Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Города Англии в Новое время. Лондон: ЭГП, развитие.

Геоурбанистика

1. Геоурбанистика. Научная дисциплина изучающая пространственную организацию, эволюцию и функционирования городских систем разного уровня.

На базе углубления процесса урбанизации с характерным для него ростом разнообразия потребностей человека.

Городские системы могут включать в себя отдельные жилища, микрорайон города, собственно город, городскую агломерацию, мегаполис.

Геоурбанистика возникла на базе географии городов. За рубежом 1930-50 гг, в России 1960-70 гг.

Факторы преобразования географии городов и геоурбанистики:

1. Системный подход. Город и городские системы, как системаи также как часть более сложных систем.

2. Возобновление процессов урбанизации в СССР

3. Развитие антропоцентризма

4. Расширение рамок социально-экономической географии до географии человека.

 

2. Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации — рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Процесс, обратный урбанизации, называется рурализацией.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

естественного прироста городского населения;

преобразования сельских населённых пунктов в городские;

формирования широких пригородных зон;

миграции из сельской местности в городскую.

Субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе.

 

3. Городское расселение. Города возникли в древности в междуречье Тигра и Евфрата, а затем в низовьях и дельте Нила как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. Города постепенно становились центрами притяжения для всей окружающей территории, возрастала их роль в территориальной организации хозяйства. Сегодня функции крупных городов расширились. Они являются промышленными, культурными, научными, административными центрами, транспортными узлами. Большинство городов - многофункциональные. Однако есть города, имеющие "специализацию", - однофункциональные. К ним относятся горнопромышленные центры, города-курорты, научные центры, некоторые столицы.

Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа:

начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;

первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;

вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

 

4.

5.

6. Город – населенный пункт с числом жителей не менее 12 тыс. чел., в которых не менее 80% населения не заняты в сельском хозяйстве.

200 чел – Исландия, Швеция

400 чел – Албания

1000 чел – Австралия

2000 чел – Германия, Нидерланды, Израиль

2500 чел – США, Мексика

5000 чел – Австрия, Чехия

10000 чел – Италия, Испания, Португалия

50000 чел – Япония

Китай, Бразилия – наличие административной функции

Функции городов:

- Экономические (промышленность, транспорт, торгово-распределительные, снабженческие)

- Неэкономические (культурные, административно-политические, научные)

- градообслуживающие

- градообразующие

- монофункциональные

- полифункциональные

По значимости:

- первоначальные

- стержневые

- отмирающие

 

7. ЭГП городов

-историзм

-уникальность

-тесная связь с окружением

Взаимосвязь микро, мезо и макро положения.

1) микро (по отношению к ближайшим окрестностям)

2) мезо (внутри района, к которому он относится)

3) макро (относительно отдельных объектов)

 

8. В зависимости от выполняемых функций можно выделить города:

- индустриальные центры;

- транспортные центры (порты, крупные железнодорожные узлы);

- научные города;

- курортные города;

- административные центры;

- города, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства.

По степени участия в территориальном разделении труда:

- города обслуживают местные территории

- внутрирегиональные связи

- межрегиональные связи

- международные связи

Генетическая классификация:

- античные города (до 5 в н.э)

- древние города (5 в – 1 половина 17 века)

- старые города (2 половина 17 в. – 19 век)

- новые города (возникли до 20 века, но статус города получили в 20 веке)

- молодые города (возникли в 20 веке и получили статус города в 20 веке)

 

9. Город в системе расселения выполняет следующие связи:

1) трудовые (маятниковая миграция)

2) производственные связи (связи расположенных в городе предприятий)

3) организационно-хозяйственные (руководство предприятий)

4) административные связи

5) по обслуживанию населения

6) информационные

 

10. Город и пространство отношений.

Относительно окружающей территории город выступает в 2 качествах:

- город как центральное место

- город как специализированный центр

 

1) центры отраслей с повышенным негативным воздействием на окружающую среду.

