Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика и уровни урбанизации в регионах РФ




Введение

Настоящие методические указания предназначены для выполнения практических работ по курсу «Геоурбанистика» студентам специальности 020804 «Геоэкология», который в соответствии с требованиями ГОС высшего профессионального образования отнесен к общепрофессиональным дисциплинам. Цель выполнения работ состоит в углублении и закреплении теоретических занятий по курсу при выполнении заданий по картографическим и статистическим материалам с помощью изучения дополнительной литературы и по результатам натурных исследований.

Требования к занятиям, умениям и навыкам по дисциплине

В процессе изучения курса у студента должны быть сформированы основополагающие представления об объектах и предмете геоурбанистики, основных разделах дисциплины и их содержании.

Студент должен знать:

- содержание и объекты исследований геоурбанистики;

- методы исследований и теорий геоурбанистики;

- понятие и тенденции развития урбанизации;

- содержание понятия «город» как сложного системного образования;

- региональные особенности процесса урбанизации и развития городов;

Студент должен уметь:

- готовить доклады и рефераты к практическим занятиям по рекомендованной в методических указаниях тематике;

- анализировать статистические, картографические и текстовые материалы, характеризующие процесс урбанизации и городские поселения стран и регионов РФ;

- производить сравнительный анализ характеристик городов как сложных социально-экономических систем.

Студент должен приобрести навыки:

- составления характеристик городов;

- оценки состояния микрорайонов города по комплексу показателей.

Тематика лекций и практических занятий

Лекции

№ п.п. Тема Кол-во часов
     
1.   2.   3. 4. 5. 6.   7.   Понятие о геоурбанистике как науке. Геоурбанистика и география городов Глобальная урбанизация городских агломераций и мегалополисы Город как система. Население города Экологическая база города и сфера жизнеобеспечения Планировочная структура города и её типы Природная подсистема города и устойчивость городской территории Экологические проблемы города. Город как экосистема и экополис          
  Итого:  
  Практические занятия  
№ п.п. Тема Кол-во часов
1-2. 3-4. 5-6. 7-10.   11-12.   13-17. Динамика и темпы глобальной урбанизации Оценка динамики уровней урбанизации в регионах РФ Урбанизация в Вологодской области Сравнительная характеристика городов РФ и Вологодской области Архитектурно-планировочная структура и функциональное зонирование г. Вологды Характеристика микрорайонов г. Вологды    
  Итого:  

 

Практические занятия

Практические занятия проводятся в соответствии с их тематикой. По каждой теме предусмотрены задания, которые выполняются студентами как индивидуально, так и коллективно. Студент ведет рабочую тетрадь, в которой фиксирует тему, цель занятия, тексты заданий и результаты их выполнения в виде таблиц, рисунков и письменных ответов на вопросы. Поле выполнения каждого задания формулируются выводы. В конце каждого занятия рабочая тетрадь предъявляется студентом преподавателю для проверки. По итогам работы над курсом студенты сдают экзамен по геоурбанистике. Вопросы к экзамену приведены на с. 17 методических указаний.

Практические занятия № 1-2

Динамика и темпы глобальной урбанизации

Цель: дать сравнительный анализ уровней урбанизации в регионах и странах мира

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое геоурбанистика?

2. Содержание и задачи геоурбанистики.

3. Дайте определение городу как системе.

4. Как вы понимаете междисциплинарный подход в исследовании городов и их систем?

5. Назовите основные направления исследований в области урбанизации городов.

Задание 1. По статистическим данным приложения 1 и картам атласа [1] составить таблицу 1. 1 «Динамика и темпы урбанизации в регионах и странах мира» (регион указывается преподавателем).

Таблица 1.1

Динамика и темпы урбанизации в__________________________
(указать регион)

 

 

Страна Чис- лен-ность насе- ления млн. чел. Сред- ние тем- пы роста насе- ления % % Доля город- ского насе- ления % % Темпы урба- низа- ции % Количество городов с численностью населения
>500 тыс. чел. от 500 тыс. чел. до 1 млн. чел. от 1 до 5 млн. чел. от 5 до 7 млн. чел. более 7 млн. чел.
                   
