Методика Дж. Голланда. Бланк ответов
Приложение 1 План психологического анализа урока. I. Психологическая цель урока 1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели. 2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе. 3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели. II. Стиль урока 1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения: а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся; б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска; г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие – учащимися (кто ставит проблему, кто формирует ее, кто решает); д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации); ж) педагогический такт учителя; з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие настроения).
III. Особенности самоорганизации учителя: а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению); б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.). IV. Организация познавательной деятельности учащихся 1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся: а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала; б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение); в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся; г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.). 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений: а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.д.); б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов; в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);
г) какой уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов; д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы). 3.Закрепление результатов работы; а) формирование навыков с помощью упражнений; б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы. V. Организованность учащихся 1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах). 2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий. VI. Учет возрастных особенностей учащихся Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения. Приложение 2 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ. (Дж. Голланда) Назначение: определение профессиональной направленности личности. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентаций – Дж. Холланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду. Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных попарно вариантов профессий (специальностей) выберите ту, которой Вы отдаете предпочтение. В бланке ответов найдите выбранный вариант ответа и отметьте его. Если Вы плохо представляете себе, чем занимаются специалисты названных профессий, обратитесь за помощью к психологу (профконсультанту, учителю). Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено».
Методика Дж. Голланда. Бланк ответов Фамилия______________________________ Имя ______________________ Школа __________Класс_____________ Возраст _________дата заполнения ______________________________ Ключ к тесту Д.Голланда (лист ответов учащихся)
Обработка результатов. Обработка результатов осуществляется по шести шкалам, которые соответствуют шести типам личности. Для получения результатов по каждой шкале необходимо подсчитать количество отмеченных вариантов ответов и в строке ∑ (сумма) бланка ответов написать баллы. Каждое выделенный ответ эквивалентен одному баллу. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем выше степень соответствия личности одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Холландом.
Интерпретация. Результаты диагностического обследования позволяют выделить три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте (ранг) стоит профессиональная среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии. Профессии набравшие наименьшее количество баллов являются несовместимыми с типом личности испытуемого и не рекомендуются для профессионального самоопределения.
Характеристика типов. ОПРОСНИК НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (ОНУМ) (Т.Д. Дубовицкая) Учитель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности обращает внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Назначение методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов. Предложенная методика может использоваться в следующих целях: 1) анализ причин неуспеваемости учащихся; 2) выявление категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и средним уровнем); 3) обеспечение психологического сопровождения учащихся в процессе обучения; 4) исследование эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов ее повышения. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, способных к само анализу и самоотчету, начиная с 12-летнего возраста. Инструкция: В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам ответ, используйте для этого указанные в скобках обозначения: верно (+); неверно (—).
Текст опросника: 1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. 2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше. 3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. 4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель. 5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным. 6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу. 7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать. 8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. 9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». 10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя). 11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). 12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. 13. По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. 14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше. 15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания. 16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом. 18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. 19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает. 20. Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|