Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ психического состояния

Образ психического состояния – ОПС, может быть определен как совокупность перцептивных характеристик, отражающих формы структурированного сочетания: психологические, соматические, поведенческие и другие показатели субъекта, представленные в сознании, изоморфные переживаемому психическому состоянию.

Построение ОПС происходит в процессе переживания человеком данного состояния. Находясь в том или ином пс, он может интроспективно описать его направляя познавательную активность во внутренний мир и опираясь на свои внутренние переживания и происходящее с ним (психические процессы, поведение и т. д.)

Высшим уровнем субъективного отражения является осознанный образ состояния. В нем воедино слиты знания, переживания и отношения, то есть ОПС являясь результатом или самим отражением сознания внутренних условий, несет в себе информацию (знание о событии) вызывавшем данное состояние, переживание этого события (события внешнего и внутреннего мира), отношение между компонентами психического (психические процессы, поведение и т.д.)

Прохоров А. О. в своих работах раскрывает механизм формирования образа психического состояния. Внутренние ощущения и впечатления, вызванные событиями переживаемыми субъектом, проходя этап сличения с прошлым опытом превращаются в представления о пережитом состоянии далее через процесс осознания в его образ.

ОПС порождается условиями содержанием деятельности и одновременно внутренними ощущениями и самооценкой. Подобно тому, как возникает и закрепляется предметный образ в процессе восприятия, образ психического состояния формируется и закрепляется во время переживаний индивидом данных состояний, то есть интенсивность, яркость образа определяется переживанием, а с помощью рефлексии устанавливаются границы образа, его соответствие переживаемому состоянию.

Л. Г. Дикая пишет, что образ состояния является важнейшим психическим образованием обладающим сложной структурой, полифункциональностью, многомерностью, избирательностью и многочисленными связями с другими психологическими системами.

Прохоров раскрывает понятие образ психического состояния в контексте теории саморегуляции. В его модели регуляции психических состояний образ является одним из ведущих элементов, который он представляет в качестве образа актуального состояния, образа желаемого состояния, а также в качестве обратной связи. Чем более выражена способность человека актуализировать и интегрировать ощущения, представления и чувства в динамичные по своей структуре личностно-значимые образы состояния, тем более адекватно он строит управляющие комплексы воздействия. Им было обнаружено, что образные представления желаемого позитивного состояния повышает степень уверенности в себе, веру в успех, снижается уровень тоскливости, грусти напряженности. Благодаря образу актуального и желаемого состояния, осуществляется оценка, сличения актуального состояния с искомым, и в случае необходимости субъект корректирует применяемые способы и приемы саморегуляции. Также исследования показали, что образы психических состояний переживаемые в прошлом, отличаются усложнением структур во времени, устойчивостью связей, показателей, то есть структуры образов состояний прошлого являются более связанными и высокоорганизованными. Их устойчивость во времени позволяет адекватно строить образ актуального и желаемого состояния.

Отметим, что образ психического состояния предстает перед нами в трех аспектах, как образ актуального состояния переживаемого в актуальный момент, как образ пережитого состояния, то есть образ памяти, представления, который обогащается в процессе жизнедеятельности и как образ желаемого (искомого) состояния, в котором отражены мотивы и цели.

27.11.12

На уровне сознания любая саморегуляция регуляторный процесс характеризуется перестройкой семантических пространств использованием семантических оперантов перехода и актуализация личностных смыслов. Переход осуществляется с опорой на индивидуально-психологические свойства субъекта и при соответствующих изменениях мышления?) Существует специфика функционирования данных характеристик в условиях повторяющейся деятельности формируются функциональные комплексы (блоки), состоящие из состояний, образующихся в диапазоне текущего времени, а также с более сложной организацией механизма регуляции. Функциональные комплексы являются основанием этого уровня регуляции, обусловливая пролонгированную актуализацию заданных состояний, с определенными параметрами со стороны: знака, качества, интенсивности, длительности. Развертывание функционального комплекса состояний, а также его параметры и их изменения в нормальных и экстремальных ситуациях жизнедеятельности, определяется требованием социальным функционированием субъекта и спецификой профессиональной деятельности, а также индивидуально-личностными характеристиками. Актуализация механизма регуляции и длительное поддержание психических состояний с заданными «параметрами», связано с образованием более сложной функциональной структуры регуляции, а именно включение в состав структуры социально-психологических характеристик: соц. ролей, диспозиций, отношений.