2) специализированные центры с экстренными природными условиями

3) закрытые города с предприятиями ВВП

4) Специализированные центры входящие в состав агломерации.

 

11. Генетическая классификация:

- античные города (до 5 в н.э)

- древние города (5 в – 1 половина 17 века)

- старые города (2 половина 17 в. – 19 век)

- новые города (возникли до 20 века, но статус города получили в 20 веке)

- молодые города (возникли в 20 веке и получили статус города в 20 веке)

 

12.

13.

14-15. ПЛАНИРОВКА ГОРОДА

взаимоувязанное размещение жилищ, мест приложения труда и других градостроительных элементов территории города

 

Наиболее важными принципами проектирования города, определяющими его планировочную организацию, являются: четкое функциональное зонирование территории; гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города; дифференциация транспортных магистралей; организация эффективной системы обслуживания; создание экологической инфраструктуры города, включ. Единую систему зеленых насаждений и мероприятия по охране окружающей среды; эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного обслуживания. Необходимое условие - выполнение композиционных требований к плану города: развитие городского центра и взаимодействующих с ним районных общественных центров, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его гл. природных и архитектурных доминант. При проектировании города необходимо выделить его "каркас" - территории наиболее интенсивного освоения и сосредоточения наиболее важных функций. "Каркас" - наиболее устойчивая во времени основа пространственно-планировочной организации города.

Промышленные зоны города (ПЗ) различаются в зависимости от профиля расположенных в их пределах пром. пр-в, определяющих размеры этих зон и необходимые санитарные разрывы от них. Гл. требования к взаиморасположению ПЗ и селитебных районов:1). Их территориальное развитие не должно противоречить друг другу: они не должны располагаться чересполосно; пром-ть не должна перекрывать возможности развития селитебных зон (СЗ), и наоборот; пром-ть следует размещать так, чтобы она не закрывала выход из СЗ к реке или берегу моря; СЗ недопустимо располагать над залеганиями полезных ископаемых. 2). ПЗ должны развиваться со строгим соблюдение санитарно-гигиенических требований (выполнение условий, связанных с охраной возд. бассейна; исключение подветренного размещения СЗ по отношению к источнику выбросов; обеспечение необходимых разрывов с учетом класса санитарной вредности пред-ий и их групп; обязательное удаление санитарно-вредных пред-ий на большое расстояние; озеленение ПЗ и санитарных разрывов между ПЗ и СЗ; обеспечение требований охраны водного бассейна города и др. 3). Взаимное расположение ПЗ и СЗ должно быть удобно для организации пассажирских связей между ними и не препятствовать обслуживанию предприятий городским транспортом (напр., нежелательно одностороннее размещение ПЗ и СЗ по отношению друг к другу). ПЭ необходимо конструировать комплексно, возможно сочетание в одной зоне пред-ий разного профиля. "Чистые"пром. пред-ия и научно-технич. центры - можно среди СЗ.

Селитебная территория - примерно 12 территории совр. города. Жилая застройка брутто - 50% (из нее выделяются территории жилой застройки нетто - без общ. учр-ий, зел нас-ий, проездов внутри микрорайонов - 50% от брутто или 12-13% городской территории); улицы и площади - 15-20%; участки гор. общ. зданий и соор. - 15-20%; общегородские озелененные пространства - 10-15%. Размеры необходимых СЗ - 10 га на 1000 жит.

Совр. планировочная структура города основывается на прогрессивных идеях сер. 20 в. - диф-ция транспортных магистралей, изоляция мест расселения от потоков массового авт. тр-та, ступенчатая организация обслуживания, широкое озеленение вокруг домов.

 

16-17 городска́я агломера́ция

группа близко расположенных городов, объединённых тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями; в её состав входят также посёлки городского типа и сельские поселения. В 20 в. города очень часто появлялись и быстрее росли вблизи крупнейших центров. Хотя это порождало градостроительные и экологические проблемы, важнее оказывались экономические выгоды: высокая степень территориальной концентрации промышленности, транспортных и инженерных сетей, научных и учебных учреждений, а также высокая плотность населения обеспечивали возможность развития разнообразных связей между поселениями, которые необходимы для функционирования хозяйства и жизни общества в эпоху современной научно-технической революции. Поэтому формирование агломераций – закономерная стадия развития расселения в эпоху урбанизации.

