Тема 2.3. Теории памяти в психологии.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Институт психоанализа Факультет психологии Кафедра общей психологии
Утверждено На заседании кафедры общей психологии От 23 октября 2009г. протокол №1 Зав. кафедрой общей психологии К.пс.н., профессор Иванов Феликс Евгеньевич
Учебно-методический комплекс по курсу « Психология внимания и памяти »
Авторы: (Иванов Ф.Е. к..пс.н., проф.)
Москва
Пояснительная записка Курс Общей психологии «Внимание и память» рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», и охватывает раздел познавательных процессов, знание которых является основой гуманитарного знания будущих специалистов психологов. Психология познавательных процессов или когнитивная психология возникла в середине прошлого века почти одновременно с гуманистической психологией личности. Сегодня эти направления становятся все ближе друг к другу. Учебный настоящий раздел. Обшей психологии - особый: он характеризует проблематику психологии познавательных процессов, представляющих основу личностного знания, используемого индивидуальностью в поведении. Целью данного курса является: - знакомство студентов с основами закономерностей формирования знания о - изучение субъективного опыта на исходном базовом уровне когнитивной Задачи курса: -сформировать представления о разграничении процессов внимания и памяти, -ознакомить студентов с современными теориями внимания и памяти; -рассмотреть методы исследования внимания и памяти; -овладеть адекватными представлениями видов классификаций, феноменов и
базовых законов внимания и памяти. Программа рассчитана на 20 лекций и 12 семинаров: всего 64 часа.
В целях практической апробации теоретических знаний предусматривается проведение общепсихологического практикума по данным разделам общей психологии. Ключевые понятия: поле внимания, селекция, предвнимание, непроизвольное и произвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания, рефлексивный уровень, объем внимания, усилие и активация при внимании, ассоциация, запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, кратковременная память и долговременная память, эйдетическая память, произвольное и непроизвольное запоминание, ретроактивное и проактивное торможение, реминисценция, мнемотехника, модели памяти. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. ВНИМАНИЕ Тема 1.1. Общие представления о внимании. Природа внимания (теории внимания, дискуссия). Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. * Классификация внимания. Тема 1.2. Виды внимания. Непроизвольное внимание (рефлекторное, инстинктивное, первичное). Связь непроизвольного внимания с познавательной активностью. Факторы детерминанты непроизвольного внимания. Процессы предвнимания (У.Найсер) и их роль в организации поведения. Произвольное внимание. Психологические механизмы. Особенности условий, возникновения поддержания произвольного внимания. Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредованных форм внимания. Послепроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.) условия его возникновения. Внимание и творческий процесс. Тема 1.3. Основные свойства внимания. Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устойчивости внимания от структуры материала, характера деятельности и установок личности. Факторы детерминанты переключения и распределения внима-
ния. Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания.
Тема 1.4. Основные принципы организации процесса внимания. Меха низмы внимания (проблемы и подходы к их решению). Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания Внимание как свойство восприятия (Коффка, Келлер). Избирательность внимания. Понимание внимания (и его критика) как специфического механизма фильтрации информации (Черри, Бродбент Трейсман). Внимание и память. Внимание как результат слияния перцептивного образа с реальными объектами (Джеймс, Ланге, Норман, Найсер). Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Роль настройки моторных и сенсорных систем при внимании (показатели ориентировочного рефлекса, движения глаз, вызванные потенциалы). Усилия и активация при внимании (Соколов, Каннеман). Тема 1.5. Развитие внимания. Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания. Произвольное внимание как высшая психическая функция. Развитие внимания как "истории развития организованности поведения" (Л.С.Выготский). Тема 1.6. Внимание и деятельность. Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов. (А.Н.Леонтьев). Анализ структуры деятельности и внимания (физиологическая концепция уровней построения движений и механизм кольцевого регулирования Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин). Внимание и практика (учебная деятельность, оперативная деятельность, производственная, спортивная и т.д.). Обучение и внимание. Внимание в проблемной ситуации. Раздел 2. ПАМЯТЬ Тема 2.1. Общие представления о памяти. Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Тема 2.2. Виды памяти и их особенности. Основные классификации видов памяти: по времени сохранения информации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств.
Особенности кратковременной и долговременной памяти. Трансформация информации в памяти. Особенности образной, словесно-логической, эмоциональной и моторной памяти. Эйдетическая память. Зрительная и слуховая память. Сфера их профессионального использования. Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко. Индивидуально-психологические различия памяти. Феноменальная память. Нарушения памяти.
Тема 2.3. Теории памяти в психологии. Ассоциативная, гештальт-теория, смысловая концепция, психоаналитическая деятельностная-концепция Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, информационно-кибернетическая. Тема 2.4. Основные факты и закономерности психологии памяти, Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень однородности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение). Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах памяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника). Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон). Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений (З.Фрейд, К.Левин). Забывание стихийное и забывание как действие. Мнемотехника, основные факторы и теории реминисценции. Тема 2.5. Основные принципы организации памяти. Психофизиологические и нейропсихологические аспекты организации памяти. Виды ассоциаций и закон их образования. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза. Критика ассоцианистского подхода. Навыки и память. Законы научения. Критика Н.Л.Бернштейна механистического понимания процесса формирования навыков (бихевиоризм). Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (Найссер, Линсдей, Норман, Аткинсон, Шифрин, Клацки). Критический анализ исследований памяти в когнитивной психологии. Использование средств как специфический принцип организации памяти человека (П.Жане, Ф.Бартлет, Л.С.Выготский). Память и речь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|