Целостная функциональная структура регуляций, она включает в себя предыдущие уровни, и отношение между уровнями – это отношение включения, где качественные характеристики ниже лежащего уровня, включены как слои, компоненты вышестоящего уровня. Иерархическая система регуляции состояний обеспечивает адаптацию субъекта к соц. условиям функционирования и требования профессионально предметного характера деятельности. Целостная структура регуляций состояний характеризуется разной степенью устойчивости, осознанности, обусловлена спецификой жизнедеятельности и особенностями личностной организации, она связана с образом жизни субъекта, субъективными моделями мира, включающими в себя жизненные стратегии, ориентации, ценности, цели и отражает влияние последних. Ее проявление в сложившихся формах поведения и типичных системно-функциональных механизмах регуляции. Существует специфика функционирования составляющих регуляторных подсистемы этого уровня, обусловленной ситуациями жизнедеятельности субъекта (нормальными или экстремальными), а также особенностями МСГ и БСГ членом, которых он является.

(книга саморегуляция психических состояний в главе феноменология)

Другая системно-деятельностная концепция психической саморегуляции функционального состояния. По мнению Дикой, психическая саморегуляция состояний представляет собой специфический вид деятельности и является результатом взаимодействия двух систем: регуляторная система профессиональной деятельности и деятельность по саморегуляции.

Выделено (Дикой) 4 уровня саморегуляции. В основании которых находятся такие характеристики активности как: произвольность/непроизвольность, осознаваемость/неосознаваемость, целенаправленность

1 уровень. Непроизвольный и неосознаваемый. Ведущими является активационный компонент, за который ответственны механизмы неспецифической активации (связан с деятельностью ретикулярной формации). Элементы саморегуляции, которые субъекты используют на этом уровне, находят отражение в форме непроизвольной реакции (возбуждение-торможение). На этом уровне происходит непроизвольная, неосознаваемая и поэтому неконтролируемая человеком подстройка уровня активации к требованиям деятельности. Однако возможности такой регуляции очень ограничены по интенсивности и длительности. На этом этапе саморегуляция состояний, как бы вплетена в деятельность и является частью активационного компонента деятельности.

2 уровень. На следующем произвольном, но еще недостаточно осознаваемом уровне, саморегуляция состояния доминирует активационно-эмоциональный компонент, а способы саморегуляции, которые применяет субъект, можно соотнести с операциями в структуре деятельности, активизация этих способов возникает в усложненных условиях деятельности и в некомфортных состояниях, при монотонии, начальном утомлении или легкой напряженности. В этих состояниях субъект непроизвольно совершает мощные движения. Задерживает или понижает дыхание, у него учащается двигательная или речевая активность, наблюдается смена поз. В поведении могут проявляться неконтролируемые эмоциональные реакции, и тем самым он пытается поддерживать состояние активной бодрости, бдительности и готовности. Все эти способы совершаются автоматически и практически не отвлекает человека от основной деятельности.

3 уровень. Еще более усложняющийся в условиях деятельности и возрастаниях требований, точности, продуктивности существующее несоответствие между текущим и потребным состоянием начинает сознаваться человеком, он начинает оценивать свое состояние: степень утомления или напряженности. В этом случае состояние становится предметом его внимания и субъект осознанно принимает решения о целенаправленном преобразовании состояний, использует определенные способы саморегуляции, действие которых в основном направлено на когнитивно-эмоциональный компонент, поэтому такие способы как волевые усилия, самоконтроль, эмоциональная репродукция (вспоминания), аутотренинг, психофизические упражнения, в том числе элементы йоги, относятся уже к целенаправленным действиям по саморегуляции и каждый из этих способов представляет сложную функциональную систему.

4 уровень. Когда человек сознает, что не сможет выполнять деятельность заданным качеством и встает задача выбора между деятельностью по саморегуляции и выполнением проф. деятельности. Происходит изменение целевых установок, направленность сознания и человек начинает использовать такие способы воздействия как самовнушение, самоубеждение, самоприказ, самопрограммирование. В зависимости от преобладания мотивов и потребностей человек может предпочесть саморегуляцию, вместо выполнения деятельности.

Таблица (в тетради) компоненты и уровни саморегуляции функционального состояния

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...