Городская агломерация состоит из ядра (крупного города) и периферийной зоны. Бывают моноцентрические агломерации, в которых один город-ядро намного превосходит по размеру все остальные поселения и подчиняет их своему воздействию (напр., московская, лондонская или парижская), и полицентрические, с несколькими городами-ядрами (напр., Рейн-Рур). В периферийной зоне располагаются города-спутники, другие городские, а также сельские поселения и отдельные промышленные, с.-х., транспортные, коммунальные, рекреационные предприятия, с.-х. угодья и природные ландшафты. Агломерации на местности выглядят так: огромные пространства плотной многоэтажной застройки соединены транспортными магистралями, на которые нанизаны многочисленные, иногда срастающиеся друг с другом поселения; между магистралями располагаются в осн. незастроенные земельные участки разного размера, используемые менее интенсивно. С высоты птичьего полёта полицентрические агломерации выглядят как сеть, моноцентрические агломерации похожи на звёзды.

Признаки агломераций очевидны: это наличие города-ядра и нескольких городов поблизости, высокая плотность городского населения, интенсивные связи, в т. ч. и маятниковая миграция между поселениями. Однако не существует общепринятых критериев выделения городских агломераций (поэтому количественные данные о них ещё более условны, чем по городам). Даже в России применяется несколько методик: к агломерациям относят такие формы расселения, в которых людность ядра варьируется от 100 до 250 тыс. чел., пригородная зона включает тер. в пределах 2– или 1,5-часовой доступности от центра, в ней располагаются не менее 2 или 4 городских поселений с общим числом жителей не менее 50 тыс. чел. В мире насчитывается ок. 600 городских агломераций, они сосредоточивают почти 45 % городского населения. При использовании более жёстких из приведённых критериев в России насчитывается 49 городских агломераций, объединяющих более 330 городов и 65 млн. чел. В мире сформировалось ок. 15 агломераций, в каждой из которых более 10 млн. жителей; крупнейшие из них токийская, нью-йоркская и шанхайская.

 

18-19. Мегало́полис (от греч. μεγας (род. падеж μεγαλου) — большой и πολης — город), иногда ошибочно[источник?] мегаполис, редко сверхагломерация (суперагломерация) — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

Мегалополис — крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения в ряде стран, в которых имеются регионы с большими масштабами урбанизации. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии.

Основные черты мегалополиса: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (иногда рек или морских побережий); общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов-центров агломераций, формирующих мегалополис; нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.

 

Впервые термин был применён для обозначения сплошной городской застройки (протяжённостью свыше 1000 км и шириной местами до 200 км) вдоль Атлантического побережья США — связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (населением 40 млн человек).

Наиболее крупными и известными мегалополисами являются:

Токайдо (англ.) (от Токио до Осаки и Кобе) в Японии

Босваш (от Бостона до Вашингтона) в США

Чипитс (англ.) Район Великих озёр в США и Канаде

Лондон-Ливерпуль в Великобритании

Сансан (англ.) или калифорнийский (от Сан-Франциско до Сан-Диего) в США

Дельта Янцзы в Китае

Дельта Жемчужной реки в Китае

В России формирующимися мегалополисами можно назвать (с очень большой натяжкой) полосу Москва – Нижний Новгород и р-н Кузбасса.

