Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порицание роскошества в Коране




Недуги сердца

Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Перевела с арабского

Карима (Екатерина) Сорокоумова

Глава первая. Роскошество

Введение

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Роскошество[1] — трудноизлечимый и губительный недуг. Распространяясь среди членов общины, оно лишает её решимости и приносит взамен медлительность, косность, лень, неподвижность. Оно привязывает общину к миру этому и внушает ей любовь к нему. Если роскошество овладевает человеком настолько, что становится его неотъемлемым свойством, то это явный показатель слабости данного человека и признак беспомощности и неспособности организовать собственную жизнь. Привычка к роскоши свидетельствует о том, что человек предпочёл мирские удовольствия труду и усердию.

Учитывая опасность этой болезни и огромный вред, который она причиняет, мы должны взяться за её лечение.

Что же такое на самом деле роскошество? Какое зло оно может принести? И что нам делать с нашими обществами, в которых активно распространяется этот недуг? В этой книге мы ответим на эти вопросы.

Одновременно воспользуюсь возможностью поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке этого произведения, и обратиться к Аллаху с доброй мольбой за них.

О Аллах, направь стопы наши и сделай благими наши намерения и наши дела, и помоги нам вершить благое и следовать прямым путём!

Роскошество как термин

Роскошество (тарф — ترف) — это утопание в благах. Это слово и однокоренные слова встречаются в Коране.

…которых Мы щедро одарили благами в мирской жизни.

Сура 23 «Верующие», аят 33

[атраф-на-хум]

А несправедливые последовали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешниками.

Сура 11 «Худ», аят 116

[утрифу]

…и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь.

Сура 21 «Пророки», аят 13

[утриф-тум]

А когда Мы подвергнем наказанию изнеженных роскошью среди них.

Сура 23 «Верующие», аят 64

[мутрафи-хим]

Это роскошествующие описываются в словах Всевышнего: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами» (сура 89 «Заря», аят 15).

Специальное значение

Роскошество — это выход за рамки умеренности в пользовании мирскими благами и утопание в роскоши.

Таким образом, роскошествующие люди — это люди, погрязшие в мирских благах, привыкшие к роскоши, стремящиеся к умножению удовольствий и развлечений и старающиеся достигнуть предельной роскоши в том, что касается пищи, питья, жилища, средства передвижения и так далее.

Порицание роскошества в Коране

Всевышний Аллах порицает роскошь и роскошество в нескольких аятах Своей Книги. Приведём примеры.

1. Роскошество относится к свойствам несправедливых и неверующих. Всевышний Аллах сказал, описывая неверующих: «А несправедливые последовали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешниками» (сура 11 «Худ», аят 116).

Ибн Джарир (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сообщил, что притеснившие самих себя и не уверовавшие в Аллаха члены общин, живших ранее, последовали за мирскими благами, которые были дарованы им, и возгордились. Они отказались исполнять веления Аллаха и стали превозноситься и отвращать других людей от Его пути… В языке арабов мутриф — это человек, привыкший к роскоши, вскормлённый благами и удовольствиями» [Табари].

2. Роскошество — причина наказания в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Они понесут наказание» (сура 19 «Марьям», аят 59).

Ка‘б аль-Ахбар сказал: «Клянусь Аллахом, я обнаруживаю признаки лицемеров в Книге Аллаха: распивающие вино, оставляющие молитву, играющие в нарды, просыпающие вечернюю и утреннюю молитвы, предающиеся чревоугодию и пропускающие пятничные молитвы». Сказав это, он прочитал аят: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Они понесут наказание».

3. Роскошество — причина гибели в этом мире. Всевышний Аллах сказал: «Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы! Когда они чувствовали Наше наказание, то бросались бежать от него. Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь, и в свои жилища, быть может, вас призовут к ответу» (сура 21 «Пророки», аяты 11–13).

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «“Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь”. Это насмешка над ними. Им как будто было сказано: не бегите от постигающего вас наказания, а вернитесь к роскоши, веселью, сытой жизни и добротным жилищам» [Ибн Касир. Тафсир].

4. Роскошество одних может стать причиной гибели других. Изнеженные роскошью люди могут причинить вред не только себе, но и другим, став причиной их гибели. Всевышний Аллах сказал: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям [покориться Аллаху]. Когда же они предавались нечестию, то относительно [этого селения] сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 16).

Наверное, вы замечали это в жизни окружающих вас людей: изнеженные, утопающие в роскоши люди вредят не только себе, но и другим, и так происходит всегда. Своим образом жизни они заставляют других людей стремиться обрести то, чем они владеют, и стараться подражать им.

5. Роскошество — причина отказа от совершения благих дел. Всевышний Аллах сказал об роскошествующих людях, которые не смогли отправиться в поход из-за сильного зноя, поскольку привыкли пребывать в прохладной тени: «Оставшиеся позади [не принявшие участие в походе на Табук] радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не отправляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!» (сура 9 «Покаяние», аят 81).

Испугавшись трудностей и жары, они предпочли краткий земной отдых совершенному вечному блаженству и испугались жара, которого можно было избежать, передвигаясь ранним утром и после спада полуденного зноя, не боясь при этом жара, который невозможно даже представить, — Адского пламени.

6. Роскошество — причина недовольства предопределением Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (сура 89 «Заря», аяты 15–16).

Таково поведение роскошествующего. Когда Аллах даёт ему щедрый удел и многочисленные блага, он говорит: «Мой Господь почтил меня, потому что Он любит меня». А когда Аллах испытывает его разными способами, посылая ему нечто неприятное для него, он начинает роптать и возмущаться и не проявляет терпения в отношении того, что постигло его. И всё это по причине привычки к роскоши. Живи этот человек простой и скромной жизнью, он воспринял бы эти испытания с терпением и довольством и восхвалял бы Аллаха…

Размышляя, мы приходим к выводу, что терпеть бедность легче, чем терпеть богатство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...