Понятие кассационного производства и его место в системе пересмотра судебных актов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. СИСТЕМА НАКАЗЫВАНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Понятие кассационного производства и его место в системе пересмотра судебных актов 1.2. Возбуждение кассационного производства 1.3. Подготовка к рассмотрению дела в кассационной инстанции 2. ПОРЯДОК И ПОЛНОМОЧИЯ СУДА В СИСТЕМЕ НАКАЗЫВАНИЯ 2.1. Порядок судебного разбирательства в кассационной инстанции 2.2. Полномочия суда кассационной инстанции при рассмотрении дела ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
По своему социальному назначению наказание выступает в качестве средства защиты общества от нарушения условий его существования. Сущность применения наказания заключается, с одной стороны, в лишениях и ограничениях виновного за совершенное преступление, а с другой – в достижении в интересах общества полезного социального результата. В этом смысле управление процессом назначения наказания будет тесным образом связано с целями применения последнего, к которым, как известно, уголовный закон относит: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного; 3) специальное предупреждение преступлений; 4) общее предупреждение преступлений. Вопрос о целях применения наказания всегда считался дискуссионным. Одни авторы ограничивали данные цели общим и частным предупреждением преступлений, другие – наряду с превенцией называли исправление осужденного, третьи – ставили перед применением наказания еще одну цель – восстановление социальной справедливости. Принципиальным вопросом в уголовно-правовой доктрине является вопрос о признании или отрицании репрессии (кары) в качестве цели применения наказания. Как известно, проблема справедливой, адекватной кары за совершенное преступление, ее эффективности для преодоления преступности – одна из древнейших проблем человечества.
Во всем мире наблюдается рост преступности, при этом ни одна из систем применения наказаний не приводит к результатам повышения эффективности общей превенции. Известные российские криминологи, такие, как В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов, М.М. Бабаев, Д.А. Ли, А.М. Яковлев убедительно доказали постоянство преступности как общественного явления: преступники в мировом масштабе составляют 5,6% от численности населения, умышленная преступность – 94,4%. Судебная статистика свидетельствует, что уровень рецидива относительно стабилен для каждой конкретной страны, что подтверждает неэффективность специального предупреждения. Исправительные учреждения давно перестали быть местом исправления, ныне представляя собой места, нахождение в которых приводит к необратимым изменениям психики человека, школу совершенствования криминальных талантов. Наметились негативные тенденции и в практике назначения уголовных наказаний. Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение наказывания в арбитражном процессе. Актуальность и важность данной проблемы, а также недостаточная теоретическая разработанность, необходимость совершенствования и повышения эффективности обусловили выбор темы исследования и определили круг исследуемых вопросов. В связи с этим целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о системе наказывания в арбитражном процессе. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи: - рассмотреть систему наказывания в арбитражном процессе; - изучить порядок и полномочия суда в системе наказывания.
При написании работы возникли трудности с поиском библиографической базы, посвященной освещению изучаемого вопроса в связи со слабой изученностью указанной тематики, однако глубокое и всестороннее изучение источников обусловило подробное раскрытие выбранной темы работы.
СИСТЕМА НАКАЗЫВАНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ Понятие кассационного производства и его место в системе пересмотра судебных актов
АПК предусматривает четыре самостоятельных способа пересмотра судебных актов: производство в апелляционной инстанции, производство в кассационной инстанции, производство в порядке надзора и пересмотр решений арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Каждый из указанных способов пересмотра характеризуется особенностями, связанными с целями пересмотра, субъектным составом, объектом пересмотра, полномочиями соответствующего арбитражного суда. Цель кассационного пересмотра, в отличие от других способов, — проверка законности судебных актов без выявления новых обстоятельств дела (что возможно в суде апелляционной инстанции). К субъектам кассационного обжалования, помимо лиц, участвующих в деле, отнесены лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых вынесены судебные акты (в этом сходство с апелляционным производством). Объект производства — исключительно вступившие в законную силу судебные акты. Поскольку суд кассационной инстанции не вправе устанавливать новые обстоятельства дела, ему предоставлено полномочие направить дело на новое рассмотрение при обнаружении недостаточной обоснованности судебных актов. Институт кассационного производства в арбитражном процессе, действующий в России с 1 июля 1995 г. существенно отличается от традиционных форм кассационного производства. С одной стороны, кассационное производство в арбитражном процессе ограничивается проверкой соблюдения норм материального и процессуального права нижестоящими судами. Это, бесспорно, напоминает впервые возникшую во Франции кассационную систему пересмотра, не допускающую проверки фактических обстоятельств дела, установление которых — прерогатива судов первой и апелляционной инстанций.