 

20-22. ОПOРНЫЙ КАРКАС РАССЕЛЕНИЯ, сеть наиболее значительных поселений определённой терр. и соединяющих их трансп. коммуникаций. Узловые элементы О. к. р.- опорные центры расселения, выполняют функции центр. поселений в региональных системах расселения определ. иерархич. уровня (напр., в СССР - в масштабе союзных республик, экон. р-нов, краёв, областей, сел. низовых политико-адм. р-нов) и т. д. и в свою очередь являются структурными элементами систем расселения более высокого ранга. Узловые элементы О. к. р. стран и р-нов - это, как правило, крупные города и городские агломерации, сочетающие функции организации и всестороннего обслуживания окружающих терр. и гл. специализир. отраслевых (разл. отраслей пром-сти, науки, курортно-оздоровит. и др.) центров страны. Узловыми элементами О. к. р. более дробных терр. могут служить и относительно небольшие поселения (напр., в О. к. р. на уровне сел. низовых политико-адм. р-нов СССР - центр. усадьбы колхозов и совхозов, и т. п.).

В масштабе страны О. к. р. (включая соединяющие его узлы трансп. коммуникации) - важнейшая составная часть терр. структуры нар. х-ва и терр. организации жизни общества в целом. Углубление географич. разделения труда в процессе развития производит. сил ведёт: 1) к терр. концентрации х-ва и нас. в разл. формах - центровой (в крупных городах) и ареальной (в гор. агломерациях); 2) к увеличению числа опорных центров расселения; 3) к концентрации потоков людей, грузов и информации на осн. направлениях связи. В сети поселений выделяются центры, занимающие доминирующее положение в иерархии насел. мест, а в системе межпоселенной производств. инфраструктуры - гл. магистрали. В ходе НТР процесс концентрации х-ва и нас. приобретает сложный многокомпонентный характер. Во мн. странах мира усилилась тенденция агломерирования - переход от отд. городов-центров к компактным группировкам тесно взаимосвязанных гор. и сел. поселений. Возникают мощные коридоры инфраструктуры - полимагистрали. Вовлечение в орбиту интенсивного хоз. использования новых терр. ведёт к увеличению числа опорных центров расселения. В то же время огромная, всё увеличивающаяся стоимость осн. фондов, сосредоточенных в узловых и линейных элементах О. к. р., обусловливает их возрастающую устойчивость, 'консервативность'.

В конфигурации ('рисунке') сети гл. центров и осн. магистралей (см. также Рисунок расселения) находят выражение характерные черты размещения производит. сил стран и р-нов, в т. ч. расселения нас. Напр., в СССР влияние природных условий и историч. особенностей освоения терр. заметно сказывается на своеобразии конфигурации О. к. р. в р-нах Сибири и Д. Востока, в зонах полупустынь и пустынь, в местностях с преобладанием горного рельефа на Ю. страны.

О. к. р. формируется под воздействием господствующего в той или иной стране способа производства. При капитализме О. к. р. развивается стихийно и отражает присущие данному общественному строю противоречия, одним из следствий к-рых является, напр., кризис больших городов. При социализме преобразование сложившегося О. к. р. осуществляется в процессе углубления производств, специализации, комплексного экон. и социального развития стран и р-нов, планомерного совершенствования систем расселения, создания единых систем производств, инфраструктуры, усиления междунар. экон. и культурных связей, прежде всего в рамках социалистич. экон. интеграции.

 

23.

24.

25. Посёлок городско́го ти́па (сокращённо п. г. т., пгт) — тип поселения, выделенный во времена СССР. По численности населения занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами. До революции такие населённые пункты назывались посадами.

 

В отличие от сельских населённых пунктов, в таких посёлках основная часть населения (не менее 85 %) не должна быть занята в сельском хозяйстве. В посёлках городского типа в советский период минимальное число жителей должно быть не менее 3 тысяч человек (в городе — не менее 12 тысяч жителей). Часто в таких посёлках было только одно главное (градообразующее) предприятие.

 

Одновременно с понятием «посёлок городского типа» употребляется и термин «рабочий посёлок». В большинстве своём эти понятия (на территории бывшей РСФСР и современной России) тождественны. В то же время различается сфера их употребления: посёлок городского типа — географический термин, обозначающий тип населённого пункта, а рабочий посёлок (р. п.) — понятие административно-хозяйственное.

 

26.

