Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.3. Теории памяти в психологии.




Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

 

Утверждено

На заседании кафедры общей психологии

От 23 октября 2009г. протокол №1

Зав. кафедрой общей психологии

К.пс.н., профессор Иванов Феликс Евгеньевич

 

Учебно-методический комплекс по курсу

« Психология внимания и памяти »

 

Авторы:

(Иванов Ф.Е. к..пс.н., проф.)

 

Москва

 

 

Пояснительная записка

Курс Общей психологии «Внимание и память» рассчитан на студентов, обучающихся по специальности «Психология», и охватывает раздел познава­тельных процессов, знание которых является основой гуманитарного знания будущих специалистов психологов. Психология познавательных процессов или когнитивная психология возникла в середине прошлого века почти одно­временно с гуманистической психологией личности. Сегодня эти направления становятся все ближе друг к другу. Учебный настоящий раздел. Обшей пси­хологии - особый: он характеризует проблематику психологии познаватель­ных процессов, представляющих основу личностного знания, используемого индивидуальностью в поведении.

Целью данного курса является:

- знакомство студентов с основами закономерностей формирования знания о
внешнем и внутреннем мире «субъекта познания»;

- изучение субъективного опыта на исходном базовом уровне когнитивной
сферы психики в понятиях, явлениях и феноменах внимания и памяти

Задачи курса:

-сформировать представления о разграничении процессов внимания и памяти,

-ознакомить студентов с современными теориями внимания и памяти;

-рассмотреть методы исследования внимания и памяти;

-овладеть адекватными представлениями видов классификаций, феноменов и

базовых законов внимания и памяти.

Программа рассчитана на 20 лекций и 12 семинаров: всего 64 часа.

 

В целях практической апробации теоретических знаний предусматривается проведение общепсихологического практикума по данным разделам общей психологии.

Ключевые понятия: поле внимания, селекция, предвнимание, непроизвольное и произвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость, кон­центрация, переключение, распределение внимания, рефлексивный уровень, объем внимания, усилие и активация при внимании, ассоциация, запомина­ние, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание, кратковременная память и долговременная память, эйдетическая память, произвольное и не­произвольное запоминание, ретроактивное и проактивное торможение, реми­нисценция, мнемотехника, модели памяти.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. ВНИМАНИЕ Тема 1.1. Общие представления о внимании.

Природа внимания (теории внимания, дискуссия). Внимание как познавательный процесс. Свойства внимания. * Классификация внимания.

Тема 1.2. Виды внимания.

Непроизвольное внимание (рефлекторное, инстинктивное, первичное). Связь непроизвольного внимания с познавательной активностью. Факторы детерминанты непроизвольного внимания. Процессы предвнимания (У.Найсер) и их роль в организации поведения.

Произвольное внимание. Психологические механизмы. Особенности условий, возникновения поддержания произвольного внимания. Роль средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции при анализе опосредованных форм внимания.

Послепроизвольное внимание (Добрынин Н.Ф.) условия его возникно­вения.

Внимание и творческий процесс.

Тема 1.3. Основные свойства внимания.

Методы исследования свойств внимания. Зависимость объема и устой­чивости внимания от структуры материала, характера деятельности и устано­вок личности. Факторы детерминанты переключения и распределения внима-

ния.

Зависимость успешного решения задач от индивидуальных свойств внимания.

 

Тема 1.4. Основные принципы организации процесса внимания. Меха низмы внимания (проблемы и подходы к их решению).

Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания Внимание как свойство восприятия (Коффка, Келлер).

Избирательность внимания. Понимание внимания (и его критика) как специфического механизма фильтрации информации (Черри, Бродбент Трейсман).

Внимание и память. Внимание как результат слияния перцептивного образа с реальными объектами (Джеймс, Ланге, Норман, Найсер).

Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Роль на­стройки моторных и сенсорных систем при внимании (показатели ориентиро­вочного рефлекса, движения глаз, вызванные потенциалы).

Усилия и активация при внимании (Соколов, Каннеман).

Тема 1.5. Развитие внимания.

Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Пути разви­тия высших форм внимания.

Произвольное внимание как высшая психическая функция. Развитие внимания как "истории развития организованности поведения" (Л.С.Выготский).

Тема 1.6. Внимание и деятельность.

Теория внимания как объединение различных планов анализа сознания, деятельности и физиологических механизмов. (А.Н.Леонтьев).

Анализ структуры деятельности и внимания (физиологическая концеп­ция уровней построения движений и механизм кольцевого регулирования Н.А.Бернштейн, П.К.Анохин).


Внимание и практика (учебная деятельность, оперативная деятельность, производственная, спортивная и т.д.). Обучение и внимание. Внимание в про­блемной ситуации.

Раздел 2. ПАМЯТЬ Тема 2.1. Общие представления о памяти.

Психологический статус памяти как процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Научное определение памяти. Процессы памяти: запоминание, сохране­ние, воспроизведение, узнавание, забывание.

Тема 2.2. Виды памяти и их особенности.

Основные классификации видов памяти: по времени сохранения ин­формации, по модальности, по связанности с эмоционально-волевой сферой, по использованию мнемических средств.

Особенности кратковременной и долговременной памяти. Трансформа­ция информации в памяти.

Особенности образной, словесно-логической, эмоциональной и мотор­ной памяти. Эйдетическая память.

Зрительная и слуховая память. Сфера их профессионального использо­вания.

Непроизвольная и произвольная память. Анализ соотношения произ­вольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко.

Индивидуально-психологические различия памяти. Феноменальная па­мять. Нарушения памяти.

 

 

Тема 2.3. Теории памяти в психологии.

Ассоциативная, гештальт-теория, смысловая концепция, психоаналитическая деятельностная-концепция Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, информационно-кибернетическая.

Тема 2.4. Основные факты и закономерности психологии памяти,

Влияние характера запоминаемого материала (объема, степень одно­родности, привычность, осмысленность), организация материала субъектом (ритмическая, конфигурационная, семантическая группировки) и структура упражнений (оптимальное распределение).

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций в процессах па­мяти. Методика прерванных действий (эффект Зейгарника).

Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон). Ретроак­тивное и проактивное торможение. Забывание намерений (З.Фрейд, К.Левин). Забывание стихийное и забывание как действие. Мнемотехника, основные факторы и теории реминисценции.

Тема 2.5. Основные принципы организации памяти.

Психофизиологические и нейропсихологические аспекты организации памяти.

Виды ассоциаций и закон их образования. Экспериментальные исследо­вания памяти Г. Эббингауза. Критика ассоцианистского подхода.

Навыки и память. Законы научения. Критика Н.Л.Бернштейна механи­стического понимания процесса формирования навыков (бихевиоризм).

Память как совокупность процессов приема, преобразований и хранения информации (Найссер, Линсдей, Норман, Аткинсон, Шифрин, Клацки). Кри­тический анализ исследований памяти в когнитивной психологии.


Использование средств как специфический принцип организации памя­ти человека (П.Жане, Ф.Бартлет, Л.С.Выготский). Память и речь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...