Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Советское право в условиях «военного коммунизма». Положение «О рабочем контроле»

 

Введенные после октября 1917 года демократические конституционные нормы, даже столь урезанные, стали свертываться в условиях «военного коммунизма». Такое название получила совокупность социально-экономических мероприятий большевистского руководства в 1918–1921 гг. Они преследовали две цели: обеспечить победу новой власти в граждан­ской войне; ликвидировать капиталистические элементы в стране мето­дом штурма и осуществить быстрый переход к строительству коммуни­стического общества.

Политика эта включала в себя ряд мер: 1) изъятие ценностей у «эксплуататорских» классов; 2) введение Конституцией 1918 года всеобщей трудовой повинности, создание трудовых армий и лагерей принудитель­ных работ; 3) ускоренную национализацию не только крупной, но и сред­ней, и мелкой промышленности; 4) ликвидацию товарно-денежных отно­шений в результате максимальной централизации производства и распре­деления, продуктообмен между городом и деревней; 5) запрет торговли и введение продразверстки – обязательной сдачи так называемых «излишков» хлеба и других сельхозпродуктов, которая стала своеобраз­ным методом насильственной экспроприации крестьянства; 6) ликвида­цию денег, оплату труда продуктами и товарами, бесплатность (а скорее отсутствие) услуг; 7) «красный террор» по отношению к противникам ре­жима со взятием заложников и массовыми расстрелами.

2 сентября 1918 года страна была объявлена военным лагерем. Военный ре­жим вводился не только в армии, но и на транспорте, в промышленности, в снабжении продовольствием и т.п. Руководство страной в условиях во­енного режима взял па себя Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (в 1920 году переименованный в Совет Труда и Обороны – СТО), в который входили комиссары во главе с Лениным. Отныне СНК стал утверждать декреты ВЦИК, и все постановления рабоче-крестьянской власти исхо­дили от ВЦИК и СНК. В сентябре после покушения на Ленина введен «красный террор» и борьба с контрреволюцией приобрела чрезвычайные формы.

Чтобы обеспечить победу в борьбе с внешними и внутренними врага­ми, большевики создали мощную регулярную кадровую армию. Пришлось отказаться от провозглашенных в декабре 1917 года «выборных начал» вла­сти в армии, от принципа «добровольности» при ее формировании, от «уравнения всех военнослужащих в правах», когда были отменены воин­ские чины, звания, знаки отличия и пр. С апреля 1918 года армия комплекту­ется на основе всеобщей воинской повинности, командиры назначаются, привлекаются старые офицерские кадры, вводится форменная одежда, знаки различия и прочая атрибутика. В армию призывались «трудящиеся», которым вручалось оружие, а «нетрудовые элементы» слу­жили в нестроевых частях.

Во главе вооруженных сил был поставлен Революционный Военный Совет республики во главе с Л. Д. Троцким, а на периферии – реввоенсо­веты фронтов и армий. Введена должность Главкома и учрежден институт партийных комиссаров, без подписи которых приказ командира считался недействительным. Для руководства ими создано Политическое Управле­ние Реввоенсовета республики. В сентябре 1918 года был учрежден первый советский орден Красного Знамени. К концу гражданской войны под ружьем в Красной Армии состояло около 6 миллионов человек.

В рамках политики «военного коммунизма» была проведена национализация промышленности, финансов и транспорта. Национализация бан­ков и крупной промышленности, а также речного флота и внешней тор­говли началась уже осенью 1917 года. На первом этапе из рук частных собст­венников были изъяты особо ценные для республики предприятия, а также предприятия, чьи владельцы эмигрировали или саботировали мероприя­тия властей. Летом 1918 года в целях изъятия «ключей от производства» из рук капиталистов большевики перешли к национализации отдельных от­раслей, а затем и всей промышленности в целом.

Национализированные предприятия на первых порах передавались в аренду их бывшим владельцам, которые обязывались их финансировать и сохраняли за собой получаемую прибыль. Но на всех предприятиях, ис­пользующих наемную рабочую силу, вводился рабочий контроль, который осуществляли рабочие комитеты, советы рабочего контроля, наблюдав­шие за производством, устанавливавшие минимум выработки, опреде­лявшие себестоимость продукции, контролировавшие деловую докумен­тацию. Решения органов рабочего контроля были обязательны для вла­дельцев предприятий.