 

36. Города Возрождения в Италии. В XIII-XV вв., накануне Великих географических открытий, крупнейшими в Европе были города Италии, сложившиеся на главных путях восточной торговли: Венеция, значение которой для Европы в это время, по оценке Маркса, было больше, чем всей Германии; Флоренция - промышленный и финансовый центр, средоточие учености и искусств, названная "Афинами Европы"; Милан, Неаполь, Рим. Все эти города насчитывали по 100-200 тыс. жителей, тогда как многие крупные торговые и промышленные центры тогдашней Европы (Кельн, Гамбург, Нюрнберг, Любек и др.) имели едва 20-25 тыс., а менее крупные - 5-10 тыс. жителей. Итальянские города, развившиеся на транзитной торговле, не были заинтересованы в политическом единстве. Что касается римских пап, то, по проницательному замечанию флорентийского историка Гвиччардини, они были слишком слабы, чтобы объединить Италию под своим главенством, и слишком сильны, чтобы позволить это сделать кому-либо другому. Политическая раздробленность Италии сохранялась до 70-х гг. XIX в.

В XIII-XV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения.

Искусство Ренессанса подразделяют на Проторенессанс, охватывающий XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто), Ранний Ренессанс (кваттроченто), Высокий и Поздний Ренессанс (чинкви-ченто). Впрочем, хронологические рамки столетий не вполне совпадают с указанной периодизацией Истории итальянской культуры. Искусство Возрождения слагает гимн человеку, его мужеству, его силе (Микеланджело), красоте и изяществу (Рафаэль), его разуму(Леонардо да Винчи), оно стремится к глубокому постижению его индивидуальных черт, привлекательных или некрасивых, но всегда значительных, оно славит прелесть, красоту человеческого тела (Тициан, Джорджоне), разрывая с мрачной традицией средневековых фресок, изображающих бесконечные мучения святых или истязания грешников в аду. Увидеть реальный мир, постичь природу вещей - такова задача искусства, которую не в состоянии еще решить наука, опутанная сетями церковной схоластики.

Именно в это время Леонардо да Винчи создает первый проект районной планировки Тосканы (так, несомненно, можно назвать это замечательное произведение гения Леонардо да Винчи), а Филарете, Альберти, Вазари, Скамоцци составляют первые генеральные планы городов.

Новые идеи архитектуры Возрождения находят яркое воплощение в сооружениях Брунеллески во Флоренции. Таковы гигантский купол собора Санта-Мария дель фьере.

В XVI в. в Италии утверждается сложный и пышный стиль барокко (итал. - barocco, буквально - причудливый, вычурный). Этот стиль в социальном плане отразил кризис феодализма в эпоху раннего развития капитализма и первоначальной колониальной экспансии, реакцию католической церкви на движение Реформации. Наиболее яркое воплощение этот стиль получил в Риме, хотя вскоре приобрел всеевропейское значение. Таковы площадь перед собором св. Петра, спроектированная Л. Бернини, знаменитая Испанская лестница.

В становлении итальянских городов уникальна роль Флоренции. Этот город расположен в плодородной провинции Тоскана (Флоренция в переводе с итал. - цветущая), на берегах стекающей с Апеннинских гор р. Арно, на полпути между североитальянскими городами и папским Римом. Именно Флоренции суждено было стать столицей Возрождения. город, дал миру созвездие имен величайших деятелей литературы, науки, искусства: Данте, Джотто, Мазаччо, Донателло, Учелло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, Альбер-ти, Брунеллески.

Спокойный силуэт невысоких трех-пятиэтажных домов, раскинувшихся на правом берегу Арно, прерывается немногими, но сильно контрастирующими с ним вертикалями: почти крепостной башней палаццо Веккио (98 м), огромным восьмигранным куполом собора Санта-Мария дель Фьеоре (107 м),. Обе части города соединяет знаменитый Понте Веккио - один из немногих сохранившихся в европейских городах старых мостов, на которых возведены строения в два-три этажа с ювелирными лавками. Правее моста от р. Арно начинается узкая улица Уффици, созданная Вазари в середине XVI в.

