Порицание роскошества в Коране
Стр 1 из 32Следующая ⇒ Недуги сердца Мухаммад Салих аль-Мунаджид Перевела с арабского Карима (Екатерина) Сорокоумова Глава первая. Роскошество Введение Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благороднейшему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам! Роскошество[1] — трудноизлечимый и губительный недуг. Распространяясь среди членов общины, оно лишает её решимости и приносит взамен медлительность, косность, лень, неподвижность. Оно привязывает общину к миру этому и внушает ей любовь к нему. Если роскошество овладевает человеком настолько, что становится его неотъемлемым свойством, то это явный показатель слабости данного человека и признак беспомощности и неспособности организовать собственную жизнь. Привычка к роскоши свидетельствует о том, что человек предпочёл мирские удовольствия труду и усердию. Учитывая опасность этой болезни и огромный вред, который она причиняет, мы должны взяться за её лечение. Что же такое на самом деле роскошество? Какое зло оно может принести? И что нам делать с нашими обществами, в которых активно распространяется этот недуг? В этой книге мы ответим на эти вопросы. Одновременно воспользуюсь возможностью поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке этого произведения, и обратиться к Аллаху с доброй мольбой за них. О Аллах, направь стопы наши и сделай благими наши намерения и наши дела, и помоги нам вершить благое и следовать прямым путём! Роскошество как термин Роскошество (тарф — ترف) — это утопание в благах. Это слово и однокоренные слова встречаются в Коране. …которых Мы щедро одарили благами в мирской жизни. Сура 23 «Верующие», аят 33
[атраф-на-хум] А несправедливые последовали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешниками. Сура 11 «Худ», аят 116 [утрифу] …и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь. Сура 21 «Пророки», аят 13 [утриф-тум] А когда Мы подвергнем наказанию изнеженных роскошью среди них. Сура 23 «Верующие», аят 64 [мутрафи-хим] Это роскошествующие описываются в словах Всевышнего: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами» (сура 89 «Заря», аят 15). Специальное значение Роскошество — это выход за рамки умеренности в пользовании мирскими благами и утопание в роскоши. Таким образом, роскошествующие люди — это люди, погрязшие в мирских благах, привыкшие к роскоши, стремящиеся к умножению удовольствий и развлечений и старающиеся достигнуть предельной роскоши в том, что касается пищи, питья, жилища, средства передвижения и так далее. Порицание роскошества в Коране Всевышний Аллах порицает роскошь и роскошество в нескольких аятах Своей Книги. Приведём примеры. 1. Роскошество относится к свойствам несправедливых и неверующих. Всевышний Аллах сказал, описывая неверующих: «А несправедливые последовали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешниками» (сура 11 «Худ», аят 116). Ибн Джарир (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сообщил, что притеснившие самих себя и не уверовавшие в Аллаха члены общин, живших ранее, последовали за мирскими благами, которые были дарованы им, и возгордились. Они отказались исполнять веления Аллаха и стали превозноситься и отвращать других людей от Его пути… В языке арабов мутриф — это человек, привыкший к роскоши, вскормлённый благами и удовольствиями» [Табари]. 2. Роскошество — причина наказания в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Они понесут наказание» (сура 19 «Марьям», аят 59).
Ка‘б аль-Ахбар сказал: «Клянусь Аллахом, я обнаруживаю признаки лицемеров в Книге Аллаха: распивающие вино, оставляющие молитву, играющие в нарды, просыпающие вечернюю и утреннюю молитвы, предающиеся чревоугодию и пропускающие пятничные молитвы». Сказав это, он прочитал аят: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Они понесут наказание». 3. Роскошество — причина гибели в этом мире. Всевышний Аллах сказал: «Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы! Когда они чувствовали Наше наказание, то бросались бежать от него. Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь, и в свои жилища, быть может, вас призовут к ответу» (сура 21 «Пророки», аяты 11–13). Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «“Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь”. Это насмешка над ними. Им как будто было сказано: не бегите от постигающего вас наказания, а вернитесь к роскоши, веселью, сытой жизни и добротным жилищам» [Ибн Касир. Тафсир]. 4. Роскошество одних может стать причиной гибели других. Изнеженные роскошью люди могут причинить вред не только себе, но и другим, став причиной их гибели. Всевышний Аллах сказал: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям [покориться Аллаху]. Когда же они предавались нечестию, то относительно [этого селения] сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 16). Наверное, вы замечали это в жизни окружающих вас людей: изнеженные, утопающие в роскоши люди вредят не только себе, но и другим, и так происходит всегда. Своим образом жизни они заставляют других людей стремиться обрести то, чем они владеют, и стараться подражать им. 5. Роскошество — причина отказа от совершения благих дел. Всевышний Аллах сказал об роскошествующих людях, которые не смогли отправиться в поход из-за сильного зноя, поскольку привыкли пребывать в прохладной тени: «Оставшиеся позади [не принявшие участие в походе на Табук] радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не отправляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!» (сура 9 «Покаяние», аят 81).
Испугавшись трудностей и жары, они предпочли краткий земной отдых совершенному вечному блаженству и испугались жара, которого можно было избежать, передвигаясь ранним утром и после спада полуденного зноя, не боясь при этом жара, который невозможно даже представить, — Адского пламени. 6. Роскошество — причина недовольства предопределением Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испытывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (сура 89 «Заря», аяты 15–16). Таково поведение роскошествующего. Когда Аллах даёт ему щедрый удел и многочисленные блага, он говорит: «Мой Господь почтил меня, потому что Он любит меня». А когда Аллах испытывает его разными способами, посылая ему нечто неприятное для него, он начинает роптать и возмущаться и не проявляет терпения в отношении того, что постигло его. И всё это по причине привычки к роскоши. Живи этот человек простой и скромной жизнью, он воспринял бы эти испытания с терпением и довольством и восхвалял бы Аллаха… Размышляя, мы приходим к выводу, что терпеть бедность легче, чем терпеть богатство.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|