Динамика и уровни урбанизации в регионах РФ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение Настоящие методические указания предназначены для выполнения практических работ по курсу «Геоурбанистика» студентам специальности 020804 «Геоэкология», который в соответствии с требованиями ГОС высшего профессионального образования отнесен к общепрофессиональным дисциплинам. Цель выполнения работ состоит в углублении и закреплении теоретических занятий по курсу при выполнении заданий по картографическим и статистическим материалам с помощью изучения дополнительной литературы и по результатам натурных исследований. Требования к занятиям, умениям и навыкам по дисциплине В процессе изучения курса у студента должны быть сформированы основополагающие представления об объектах и предмете геоурбанистики, основных разделах дисциплины и их содержании. Студент должен знать: - содержание и объекты исследований геоурбанистики; - методы исследований и теорий геоурбанистики; - понятие и тенденции развития урбанизации; - содержание понятия «город» как сложного системного образования; - региональные особенности процесса урбанизации и развития городов; Студент должен уметь: - готовить доклады и рефераты к практическим занятиям по рекомендованной в методических указаниях тематике; - анализировать статистические, картографические и текстовые материалы, характеризующие процесс урбанизации и городские поселения стран и регионов РФ; - производить сравнительный анализ характеристик городов как сложных социально-экономических систем. Студент должен приобрести навыки: - составления характеристик городов; - оценки состояния микрорайонов города по комплексу показателей. Тематика лекций и практических занятий
Лекции
Практические занятия Практические занятия проводятся в соответствии с их тематикой. По каждой теме предусмотрены задания, которые выполняются студентами как индивидуально, так и коллективно. Студент ведет рабочую тетрадь, в которой фиксирует тему, цель занятия, тексты заданий и результаты их выполнения в виде таблиц, рисунков и письменных ответов на вопросы. Поле выполнения каждого задания формулируются выводы. В конце каждого занятия рабочая тетрадь предъявляется студентом преподавателю для проверки. По итогам работы над курсом студенты сдают экзамен по геоурбанистике. Вопросы к экзамену приведены на с. 17 методических указаний. Практические занятия № 1-2 Динамика и темпы глобальной урбанизации Цель: дать сравнительный анализ уровней урбанизации в регионах и странах мира
Вопросы для обсуждения: 1. Что такое геоурбанистика? 2. Содержание и задачи геоурбанистики. 3. Дайте определение городу как системе. 4. Как вы понимаете междисциплинарный подход в исследовании городов и их систем? 5. Назовите основные направления исследований в области урбанизации городов. Задание 1. По статистическим данным приложения 1 и картам атласа [1] составить таблицу 1. 1 «Динамика и темпы урбанизации в регионах и странах мира» (регион указывается преподавателем). Таблица 1.1
Задание 2. На основе сравнения данных таблиц 1.1, приложения 1 и карт атласа ответить на вопросы: 1) Какие страны региона имеют наиболее высокие темпы урбанизации и почему? 2) Назовите признаки проявления высоких темпов урбанизации в этих странах. 3) Какие страны региона имеют наиболее высокий уровень урбанизации и почему? 4) Назовите признаки проявления высокого уровня урбанизации в этих странах. 5) Сравните уровни и темпы урбанизации в регионе с соседними странами (регионами) мира в целом. Сделать выводы. 6) Привести по 2-3 примера наиболее крупных мегалополисов или городов региона, объяснить причины быстрого роста населения в них, назвать ведущие отрасли промышленности в городах. Регионы мира для характеристики 1. Зарубежная Европа 2. Восточная и Юго-Восточная Азия 3. Северная Африка 4. Южная Африка 5. Восточная Африка 6. Юго-Западная Азия 7. Южная Азия 8. Центральная Азия 9. Южная Америка 10. Центральная Америка 11. Северная Америка 12. Страны Ближнего Зарубежья Занятия № 3-4 Динамика и уровни урбанизации в регионах РФ Цель: дать сравнительный анализ динамики и уровней урбанизации в РФ и её регионах
Вопросы для обсуждения: 1. Назвать причины, обуславливающие процесс урбанизации в России. 2. Каковы особенности процесса урбанизации в нашей стране? 3. Дать определение города и назвать основные критерии города. 4. Какие регионы РФ относятся к наиболее высокоурбанизованным и почему? Задание 1. По данным приложений 2-5 и российского статистического ежегодника [10] составить таблицы 3.1 «Динамика урбанизации в регионах РФ» и 3.2 «Уровни урбанизации в экономических районах РФ». Таблица 3.1 Динамика урбанизации в регионах РФ
Таблица 3.2 Уровни урбанизации в ЭР[1] РФ
Задание 2. На основе сравнения данных таблиц 3.1, 3.2 и карт атласов ответить на вопросы: 1) Какие административные образования региона характеризуются наиболее высокими темпами урбанизации (указать причины)? 2) Сравнить темпы урбанизации в регионе с соседними регионами и Россией в целом (сделать выводы).
3) Какие административные образования региона имеют самые высокие уровни урбанизации и почему? 4) Какие административные образования имеют самые низкие уровни урбанизации и почему? 5) Сравните административные образования региона по числу городов и поселков городского типа, объяснить причины различий. Задание 3. Составить перечень наиболее крупных городов региона с населением свыше 100 тыс. чел., указать отрасли промышленности, развитые в этих городах, объяснить выявленную специализацию городов на определенных видах продукции. Регионы РФ для характеристики (экономические районы) 1. Северный 2. Северо-Западный 3. Центральный 4. Центрально-Черноземный 5. Волго-Вятский 6. Поволжский 7. Северо-Кавказский 8. Уральский 9. Западно-Сибирский 10. Восточно-Сибирский 11. Дальневосточный Занятия № 5-6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|