Исключительна в градостроительстве Возрождения роль средневекового Рима. Разрушенный и разграбленный варварами в V в. н.э., он долгое время влачит жалкое существование. Даже в XI в. его территория была примерно вчетверо меньше территории античного Рима. По мере роста амбиций пап город становится местом обширного строительства. Не сумев сделать Рим столицей Италии, папы стремятся придать ему облик, подобающий мировому центру католической церкви. В Риме сооружаются крупнейшие храмы во главе с собором св. Петра, многочисленные ансамбли и дворцы, прокладываются новые магистрали.

После Великих географических открытий положение итальянских городов резко изменилось под воздействием смещения торговых путей к Атлантическому океану. Наиболее ярко это проявилось в судьбе Венеции. Она была основана в V в. н.э. жителями побережья Венецианского залива, которые, спасаясь от нашествия гуннов, переселились на острова посреди лагуны вокруг Риальто (от лат. Rivus altus - высокий берег). В IX-Х вв. Венеция находилась в составе Византии и сумела извлечь экономические и военно-политические выгоды из вхождения в великую империю, оставаясь практически самостоятельной; в Х в. она получает полную независимость. В XV в. Венеция - сильнейшая морская и колониальная держава.

Но во второй половине XV в. и особенно в начале XVI в. экономико-географическое положение Венеции разительно изменяется. Захватив в 1453 г. Константинополь, турки закрыли торговлю итальянских городов с Востоком.. торговое значение Венеции быстро падает, наступает закат Венецианской державы.

Историческая островная часть современной Венеции очень невелика: располагаясь на 119 островах, разделенных 160 каналами и связанных 369 мостами, она занимает немногим более 4 км в длину и 3 км. в ширину. Напротив нее остров Лидо, отделяющий лагуну от моря, протягивается на 15 км, но его ширина лишь около 500 м.

Главная особенность исторически складывавшегося ансамбля Венеции,- гармония контрастов в природе и архитектуре: единственная значительная в городе площадь Сан-Марко, издавна служившая для карнавалов и празднеств. Собор Сан-Марко (сооружался и перестраивался в XV в.), вертикаль колокольни (надстроена в начале XVI в. до 100 м) и простой, но мощный объем Дворца дожей.

Современной Венеции угрожают медленное оседание грунта и повышение уровня моря (примерно на 1 см за 10 лет); в Местре, на "континентальном" берегу лагуны, возник крупный промышленный район и основная новая часть города (предполагается, что к 2000 г. в исторической части Венеции останется менее 1/3 ее населения). Ухудшаются микроклиматические условия.

Неаполь, столица Южной Италии, занимающий исключительно благоприятное географическое положение в центральной части Средиземного моря, между Пиренеями, Северной Африкой и Восточным Средиземноморьем, мог бы сыграть ключевую роль в истории Средиземноморья. Но этого не случилось. Город развивался по другому пути, чем крупные города Северной Италии: он не превратился в морскую торговую республику, не знал расцвета власти коммун.

"Неаполис" (новый город), основанный выходцами из Греции рядом с уже существовавшей другой греческой колонией - Партенопеей, получившей название "Палеополис" (старый город), затем слился с ней в один город. В IV в. до н.э. Неаполь подпал под власть Рима и стал одним из важных городов и портов Римской империи (Наполеон на очень короткое время в 1799 г. попытался восстановить название Партенопеи, создав на месте Неаполитанского королевства Партенопейскую республику).

В средние века Неаполь - столица сменявшихся военно-феодальных властителей: в 1130 г. после многочисленных набегов варваров с севера и пиратов (сарацинов) с юга здесь устанавливается власть предводителя южноитальянских норманнов Гюискара; в XIII в. ее сменяет власть королей Французской (Анжуй-ской) династии, правившей Королевством обеих Сицилий; в 1282 г. после отпадения острова Сицилия королевство стало называться Неаполитанским; в конце XV в. оно попадает под власть испанской короны и до 1734 г. управляется испанскими вице-королями; Истоки сохраняющейся до сих пор отсталости Юга Италии - в его феодальном прошлом, позднем развитии капиталистических отношений.

