Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние и проблемы развития детских библиотек в настоящее время

 

В настоящее время самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Совершенствование обслуживания этих читателей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации.

На детские библиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворение запросов учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Они также оказывают методическую помощь школьным библиотекам региона. Содержание фонда детской библиотеки направлено на обеспечение комплексного воспитания читателей ―детей и подростков [12, с. 67].

Сеть детских библиотек организуется на основе централизации при наличии в городе развернутой сети детских библиотек (не менее 8―10), они объединяются в самостоятельную ЦБС. В остальных случаях детские библиотеки входят в состав ЦБС государственных массовых библиотек. В структуру самостоятельной ЦБС детских библиотек входят: центральная городская детская библиотека, детские библиотеки-филиалы, внестационарные формы обслуживания (библиотечные пункты) [12, с. 68].

Организационно-методическим и координационным центром библиотек всех ведомств, ведущих работу с детьми, является центральная городская (районная) детская библиотека (ЦДБ). Она определяет постановку и содержание библиотечной работы с детьми, организует привлечение детей и подростков к систематическому чтению. ЦДБ координирует деятельность детских и школьных библиотек.

Сеть школьных библиотек создана для обслуживания книгой учащихся по месту учебы. Школьная библиотека ― структурное подразделение школы и развивается как ее органическая часть. Если детская библиотека, создаваемая по административно-территориальному признаку органами культуры местной администрации, является универсальной массовой (публичной) библиотекой, то школьная библиотека ― специальная, учебная библиотека. Она выполняет несколько взаимосвязанных функций: образовательно-воспитательную и информационную по отношению к учащимся и информационно-методическую по отношению к учителям. Она комплектует фонд учебников, программную литературу для внеклассного чтения, а также учебно-методическую литературу для учителей. Детские и школьные библиотеки объединяет общность основных задач и принципов деятельности. Взаимодействие детских и школьных библиотек необходимо в целях повышения роли книги и чтения в воспитании подрастающего поколения, полного охвата детей и подростков библиотечным обслуживанием, наиболее эффективного использования местных библиотечных фондов, ликвидации разобщенности и обособленности в работе [12, с. 68].

Организационной основой взаимодействия детских и школьных библиотек является координационный план. В областных (краевых) центрах функционируют областные (краевые) детские библиотеки. Кроме непосредственного обслуживания читателей-детей они выполняют функции научно-методических и координационных центров для всех библиотек, обслуживающих детей.

Ведущей детской библиотекой нашей страны является Российская государственная детская библиотека. Созданная в 1969 г., она за относительно короткий срок стала центральным хранилищем литературы для детей и руководителей детского чтения, научно-методическим учреждением в области библиотечной работы с детьми и библиографии детской литературы, центром научно-методической помощи всем библиотекам, обслуживающим детей, информации и пропаганды детской литературы, организатором совместной деятельности библиотек всех ведомств [12, с. 68].

Право на специализированное библиотечное обслуживание детей, связанное с возрастными и психологическим особенностями детей, закреплено Федеральным законом РФ «О библиотечном деле» (ст. 8), а также соответствующими региональными законами. И тем не менее, количество детских библиотек сокращается по вине местных руководителей, закрывающих или объединяющих детские библиотеки с библиотеками для взрослых. Центральные детские библиотеки, являющиеся центрами изучения детского чтения и методической работы по библиотечно-библиографическому обслуживанию детей в регионе, имеются только в 75 из 89 регионов России; за последнее время в трех крупных городах России самостоятельные детские библиотечные системы были объединены с библиотеками для взрослых, исчезли республиканские детские библиотеки в Башкирии и Якутии, что привело к резкому ухудшению обслуживания детей, комплектованию фондов детской литературой, снижению уровня методической помощи [2, с. 204].

Специализированные детские библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры РФ, тем не менее они обслуживают около 22% всех пользователей библиотек или 52,3% читателей-детей, но к сожалению, интересы этой группы не являются приоритетом государственной политики ни в организации библиотечного обслуживания, ни в финансировании, ни в стимулировании книгоиздания для детей. Нагрузка на одного работника детской библиотеки по количеству читателей в 1,2 раза выше, чем, например, средняя нагрузка работника в научных библиотеках, а финансирование в среднем на одного читателя детской библиотеки в 2,4 раза ниже, чем в библиотеках для взрослых. Поскольку библиотеки, особенно на селе, остались единственным бесплатным учреждением культуры, а книжная продукция, периодика резко подорожали, пользование библиотеками значительно активизировалось [2, с. 205].

Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов на разных носителях информации. Но главным среди них остается печатное издание. Суммарный библиотечный фонд всех детских библиотек составляет всего 13,5% от совокупного фонда всех библиотек Министерства культуры РФ. Это более чем вдвое ниже международного стандарта (30%). Однако ежегодно положение с комплектованием ухудшается. За последние годы книжные фонды детских библиотек уменьшились почти на 3 млн. Согласно международным нормам, в фонды ежегодно должно вливаться не менее 5% новых изданий. Приток новых поступлений в региональные детские библиотеки в России в среднем едва достигает 3%, при этом у четверти библиотек этого ранга он колеблется от 0,2 до 0,9%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысшая его планка — 0,1 %. Оставляет желать лучшего и качество новых поступлений. Как правило, это 40% периодики и 60% изданий прошлых лет. При этом нередки случаи полного отсутствия новых поступлений для детей в сельские библиотеки [2, с. 206].

