Краткие теоретические сведения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методические указания Для практических занятий При изучении дисциплины «ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» Ч А СТЬ 1
ОМСК 201 4 Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения
С. А. Сушков, М. М. Соколов
Методические указания для практических занятий при изучении дисциплины «ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Часть 1
Утверждено редакционно-издательским советом университета
Омск 2014 УДК 625.1/.5(075.32) ББК 39.19я723 C91
Методические указания для практических занятий при изучении дисциплины «Общий курс железнодорожного транспорта». Часть 1 / С. А. Сушков, М. М. Соколов; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2014. 38 с.
В методических указаниях дается описание габаритов, применяемых на железнодорожном транспорте, основы проектирования нижнего строения пути и элементов верхнего строения пути. К каждой работе приведены задания для индивидуального исполнения. Предназначены для студентов 1-го курса специальностей 190901 – «Системы обеспечения движения поездов» – и 190401 – «Эксплуатация железных дорог» – очной и заочной форм обучения.
Библиогр.: 3 назв. Табл. 12. Рис. 17. Прил. 1. Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В. Е. Митрохин; канд. техн. наук, доцент Р. Ш. Аюпов.
__________________________ © Омский гос. университет путей сообщения, 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ
На железнодорожном транспорте, как и во всех отраслях народного хозяйства, используются строительные нормы, правила и инструкции, выполнение, которых обязательно для всех участников строительства, независимо от форм собственности. Нарушение правил приводит в лучшем случае к преждевременному повреждению строения, а в худшем – к его разрушению. Железнодорожный состав имеет размеры и массу, соизмеримые с большими сооружениями, при этом еще перемещается с большой скоростью и на большие расстояния, воздействуя на нижнее и верхнее строение пути. Независимо от местоположения и скорости он должен безопасно перемещаться, не создавая опасных воздействий как на окружающие строения, так и на другие подвижные единицы. В данных методических указаниях рассматриваются основные требования стандартов, правил технической эксплуатации, принципы расчета основных элементов нижнего и конструкции верхнего строения пути. Цель практических работ – изучение студентами требований строительных норм и правил, освоение методики проектирования основных элементов железнодорожной линии при обеспечении безопасности движения поездов. При оформлении практических работ необходимо выполнять требования стандарта предприятия СТП ОмГУПС-1.2-2005 (Работы студен-ческие учебные и выпускные квалификационные) и СНиП 32-01-95 (Железные дороги колеи 1520 мм).
Практическое занятие 1
ГАБАРИТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РФ
Ц е л ь р а б о т ы: изучить различные виды габаритов, применяемых на железных дорогах РФ, их основные характеристики и область приме-нения.
Краткие теоретические сведения Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава. Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.). Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути. Габарит приближения строений С (рис. 1.1) применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия). Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния – от оси пути. Очертание I – II – III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание Iа – IIа – IIIа – IVa – для остальных путей станций. Высота габарита указана на рис. 1.1 дробью: числитель – для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель – без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм. В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Рис. 1.1. Габарит приближения строений С: УГР – уровень верха головки рельса; I – II – III – линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых путях в пределах искусственных сооружений (для перегонов и путей на станциях, где остановка подвижного состава исключена); Ia – IIa – IIIa – IVa – линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых путях (для остальных путей станций); – Х – – линия приближения сооружений и устройств на путях, где электрификация исключена; – × – – линия приближения зданий, сооружений и устройств
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм. Государственным стандартом установлен также габарит Сп (рис. 1.2), отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм). Требованиям габарита Сп должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где скорость движения невысока.
Рис. 1.2. Габарит приближения строений Сп
Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т – по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп. Габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ установлены для подвижного состава, допускаемого к обращению по железным дорогам колеи как 1520 (1524), так и 1435 мм. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава показаны на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава
Расстояния между осями смежных путей определяются условиями обеспечения безопасности движения поездов и личной безопасности людей, находящихся на междупутьях. При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного состава и приближения строений. Согласно правилам технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) расстояния между осями путей на прямых участках должны быть не менее указанных, мм: на перегонах двухпутных линий – 4100; на трех- и четырехпутных линиях между осями второго и третьего путей – 5000; на станциях между осями смежных путей – 4800; на путях второстепенных и грузовых районов – 4500. Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить в междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по этим путям. Между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено расстояние 3600 мм. В кривых участках размеры междупутья, а также расстояние между осью пути и габаритом приближения строений, зависящие от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения пути (перегон или станция) и других факторов, устанавливаются согласно нормам, приведенным в указаниях по применению габаритов приближения строений. Железные дороги принимают к перевозке и негабаритные грузы, которые, будучи погружены на открытый подвижной состав, выходят за пределы габарита погрузки. Габаритом погрузки (рис. 1.4)называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути. Негабаритные грузы могут быть перевезены при принятии специальных мер предосторожности. Выделяют следующие виды габаритов погрузки: 1) общесетевой – распространяется на все грузы, перевозимые железнодорожным транспортом; 2) льготный – распространяется на грузы, которые размещены в пределах длины погрузочной платформы, полувагона; 3) зональный – может использоваться для лесных грузов, погруженных по техническим условиям или местным техническим условиям ОАО «РЖД». Очертания габаритов приведены в приложении. Для проверки соблюдения габарита приближения строений применяется устанавливаемая на платформе специальная габаритная рама (рис. 1.5), представляющая собой конструкцию, внешний контур которой соответствует очертаниям габарита С. Свободный проход рамы около сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита С.
Для проверки габаритности грузов, погруженных на открытый под-вижной состав, их пропускают через габаритные ворота. Габаритные ворота (рис. 1.6) представляют собой раму, внутри которой по очертанию габарита погрузки шарнирно укреплены планки. Если открытый подвижной состав с грузом пройдет ворота, не касаясь планок, то габарит не нарушен. Изменение положения планки укажет на место, не соответствующее габариту. В зависимости от высоты, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены зоны нижней, боковой и верхней негабаритности. Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов при наличии верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена зона совместной боковой и верхней негабаритности.
Рис. 1.4. Габарит погрузки
Порядок определения негабаритности грузов, приема их к перевозке и погрузке, отправления и следования поездов изложен в Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов по железным дорогам колеи 1520 мм. К числу негабаритных относятся также грузы, которые хотя и вписываются в очертание габарита погрузки при нахождении поезда на прямом участке пути, но выходят из габарита при прохождении им кривых участков пути из-за большой длины груза или вагона. Такая негабаритность называется расчетной.
Порядок выполнения работы 1) Изучить все виды габаритов, применяемых на железных дорогах РФ, назначение каждого из них и область использования отдельного вида габаритов. 2) Оформить отчет по практической работе в соответствии с требованиями стандарта предприятия СТП ОмГУПС 1.2-2005. 3) Ответить на контрольные вопросы. Содержание отчета
1) Титульный лист. 2) Цель работы. 3) Краткие теоретические сведения. 4) Схема габарита в масштабе 1:50 в соответствии с вариантом (табл. 1.1). 5) Ответы на контрольные вопросы.
1.4. Контрольные вопросы
1) В каком случае применяется габарит приближения С, а в каком – Сп? 2) Что означают термины «нижняя негабаритность», «верхняя негабаритность» и «боковая негабаритность»? 3) Какой распорядок существует при отправке негабаритных грузов по железным дорогам? 4) Что означает термин «расчетная негабаритность»? 5) Какие грузы считаются сверхгабаритными? Т а б л и ц а 1.1
Варианты индивидуальных заданий
Практическое занятие 2
ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ
Ц е л ь р а б о т ы: изучить основы проектирования поперечного профиля железнодорожной магистрали.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|