В 1919–1920 гг. была проведена национализация средней и даже мелкой промышленности. Согласно положениям, принятым ВСНХ в но­ябре 1920 года, в разряд государственных перешли все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателя) или десяти (без двигателя) человек.

Руководство национализированной промышленностью осуществлял ВСНХ, при котором создавались управления главки. Система главкизма лишила предприятия какой бы то ни было самостоятельности. Глав­ные управления ВСНХ осуществляли всю работу по планированию, снаб­жению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции.

Специфической формой привлечения к груду стала трудовая повин­ность, вводившаяся не только в целях «организации хозяйства», но и «уничтожения паразитических слоев общества». Распределением рабочей силы занимались специальные органы. С ноября 1918 по октябрь 1920 п. обычными мероприятиями были мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства (железнодорожников, медиков, почтовых служащих, работников топливной, суконной, металлургической и другой промышленности). Широко использовались трудовые армии – ориги­нальное советское изобретение, которые комплектовались из резервистов и «нетрудовых элементов». С ноября 1918 года на военный режим был пере­веден весь транспорт страны.

Произошло полное огосударствление собственности, следствием чего стали сверхцентрализация управления, огромный рост чиновничьего аппара­та и введение авторитарных методов управления.

К 1920 году около 40% трудо­способного населения Москвы и Петрограда составляли служащие раз­личных учреждений (главков, трестов, контор и т.п.). Функции управления от советов фактически перешли к этим учреждениям, с мнениями советов перестали считаться[5].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Характеризуя первые декреты советской власти конституционного значения, закреплявшие основы повой социальной системы, следует отметить, что данная власть поступала так же, как это делалось до нее, а впрочем, и после нее: укрепляя себя, она боролась со своими противниками.

В конституционно-правовом плане это выражалось в том, что лишались прав те, кто выступал против советской власти или по своему социальному происхождению сразу же считался скорее ее врагом, нежели лояльным лицом и тем более союзником. Пресекались даже в зачатках выражение недовольства, а тем более действия, враждебные режиму.

Хотя до прихода к власти большевиков были довольно популярны идеи широкого («поголовного») участия народа в управлении страной, охране общественного порядка и т.п., эйфория очень быстро прошла, и оперативно были созданы не только общие структуры управления, но и специальные органы, включая милицию во главе с НКВД, и органы борьбы с контрреволюцией и саботажем во главе с ВЧК. Упоминавшимся декретом «О суде» существовавшие прежде суды упразднялись и должны были заменяться судами, формируемыми на основе демократических выборов. А решать дела новые суды должны были именем Российской Республики и руководствоваться в своих решениях и приговорах «законами свергнутых правительств» лишь постольку, поскольку «таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию». История дала немало примеров того, насколько условными явились эти категории и к какому размаху произвола это привело.

Упоминавшимся декретом о печати и другими актами запрещались многие враждебно настроенные к новой власти издания. Зачастую воспринимались с нетерпимостью и возводились в ранг контрреволюционных действий любые попытки критиковать власти за их шаги, действительно направленные на ограничение демократии.

Повсюду на местах создавались единые органы власти – Советы, стремления образовать иные модели представительных учреждений пресекались.

После февраля 1917 года в России была довольно популярной идея Учредительного собрания как высшего представительного органа государственной власти. Несмотря на то, что в октябре 1917 года была установлена власть в форме Советов, большевики не выступали категорически против Учредительного собрания. Учитывались настроение населения, вселенная в него надежда на то, что Учредительное собрание способно обеспечить его интересы. Советское правительство сразу после Октября заявило, что оно созовет Учредительное собрание в назначенный срок, выборы состоялись в ноябре – начале декабря 1917 года.

Вероятно, была надежда на то, что поддержку на этих выборах будут иметь представители пришедших к власти сил. Однако этого не произошло, большевики не получили большинства. Стала вполне очевидной перспектива непризнания Учредительным собранием советской власти и происшедших в России событий, более того – провозглашения им, в противовес Всероссийскому съезду Советов, своего предназначения как высшего представительного органа государственной власти России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авакьян А. С. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000. 200 с.

2. Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. 216 с.

3. История Советской Конституции (сборник документов). М., 1976. 303 с.


[1] Авакьян А. С. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Сашко, 2000. С. 23.

[2] История Советской Конституции (сборник документов). М., 1976. С. 14.

[3] Там же. С. 19.

[4] Там же. С. 39-40.

[5] Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. С. 133.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...