В результате фонды детских библиотек крайне изношены, подавляющая их часть содержит издания 1970-1980-х гг. Списанию по ветхости подлежит 40% изданий, до 70% отраслевой литературы морально устарела и не отвечает потребностям современных читателей. Согласно исследованию, проведенному в РГДБ в провинциальных детских библиотеках, 75% литературы по технике издана до 1990 г., основной массив книг по естественным наукам — до 1980 г. Огромен пласт малоиспользуемой художественной литературы, тогда как замены их новыми изданиями наиболее читаемых классических произведений детской литературы у библиотек нет средств. Недостаточное финансирование отрицательно сказывается и на качестве обслуживания. Большинство изданий (до 80%) поступает в единственном экземпляре и только в читальные залы, что приводит к невозможности взять литературу на дом. Эта ситуация выливается в лишение прав на доступ к информации вообще, и прежде всего, для жителей отдаленных и сельских районов [2, с. 207].

Ситуация, сложившаяся с формированием фондов детских библиотек, приводит к неудовлетворению читательского спроса, связанного с получением образования, организацией культурного досуга, вызывает неудовольствие читателей, подрывает авторитет библиотеки в глазах юного читателя, не способствует повышению интереса к чтению.

В настоящее время несколько улучшился уровень оснащенности детских библиотек средствами, позволяющими использовать новейшие информационные технологии. Так, на каждую из крупнейших детских библиотек России приходится в среднем по девять персональных компьютеров. Более половины библиотек используют электронную почту, однако электронные каталоги смогла предоставить читателям только каждая вторая. Не решается проблема встроенности детских библиотек в информационное пространство регионов и страны в целом, отсутствует программа информатизации библиотек данного типа, они слабо включаются в корпоративные сети [20, с. 40].

Несмотря на вышеизложенные трудности и нерешенные проблемы, детские библиотеки выполняют не только свои основные функции — приобщения детей к чтению, к информационной культуре, но зачастую и функции образовательного и клубного учреждений, способствуя организации не только досуга, но и общения детей. Они участвуют в региональных и федеральных проектах и программах образовательного, художественно-эстетического, историко-краеведческого, экологического направлений. Особое внимание уделяют проблемам социальной и культурной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, детей с нарушениями в развитии, с ограничениями по здоровью. Значительно активизировалась работа с семьей [2, с. 208].

Но главной функцией остается работа по приобщению детей к чтению. Многие из детских библиотек создали оригинальные программы приобщения детей к чтению, воспитания информационной культуры, нахождения путей согласованности чтения и современных компьютерных технологий. Значительно расширились связи детских библиотек не только с традиционными партнерами — органами управления образованием и школами, союзами писателей и художников, но и общественными организациями, фондами, занимающимися проблемами детства. Это способствовало раскрытию возможностей детских библиотек для общества, сделало их «видимыми», повысило их престиж в глазах населения.

Огромное внимание уделяется повышению квалификации библиотечных работников. Каждая из 75 республиканских, краевых, областных детских библиотек имеет свои планы переподготовки библиотекарей, работающих с детьми. Особое внимание уделяется сельским библиотекам. Основные формы работы — тренинги, деловые игры, семинары. Темы разнообразны, но преобладают, что естественно для детских библиотек, касающиеся психологических особенностей читателя-ребенка, организации обслуживания детей, общения, сохранения культурных и национальных традиций, краеведения, духовного, правового, патриотического и экологического воспитания [2, с. 209].

Центральные детские библиотеки стали выпускать собственные периодические издания, среди которых необходимо отметить журналы: «Детская библиотека» (Нижегородская ОДБ и Ассоциация детских библиотекарей России); «Детская библиотека» (Татарстан); «Ступени» (Пермь); «Вместе» (Хабаровск) и др. Достижением является значительное увеличение публикаций о деятельности детских библиотек в региональной прессе, что дополнительно раскрывает перед населением их возможности[18,с. 30].

Кроме того, в ряде городов проведены всероссийские и межрегиональные совещания: «Проблемы детской литературы» (Архангельск), «Детская библиотека — среда сохранения и развития традиций и национальной культуры» (Белгород), «Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры» (Иркутск), «Дети. Общество. Закон» (Кемерово) и др. Тематика и количество совещаний (всероссийских, межрегиональных, региональных) свидетельствуют о том, что республиканские, краевые и областные детские библиотеки успешно справляются с организацией профессионального общения детских библиотекарей России как одной из составляющих научно-методического обеспечения деятельности библиотек, обслуживающих детей. Активна издательская деятельность детских библиотек в помощь работникам своей сети. Это и методические рекомендации, и сборники из опыта работы, и сценарии массовых мероприятий, и организационная документация. Несмотря на то, что методическая деятельность центральных детских библиотек практически не финансируется, они находят возможность для издания от 6 до 15 названий ежегодно тиражом, достаточным для библиотек своего региона. Библиотеки теоретически обосновывают место и роль детских библиотек в обществе и практически создают целостные системы развития культуры детства. В этом плане наиболее активна Ленинградская ОДБ [2, с. 210].

В течение последних лет РГДБ организует мониторинг деятельности центральных детских библиотек регионов, результаты которого ежегодно отражает издание «Региональные детские библиотеки в... году» и информационно-аналитические сборники по основным направлениям деятельности детских библиотек России.

Таким образом, совершенствование обслуживания детей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации.

Детские библиотеки обслуживают старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворяют запросы учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Наиболее актуальными проблемами развития детских библиотек в настоящее время являются: проблема комплектования детских библиотек, проблема оснащения новейшими информационными ресурсами, проблема повышения квалификации библиотечных работников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...