Тема: Психологические проблемы пожилого возраста
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практическое занятие 1 Тема: Приобретенные факторы, разрушающие здоровье. Стресс и здоровье человека (Семинар: 4 часа) Вопросы для подготовки 1. Стресс как психическое явление 2. Ганс Cелье и его концепция стресса /2/ 3. а) общий адаптационный синдром б) травматический и посттравматический стресс в) факторы, вызывающие психологический (эмоциональный) стресс; г) стадии протекания стресса д) физиологические механизмы стресса е) признаки стрессового состояния ж) психосоматические последствия стресса з) особенности личности и характер протекания стресса и) стресс в профессиональной деятельности к) синдром хронической усталости. 4. Методы преодоления стресса: а) аутотренинг; б) анализ стрессовой ситуации; в) медитация и перепрограммирование. 5. Профилактика и коррекция психического стресса: Литература (основная) 1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. - с.163-174 2. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М., 2002., с. 339-355. Дополнительная 3. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – К., 2000; Р/Д,2000. 4. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб, 1995. 5. Грегор О. Как противостоять стрессам. – М., 1994. 6. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983. 7. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992. 8. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989. 9. Льюис Д. Стресс-менеджер. – М., 2000. 10. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 2000. 11. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979 (Рига, 1992). 12. Селье Г. Стресс без болезней // Стресс жизни. – СПб., 1994.
13. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М., 1988. 14. Хартлин М. Как превратить стресс из врага в союзника. – Киев, 1997. Практическое занятие 2 Группа П3 (2 часа) Тема: Оценка состояния психического и социального здоровья Задача: Обретение навыка тестовой оценки состояния психического и социального здоровья по комплексу соответствующих методик. Отношение к людям и событиям в жизни. Метод тестирования с применением методик «Тип личности А и В», «Конфликтность», «Агрессия», «Коммуникабельность», «Стресс в семье». Определение психологической устойчивости с помощью методик тестирования «Насколько Вы раздражительны?», «Умеете ли Вы радоваться?», «Какова Ваша устойчивость к стрессу?», «Угроза депрессии» и «Индекс психоэнергетической опустошенности». Литература 1. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. 2. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова – СПб., Питер, 2005. Практическое занятие 3. (Семинар, 4 часа) Содержательный модуль 2. Психическая саморегуляция Тема: Психотехники саморегуляции Вопросы для подготовки к семинару: Локальные методы самосовершенствования: а) аутогенная тренировка; б) метод СОЭВУС; Системные методы самосовершенствования: а) современная медитация. б) самовнушение йогов (медитация динамическая, трансцендентальная); Литература 1. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М., 1989. 2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000. 3. Вивекананда С. Философия йоги. Магнитогорск, «Амрита», 1992. 4. Сытин Г.Н. Животворящая сила. Помоги себе сам. – СПб., 1994. 5. Иванов Ю.М. Как управлять собой и влиять на других людей. М., 1991. 6. ОШО. Оранжевая книга. Медитационные техники. М., 1993. 7. Эванс-Вентц В.И. Тибетская йога и тайные доктрины. Т.1. – Киев, 1993.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Содержательный модуль 1. Психологические основы здоровья
Самостоятельная работа № 1 Тема: Психология здоровья. Предмет, цели и задачи. Цель: систематизировать знания о «психологии здоровья», как о новой области научного знания. Задание: проанализировав литературу, представьте в виде модели-схемы взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.
Литература 1. Ананьев В.А. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб., 1998. 2. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. М., 1990. 3. Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья//Вестник ЛГУ, Сер.6. 1991. Вып.4 4. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. 5. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 1996. 6. Психология здоровья (под ред. Г.С. Никифорова) СПб., 2000 Самостоятельная работа № 2 Тема: Здоровье как системное понятие. Цель: закрепить четкое представление студентов о взаимосвязи биологического, психологического и социального в определении здоровья. Задание 1. По литературным данным составьте сравнительную таблицу двух моделей отношения к здоровью и болезни: биомедицинской и биопсихосоциальной. Литература Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 7 – 24.
Самостоятельная работа № 3 Тема: Уровни проявленности здоровья. Представления о здоровой личности в психологии. Цель: систематизировать знания о различных подходах в психологической науке к понятию «здоровая личность», критериях здоровья. Задание: заполнить таблицу
Литература Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996. Психология здоровья (под ред. Г.С. Никифорова) СПб., 2000
Самостоятельная работа № 4 Тема: Приобретенные факторы, разрушающие здоровье. Психосоматика. Задание: Изучите соответствующие главы первоисточника. Составьте и заполните две таблицы по материалам книги. Количество часов: группа П3 – 5 час (Таблица 1), группа УП5 -10 час (Таблицы 1 и 2). Таблица 1 Психосоматическая таблица
Таблица 2 Психические причины развития заболеваний
Литература Синельников В.В. Возлюби болезнь свою. – М., 2002. 395 с. (Жикаренцев Как изменить свою жизнь)
Самостоятельная работа №5 Тема. Профессиональное здоровье Цель: закрепить знания о признаках дезадаптации в профессиональной деятельности, факторах, способствующих дезадаптации. А) Заполните таблицу:
Литература 1.Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб., 1995. 2.Гримак Л.И. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. – М., 1995. 3. Гурвич И.н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. 4. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье. СПб., 1993 Самостоятельная работа № 6 Тема: Психологические проблемы пожилого возраста Задание: Изучите самостоятельно тему возраста и здоровья, а именно, психологию долголетия и письменно ответьте на следующие вопросы: 1. Какие изменения в психике происходят в пожилом возрасте? - в процессах (восприятие, мышление, память, внимание); - эмоционально-волевой сфере и характере, 2. Каковы психологические черты долгожителей? 3. Перечислите меры по профилактике старения.
Литература Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб, 2002. – С. 182 – 230. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности. // «Психологический журнал», №6, 1996. Брэгг П. Здоровье и долголетие. – М., 1996.
+ любая другая научная литература по данной теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|