят значительные изменения в социальной структуре общества. Всё общество, не считая духовенства, сводилось к четырём основным классам:

1) люди служилые; 2) тяглые посадские; 3) тяглые сельские; 4)холопы.

В течение XVII в. возрастает роль дворянства. В 1682 г. было отменено местничество - система назначения на руководящие посты в армии и в аппарате по признаку знатности и родовитости, а не по заслугам.

В городах (а их было 266 в середине XVII в.) ремесленники и торговцы платили государству тягло (налог). Крупные купцы, бояре и духовенство не несли государева тягла, почему и назывались беломестцами.

В середине XVII в. произошло полное закрепощение крестьян. Более 80% общего числа крестьянского населения страны составляли частновладельческие крестьяне. Менее 20% приходилось на черносошных и ясашных крестьян Севера и Поволжья. Основной доход помещикам приносили барщина и оброчные повинности крепостных крестьян.

Из потребности укрепления государственного аппарата выросла церковная реформа 50-60-х годов XVII в. По указу патриарха Никона произвели исправление богослужебных книг по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крёстном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и т. д. Течение Никона было проникнуто духом феодального единства: всякая власть - как церковная, так и государственная - имеет божественное происхождение, царь и патриарх - помазанники божьи.

Оппозиция Никону во главе с протопопом Аввакумом и протопопом Даниилом считала, что нововведения связаны с католическим Римом.

Властолюбивые замашки Никона привели в 1658 г. к разрыву между царём и патриархом. На Соборе 1665-1667 гг. Никон был низложен, однако реформа получила одобрение.

Реформа Никона привела к расколу русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую. Раскол вызвал кризис церкви в России и её ослабление.

Таким образом, внутриполитическое развитие России в XVII в. характеризуется заметным усилением позиции феодалов, ужесточением крепостнического режима. Сословно-представительная монархия начинает перерастать в абсолютную, власть самодержца становится неограниченной.

XVII в. - это эпоха народных восстаний в отечественной истории. Обострение социальных противоречий усилилось к середине века в результате грабительской финансовой политики правительства.

В 1648 г. вспыхнуло восстание в Москве ("соляной бунт"). Подкуп стрельцов, обещание понизить цену на соль позволили правительству подавить московское восстание. Но в этом же году восстания вспыхнули в Великом Устюге, Соль-Вычегодске, Чердине, Козлове, Воронеже, Курске и др.

Принятие Соборного уложения в 1649 г. ещё более обострило социальные противоречия в стране. В феврале 1650 г. вспыхнуло восстание в Пскове, а в марте - в Новгороде. Особенно активно боролись ремесленники, мелкие купцы, стрельцы.

В июле 1662 г. в Москве произошло последнее городское восстание XVII в. Выпуск медных денег по цене серебряных привёл к страшной дороговизне, от которой страдали главным образом низшие слои населения.

"Медный бунт" заставил правительство отменить своё решение.

В целом развитие страны после Смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны, заметно шагнуло вперёд хозяйство, но с другой стороны, резко ухудшилось положение народа, что выразилось в многочисленных городских восстаниях и крестьянской войне 1670-1671 гг. Постоянно падала роль сословно- представительных органов и возвышалась власть царя, приобретая черты абсолютной монархии.

Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Он серьезно повлиял на формирование культурных ценностей и мировоззрения русского народа. Среди предпосылок и причин церковного раскола можно выделить как политические, сформировавшиеся в результате бурных событий начала века факторы, так и церковные, которые, однако, имеют второстепенное значение.

В начале века на престол взошел первый представитель династии Романовых, Михаил. Он и, позже, его сын, Алексей, прозванный «Тишайшим» постепенно восстановили внутренне хозяйство, разоренное в период Смуты. Была восстановлена внешняя торговля, появились первые мануфактуры, укрепилась государственная власть. Но, в то же время, оформилось законодательно крепостное право, что не могло не вызвать массового недовольства в народе.

Первоначально, внешняя политика первых Романовых была осторожной. Но уже в планах Алексея Михайловича присутствует стремление к объединению православных народов, проживавших не территории Восточной Европы и Балкан.

Это поставило царя и патриарха, уже в период присоединения Левобережной Украины, перед довольно сложной проблемой идеологического характера. Большая часть православных народов, приняв греческие нововведения, крестилась тремя перстами. По традиции Москвы для крещения использовались два перста. Можно было либо навязать собственные традиции, либо подчиниться канону, принятому всем православным миром.

Алексей Михайлович и патриарх Никон, избрали второй вариант. Происходившая в то время централизация власти и возникшая идея о будущем главенстве Москвы в православном мире, «Третьем Риме», требовали единой идеологии, способной сплотить народ. Реформа, проведенная впоследствии, на долгое время расколола российское общество. Разночтения в священных книгах и трактовке исполнения обрядов требовали изменения и восстановления единообразия. Необходимость исправления церковных книг отмечалась не только властями духовными, но и светскими.