Неаполь никогда нельзя представить себе без классической панорамы гор и моря. Баснословная красота ее вошла глубокой чертой в народную душу. Замечательны улицы Неаполя, спускающиеся к морю. В их начертании античная регулярная планировка сочетается с особенностями рельефа. Полны фланирующей толпой узкие и шумные неаполитанцы называют ее "Толедо" по имени вице-короля Педро Толедского, по приказу которого она была в XVI в. проложена) и с множеством магазинов, ресторанов, тратторий. Если сделать несколько шагов от улиц Виа Кьяйа и Виа Рома в сторону, то совершенно исчезает всякий признак города - в европейском значении этого слова.

Нарядны набережные Неаполя, прерываемые выходящими к морю отрогами гор, прорезанными в позднейшее время тоннелями. К набережным выходят площади - пьяцца Муничипио с замком Кастелло Нуово - старинной резиденцией неаполитанских королей.

В последние десятилетия, с разрастанием обширной промышленно-город-ской агломерации, к востоку от исторического центра появились высотные здания офисов, построено много других современных стандартных зданий, но по-прежнему неповторимы красота и своеобразие этого города, созданные природой и историей.

 

37. Древнерусские города. Скандинавские источники именовали Русь "страной городов" По оценкам масштабы градостроительства в Древнерусском гос-ве были велики. В основе развития городов была торгово-ремесленная и торговая функции. Привлекателен был облик городов: позолоченные купола древнерусских храмов поражали иностранцев. Макроположение древнерусских городов определялось их размещеним: 1. На важнейшем торговом пути "из варяг в греки", где наибольшее значение приобрели центры, занимавшие ключевое положение в бассейне Днепра(Киев), З.Двины (Полоцк) и на линии Ловать-Ильмень-Волхов (Новгород); 2. В интенсивно осваивавшихся землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился ареал расселения в Древней Руси; 3.на ю-в степной окраине русских земель, где города-"заставы"принимали на себя удары нашествий завоевателей-кочевников. Микропроложение диктовалось требованиями обороны: на возвышенности у впадения реки, на острове, на полуострове (исключение составлял Новгород, выросший на ровной местности): благоприятными условиями для торговли. Микрогеография древнерус городов отличалась четкостью. Большие города имели двухчастную структуру: в кремле размещались князь, духовная власть, бояре, дружина; в посаде (подоле) жили ремесленники, купцы, землепашцы.

Киев (482) располагался в том месте, где Днепр-важнейшая речная артерии Д.Руси-пересекался широтной границей между лесным Полесьем и лесостепью. Через К с востока и далее через Львов и Краков в З.Европу шел важный торговый путь их Ср.Азии, Индии и Китая. Историческое ядро К сложилось на нагорном плато. Под укрепленной частью города располагался Подол-большой торгово-ремесленный район у Днепра. Владимир (1108) был основан Вл. Мономахом на высоком левом берегу судоходной Клязьмы, связывавшей его с западными и восточными краями Волго-Окского междуречья и далее на западе-через систему притоков с бассейнами Днепра, З.Двины и Волги. Город располагался на высоком плато, ограниченном с севера р.Лыбедь, что способствовало сооружению сильной крепости. Древний Новгород возник на р.Волхов вблизи ее истока из оз.Ильмень на скрежщении важнейшших путей, ведших в Балтийское море, в бассейны Днепра и Волги, к С.Двине, Белому м. И на север Сибири. Он представлял собою в 10-13, а затем 14-15 вв крупнейший торговый и политический центр. Из Н на запад высоко ценившиеся меха, а также воск, лен, пенька. Характерная для древнерус городов двухчастная структура в Н прослеживается особенно четко.

