Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпринимательский потенциал России. Основные проблемы.




В современной России развитие рыночных отношений способствует формированию эффективности предпринимательства, которое дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля этого сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточно.

Согласно данным Всемирного Банка по комфортности ведения бизнеса мы заняли 120-е место среди 183 стран мира. Несмотря на все попытки правительства улучшить условия для предпринимательства, открыть свой бизнес и сделать его прибыльным крайне сложно.

В 2009 году первый раз исследование проводилось и внутри России. Эксперты выяснили, где на Руси бизнесу жить хорошо, и результаты оказались удивительными.

Исследовании по России

Таблица 2

 

Общее место Создание компании Получение разрешений на строительство Регистрация собственности Международ ная торговля
1. Казань        
2. Тверь        
3. Петрозаводск        
4. Ростов-на-Дону        
5. Томск        
6. Иркутск        
7. Пермь        
8. Санкт-Петербург        
9. Воронеж        
10. Москва        

Исследование проводилось по четырем факторам и по каждому выставляли место от 1-го до 10-го


Рейтинг легкости ведения бизнеса в мире1

Таблица 3

 

Место Страна
  Сингапур
  Новая Зеландия
  Гонконг
  США
  Великобритания
...  
  Бангладеш
  Россия
  Коста-Рика
  Индонезия
...  
  Центральноафриканская Республика

При наличии федеральной законодательной базы в отдельных регионах создают местным предпринимателям такие невыносимые условия, которые отличаются по благотворительности ведения бизнеса в несколько раз.

Группа организаций Всемирного банка по запросу Минрегиона подготовила доклад «Ведение бизнеса в России — 2009», в котором сравнила нормы государственного регулирования предпринимательской деятельности в нескольких городах России. Основное внимание в исследовании было уделено регулированию на местном уровне, затрагивающему четыре стадии жизни обычного малого или среднего предприятия: создание компании, получение разрешений на строительство, регистрацию собственности и международную торговлю.

Результаты опроса предпринимателей показали, что нормы регулирования и фактическое правоприменение федерального законодательства местными

1 Комсомольская правда на 31 октября 2009 г.


властями резко различаются. В одних регионах они поддерживают бизнес, в других препятствуют развитию местного предпринимательства (см. табл. 1)

Упрощение процедуры создания новых компаний может стимулировать экономический рост и процесс привлечения инвестиций, а также сокращать размеры теневого сегмента экономики.

Неоднократно на самых различных уровнях поднимался вопрос о сложности регистрации новых предприятий, принимались решения об упро­щении этой процедуры и даже назывался конкретный срок — неделя. Но на практике ни в одном из городов, попавших в поле исследования, этот норматив не соблюдается.

Рейтинг регионов по благоприятности условий ведения бизнеса

Таблица 4

 

Регион
  Казань
  Тверь
  Петрозаводск
  Ростов-на-Дону
  Томск
  Иркутск
  Пермь
  Санкт-Петербург
  Воронеж
  Москва

Разница в условиях ведения бизнеса в регионах1

Таблица 5

 

Показатель Лучшая практика Худшая практика
Процедуры создания компании Москва(9 процедур) Воронеж (14 процедур)
Время создания компании Ростов-на-Дону (22 дня) Петрозаводск (37 дней)

Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г.


 

Стоимость создания компании Казань (3000 руб.) Москва (6200 руб.)
Процедуры получения разрешений на строительство Ростов-на-Дону (22 процедуры) Москва (54 процедуры)
Время получения разрешений на строительство Ростов-на-Дону (194 дня) Воронеж (1207 дней)
Стоимость получения разрешений на строительство Петрозаводск (270,3% от дохода на душу населения) Москва (2612,8% от дохода на душу населения)
Процедуры регистрации собственности Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону (5 процедур) Петрозаводск (7 процедур)
Время регистрации собственности Томск (47 дней) Санкт-Петербург (117 дней)
Стоимость регистрации собственности Казань (16 706 руб.) Ростов-на-Дону (40 360 руб.)
Затраты времени для экспортных операций Казань (24 дня) Москва (36 дней)
Затраты времени для импортных операций Воронеж (23 дня) Москва (36 дней)
Стоимость экспортных операций Петрозаводск (1050 долл. за контейнер) Москва (2150 долл. за контейнер)
Стоимость импортных операций Петрозаводск (933 долл. за контейнер) Москва (2150 долл. за контейнер)

Так в Петрозаводске срок регистрации бизнеса в пять с лишним раз превышает нормативный (37 дней), чуть меньше тратят на регистрацию граждане в Перми (36 дней). В Казани, которая считается одной из наиболее благоприятных для ведения бизнеса территорий, время регистрации занимает 35 дней. Самый лучший показатель в Ростове-на-Дону — 22 дня (табл. 7).