                   
Регион:                  

 

Задание 2. На основе сравнения данных таблиц 1.1, приложения 1 и карт атласа ответить на вопросы:

1) Какие страны региона имеют наиболее высокие темпы урбанизации и почему?

2) Назовите признаки проявления высоких темпов урбанизации в этих странах.

3) Какие страны региона имеют наиболее высокий уровень урбанизации и почему?

4) Назовите признаки проявления высокого уровня урбанизации в этих странах.

5) Сравните уровни и темпы урбанизации в регионе с соседними странами (регионами) мира в целом. Сделать выводы.

6) Привести по 2-3 примера наиболее крупных мегалополисов или городов региона, объяснить причины быстрого роста населения в них, назвать ведущие отрасли промышленности в городах.

Регионы мира для характеристики


1. Зарубежная Европа

2. Восточная и Юго-Восточная Азия

3. Северная Африка

4. Южная Африка

5. Восточная Африка

6. Юго-Западная Азия

7. Южная Азия

8. Центральная Азия

9. Южная Америка

10. Центральная Америка

11. Северная Америка

12. Страны Ближнего Зарубежья


Занятия № 3-4

Динамика и уровни урбанизации в регионах РФ

Цель: дать сравнительный анализ динамики и уровней урбанизации в РФ и её регионах

Вопросы для обсуждения:

1. Назвать причины, обуславливающие процесс урбанизации в России.

2. Каковы особенности процесса урбанизации в нашей стране?

3. Дать определение города и назвать основные критерии города.

4. Какие регионы РФ относятся к наиболее высокоурбанизованным и почему?

Задание 1. По данным приложений 2-5 и российского статистического ежегодника [10] составить таблицы 3.1 «Динамика урбанизации в регионах РФ» и 3.2 «Уровни урбанизации в экономических районах РФ».

Таблица 3.1

Динамика урбанизации в регионах РФ

№ п.п. Админи-стратив-ные обра- зования региона Годы
       
До-ля го- род. на-сел. Чис- ло го- ро- дов Чис- ло по- сел- ков гор. типа До- ля го-род. на-сел. Чис- ло го-ро- дов Чис- ло по- сел- ков гор. типа До- ля го-род. на-сел. Чис- ло го- ро- дов Чис- ло по- сел- ков гор. типа До- ля го-род. на-сел. Чис- ло го- ро- дов Чис- ло по- сел- ков гор. типа
                           
1. 2. 3. 4. 5. 6.                          
  По региону в целом                        

 

 

Таблица 3.2

Уровни урбанизации в ЭР[1] РФ

№ п. п. Админи- стратив- ные образ- ования региона Чис- лен- ность насе- ления, млн. чел. Город- ское насел., млн. чел. Доля Город- ского Насе- ления %% Число городов с населением
До 100 Тыс. Чел. От 100 До 500 тыс. чел. От 500 тыс. чел. До 1млн. чел. Более 1 млн. чело-век Число мегало-полисов
                   
                   
  По региону в целом                

 

Задание 2. На основе сравнения данных таблиц 3.1, 3.2 и карт атласов ответить на вопросы:

1) Какие административные образования региона характеризуются наиболее высокими темпами урбанизации (указать причины)?

2) Сравнить темпы урбанизации в регионе с соседними регионами и Россией в целом (сделать выводы).

3) Какие административные образования региона имеют самые высокие уровни урбанизации и почему?

4) Какие административные образования имеют самые низкие уровни урбанизации и почему?

5) Сравните административные образования региона по числу городов и поселков городского типа, объяснить причины различий.

Задание 3. Составить перечень наиболее крупных городов региона с населением свыше 100 тыс. чел., указать отрасли промышленности, развитые в этих городах, объяснить выявленную специализацию городов на определенных видах продукции.

Регионы РФ для характеристики (экономические районы)


1. Северный

2. Северо-Западный

3. Центральный

4. Центрально-Черноземный

5. Волго-Вятский

6. Поволжский

7. Северо-Кавказский

8. Уральский

9. Западно-Сибирский

10. Восточно-Сибирский

11. Дальневосточный


Занятия № 5-6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...