 

39. Города Испании и Португалии. В пер половине 16 в. П, затем И-могущественные государства Европы. Их колониальные империи огромны. Лиссабон, Севилья-величайшие порты и города Европы. Лиссабон в н.15 в. был захолустной столицей маленькой полунищей страны, но после открытий и завоеваний в Африке, Азии, Л. Америке и возникновения в к.15-н.16в. огромной колониальной империи Португалия на короткое время становится одной из богатейших держав Европы, а Лис. Одной из крупнейших европ. Столиц (здесь богатства Востока разгружаются для распределения по всему миру). Севилья, расположенная на р. Гвадалквивир, в пер пол. 16 в. обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европ. порты. Испанские короли предоставили городу монополию на колониальную торговлю, действующую с15 до н.18в. Столица Испанского г-ва, располагавшаяся в Толедо в 1561 была переведена в Мадрид, насчитававший в это время едва 20 тыс. Севилья больше подходила для роли столицы, чем Мадрид, и в этом одна из причин ранней потери Испанией ее владений, но это довольно спорная мысль. Огромные богатства, стекающиеся в Ис.(прим тоже относится и к П), не приводили к развитию ее х-ва. Королевская власть стали направлять свои огромные доходы на содержание двора строительство роскошных дворцов.

В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох, смешение архитектурных стилей. Ис. Города, обычно располагавшиеся на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц, поднимавшихся к воротам крепостных стен: лишь в некоторых местах в эту среденевековую сеть врезаны регулярно спланированные площади (н-р, Пласа Майор в Мадтиде). От мавров (арабов и берберов) сохранились не только здания в мавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мавританские архитекторы сочетали мусульманские традиции с готикой (мудехар)

 

Города Англии в Новое время. Лондон: ЭГП, развитие.

Роль Великобритании как первой промышленной, торгово-финансовой и колониальной державы мира (в 17 - начале 20 века)создала новые предпосылки развития английских городов. Она радикально изменила ЭГП столицы государства - Лондона и способствовала развитию в стране интенсивных процессов урбанизации. Лондон до начала Великих географических открытий и последовавшего за ними возвышения Англии был одним из крупных, но далеко не крупнейшим городом Европы. В 1400 г. Лондон насчитывал 45 тыс. жителей и уступал по величине Парижу (275 тыс. чел.), Милану (125 тыс.), Венеции (110 тыс.), Новгороду (50 тыс. жит.). В римские времена Лондониум был небольшим центром далекой провинции. В раннем средневековье Антверпен, Амстердам, Любек, Гамбург, Новгород и др. центры ганзейской торговли (для справки: Ганза- торг. и полит. союз северо-нем. городов в 14-16 вв. во главе с Любеком. Ганзе, осуществлявшей посреднич. торговлю между Зап., Сев. и Вост. Европой (ее гл. опорн. пунткы: Брюгге, Новгород, Лондон), принадлежала торг. гегемония в Сев. Европе), за "спиной" которых располагались мощные хинтерланды с крупнейшими сухопутными путями в глубь Европы и далее через средиземноморские порты в страны Востока, имели значительно более благоприятное ЭГП, чем Лондон. Но после открытия новых торговых путей через Атлантический океан Лондон оказался в центре обширного северо-западного фронта Европы, обращенного к океану. Эти преимущества ЭГП были реализованы лишь после победы Англии над Испанией и Голландией, после Английской буржуазной революции 17 в. и упрочения ведущей роли Англии в колониальных захватах и мировой торговле, что вскоре сделало Лондон самым большим городом Европы. К нач. 20 в. он насчитывал 865 тыс. чел. (Париж -2-ой по велич. город - 550 тыс. чел.); в 1900 г. - 4536 тыс. чел. против 2714 тыс. чел. в Париже. Для Лондона, как и для других мировых столиц, выросших на океанских и морских связях, крайне важным было положение в естественных узлах, от которых расходились речные и сухопутные пути в глубь страны. Лондон расположен на Темзе, самой крупной судоходной реке Англии, связанной со всей страной разветвленной системой притоков и каналов. Ниже Лондона Темза очень широка и та

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...