В составе полномочий арбитражного суда кассационной инстанции законодатель назвал право изменить решение суда первой инстанции, постановление апелляционной инстанции, а также отменить их и принять новое решение, что не свойственно классической кассационной системе, но присуще ревизионному порядку пересмотра судебных актов, характерному для законодательства ряда стран (Германия, Австрия и др.) и отечественного гражданского процесса. Уникальность кассационного пересмотра в арбитражном суде для российского процессуального законодательства заключается в том, что процедура кассационного производства (обязательно возбуждение кассационного производства по жалобе заинтересованного лица) касается судебных актов, вступивших в законную силу. В этом отношении кассационное производство в арбитражном процессе напоминает надзорный порядок пересмотра. Сочетание признаков, присущих различным системам пересмотра судебных актов, создает впечатление незавершенности и противоречивости норм института кассационного производства в арбитражном процессе, но вместе с тем придает ему новые возможности, которых лишены иные системы пересмотра. Другое преимущество кассационного производства в арбитражном процессе связано с распространением юрисдикции арбитражного суда округа на территорию нескольких субъектов Российской Федерации, что практически исключает возможность какого-либо местного влияния на судебную деятельность. Производство в кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации в целях более надежной защиты прав участников процесса, обеспечения единства правоприменительной практики и укрепления законности в экономической сфере. Проверку законности вступивших в законную силу судебных актов осуществляют федеральные арбитражные суды округов. Исходя из содержащихся в законе признаков следует дать следующее определение кассационного производства.
Кассационное производство — самостоятельная стадия арбитражного процесса, сущность которой заключается в проверке федеральными арбитражными судами округов законности вступивших в законную силу определений, решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Данная стадия характеризуется следующимипризнаками: 1) кассационное производство—один из способов пересмотра вступивших в законную силу судебных актов; 2) кассационное производство осуществляется специализированными арбитражными судами — федеральными арбитражными судами округов; 3) цель кассационного производства — проверка законности судебных актов; 4) предмет проверки — вступившие в законную силу определения, решения и постановления арбитражных судов субъектов Российской Федерации; 5) основание проверки законности судебных актов - кассационная жалоба. Кассационное производство подразделяется на следующие этапы: 1) возбуждение кассационного производства; 2) подготовка к рассмотрению кассационной жалобы; 3) судебное разбирательство по кассационной жалобе. Осуществляя проверку законности судебных актов, суд кассационной инстанции на основе имеющихся в деле материалов прежде всего проверяет правильность применения норм материального и процессуального права к спорным отношениям сторон, не принимая новых доказательств и не устанавливая новых обстоятельств. Кассационное производство в арбитражном процессе имеет ряд существенных отличий от аналогичного института в гражданском процессе. Предметом кассационного обжалования в гражданском процессе служат не вступившие в законную силу судебные акты. При этом принимаются новые доказательства (ст. 286 ГПК) и проверяется не только соответствие судебных актов требованиям закона, но и их обоснованность. Гражданское процессуальное законодательство не имеет понятия судебного округа, кассационную жалобу рассматривает вышестоящий суд. Федеральный арбитражный суд округа как звено в системе арбитражных судов наделен соответствующими полномочиями. Такие полномочия закреплены в ст. 26 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Различаются две группы полномочий суда округа. Первая группа непосредственно связана с рассмотрением дела в кассационной инстанции. Суд округа, осуществляя свою деятельность, проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле.
Вторая группа полномочий связана с деятельностью кассационной инстанции как судебного органа. При этом суд округа: изучает и обобщает судебную практику, подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализирует судебную статистику. По мнению С. Амосова[1], федеральные арбитражные суды округов следует наделить еще одним полномочием: правом рассматривать дела в порядке надзора по протестам их председателей на судебные акты арбитражных судов округа. Представляется, что такая позиция не бесспорна, поскольку в Российской Федерации действует более 80 арбитражных судов. Рассмотрение протестов в 10 судебных округах не должно препятствовать укреплению российской государственности, формированию единой российской законности. Наделение арбитражных судов округов надзорными полномочиями должно сопровождаться сохранением этих полномочий за Высшим Арбитражным Судом РФ и установлением правила об обязательном предварительном обращении с заявлением о принесении протеста в суд округа. В таких условиях может быть реализована позитивная функция новой надзорной инстанции по скорейшему исправлению судебных ошибок на уровне арбитражных судов округов. Безусловно, только сам практический опыт деятельности судов округов позволит оптимизировать систему арбитражных судов Российской Федерации и определить круг их полномочий. Помимо отмеченного, кассационная инстанция обладает полномочиями в отношении обжалованных судебных актов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|