Имя патриарха Никона и церковный раскол тесно связаны. Патриарх Московский и всея Руси отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием, любовью к роскоши. Свое согласие встать во главе церкви он дал только после просьбы царя Алексея Михайловича. Начало церковному расколу 17 века положила подготовленная Никоном и проведенная в 1652 г. реформа, которая включала в себя такие новшества, как троеперстие, служение литургии на 5 просфорах и прочие изменения. Все эти изменения впоследствии были одобрены на Земском соборе 1654 г.

Однако переход к новым обычаям был слишком резким. Положение в церковный раскол в России усугубилось еще и жестоким преследованием противников нововведений. Многие отказались принять изменения в обрядах. Старые священные книги, по которым жили предки, отказывались отдавать, многие семьи бежали в леса. При дворе сформировалось оппозиционное движение. Но в 1658 г. положение Никона резко изменилось. Царская опала обернулась демонстративным уходом патриарха. Свое влияние на Алексея Никон слишком переоценил. Он был полностью лишен власти, но сохранил богатство и почести. На соборе 1666 г., в котором участвовали патриархи Александрийский и Антиохийский, с Никона сняли клобук. Бывший патриарх был отправлен в ссылку, в Ферапонтов монастырь на Белом озере. Впрочем, жил там любивший роскошь Никон далеко не как простой монах.

Церковный собор, низложивший своевольного патриарха и облегчивший судьбу противников новшеств, полностью одобрил проведенные реформы, объявив их не прихотью Никона, но делом церкви. Не подчинившиеся нововведениям были объявлены еретиками.

Заключительным этапом церковного раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг., окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Еретики преследовались и после смерти царя Алексея Михайловича. После падения Никона церковь сохранила свое влияние и силу, однако ни один патриарх уже не претендовал на высшую власть.

Народные движения в 17 веке

17 век, стал веком многочисленных народных восстаний, вызванных ухудшением экономического и политического положения России из-за голода, интервенции, ослабления власти, борьбы за царский престол. Разрозненные крестьянские восстания летом 1606 г. переросли в крестьянскую войну под предводительством И. Болотникова. Причиной этого восстания стала попытка В.Шуйского восстановить уплату налогов, которые отменил Лжедмитрий I. Восставшие в Путивле крестьяне и холопы во главе с Болотниковым пошли на Москву. К ним примкнуло дворянство южных уездов под предводительством Г.Сумбулова и П.Ляпунова.

К восставшим присоединилось население южных и юго-западных областей России, а также Нижнего и Среднего Поволжья. Одержав несколько побед над царскими войсками, Болотников, взяв Калугу и Каширу, остановился в Коломенском. Однако под Москвой произошло разделение войск. Дворянские отряды частично перешли на сторону Шуйского. Оставшиеся дворяне - Григорий Шаховской и Андрей Телятевский до конца поддерживали Болотникова, но из-за разности задач стоящих перед ними внесли раскол в ряды войска.

При осаде Москвы Болотников потерпел поражение и отошел к Калуге. Тверские и донские казаки помогли восставшим отступить к Туле. После четырехмесячной осады, Шуйскому обманом удалось склонить Болотникова к капитуляции. Он обещал сохранить жизни восставшим, если они прекратят сопротивление. Однако боярское правительство не сдержало свое обещание - над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Самого Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен.

Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске.

Многочисленные восстания середины 17 в. свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Соляной бунт в 1648 г. в Москве возник по причине замены единого налога налогом на соль, что вызвало ее значительное подорожание.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. произошли волнения из-за резкого увеличения цены на хлеб.

Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. произошел «медный бунт», и медные деньги были изъяты из обращения.

Соборное уложение 1649 г. ухудшило положение крестьян. Увеличился поток беднейших слоев населения, бегущих на Дон, где действовало правило «с Дону выдачи нет». Однако на Дону к этому времени были распределены все плодородные земли и пастбища, поделена большая часть царского жалования. После ухода казаков из Азова в 1642 г., они лишились выхода к Азовскому и Черному морям. Для беглых из России остался только один источник существования - военная добыча.

В 1667 г. зажиточный казак Степка Разин, собрав отряд из «голытьбы», отправился в поход «за зипунами» на Волгу, а затем на р. Яик; в 1668 1669 гг. опустошил персидское побережье Каспии и вернулся на Дон с богатой добычей. Весной 1670 г. Разин объявил себя атаманом и захватил власть на всем Нижнем Поволжье. Он обещал простому народу свободу и вольное казацкое устройство без податей и повинностей. К войску Разина присоединялись отряды чувашей, мари, мордвы и татар. Семитысячный отряд Разина, одержав победу над стрельцами, овладел городами Царицын и Астрахань. Двигаясь вверх по Волге, его войско дошло до Симбирска и 4 сентября 1670 г. осадило его.

На помощь осажденному городу 3 октября 1670 г. подошло 60-тысячное царское войско. Разин потерпел поражение и отошел на Дон. Восстание охватило район между Волгой и Окой, его очаги были подавлены лишь к лету 1671 г. Степан Разин был схвачен на Дону казачьей верхушкой и выдан царю в апреле 1671 г.

К причинам поражения восстания Разина можно отнести его стихийность, отсутствие у восставших четкой программы и плана действий, слабая дисциплина в войсках, плохое вооружение и противоречия между различными социальными группами восставших.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...