Дороже всего зарегистрировать новую фирму в Москве. Чтобы открыть новое дело, придется потратить почти три месячных дохода. Кстати, доход в столице — один из самых высоких в стране. В Петербурге регистрация стоит — 2,2 месячного дохода. Самой недорогой эта процедура оказалась в Казани -1,3 месячного дохода.

Грамотное регулирование строительной деятельности должно гарантировать стандарты безопасности и при этом обеспечивать прозрачный


и доступный процесс выдачи разрешений. Мировая практика показывает, что при таком подходе повышается хозяйственная активность в строительной от­расли, обеспечивается безопасность зданий и сооружений и сокращаются «неформальные» расходы.

Тем не менее в нашей стране особенно вопиющей является разница в условиях ведения строительного бизнеса, которая сильно влияет на стоимость жилой площади. Так, количество процедур, которые должны пройти девелоперские организации, чтобы получить разрешение на строительство в Москве, равняется 54 (табл. 8). В Воронеже пред­приниматели назвали меньшее число процедур (48). Зато каких! Более четырех лет тратят местные «строительные» бизнесмены на их преодоление. Даже в столице, чтобы пройти все круги бюрократического ада, девелоперские компании в среднем затрачивают около двух лет. Меньше все­го уходит времени на получение разрешительной документации у строительных организаций Ростова-на-Дону (194 дня).

По стоимости получения разрешений на строительство последнее место занимает Москва (2612,8% среднего дохода надушу населения). Самыми дешевыми бюрократические процедуры, связанные с разрешительной сис­темой в строительстве, считаются в Петрозаводске (270,3% месячного дохода граждан).

Еще одним бюрократическим барьером на пути предпринимателей зачастую становится процедура регистрации собственности, которая может на практике затруднить передачу имущества от одной компании к другой и препятствовать созданию новых предприятий.

Дольше всего регистрируют собственность чиновники Петербурга (117 дней). В Казани эти же процедуры занимают 80 дней, в Ростове-на-Дону — 61 день. Самыми шустрыми оказались госслужащие Томска — всего 47 дней. Так что разница в сроках регистрации составила почти три раза.

Практически такой же была разница в стоимости регистрации собственности в различных субъектах Федерации. В Ростове-на-Дону она


составляет 0,35% стоимости регистрируемого имущества. Дешевле всего зарегистрировать собственность в Казани — 0,15% от цены собственности.

Простые и эффективные правила внешней торговли, соблюдение которых легко обеспечить, важны для привлечения инвестиций и стимулирования внешнеторгового оборота. Обременительные условия приводят к задержкам в торговых операциях и подрыву конкурентоспособности страны на глобальных рынках.

Исследование, проведенное недавно ВБ в 26 странах, позволило установить, что потери от задержек в рамках экспортных операций составляют примерно 1% от объема торговли за каждый дополнительный день. А для скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов затраты со­ставляют почти-3% от товарооборота за каждый день задержки. Каждая дополнительная подпись, которую необходимо получить экспортеру, уменьшает объем торговли на 4,2%.

Условия ведения внешней торговли существенно отличаются в различных субъектах Федерации. Стоимость экспортных операций (в расчете на один контейнер) дороже всего в столице — 2150 долл. Здесь же самая высокая стоимость импортных операций —2150 долл. на один контейнер. Стоимость оформления одного контейнера при экспорте — 1050 долл., а при импорте и того меньше — 933 долл. (табл.6).

Дольше всего мучаются с бюрократической волокитой на таможне предприниматели в Москве (36 дней при экспорте и столько же при импорте). В Воронеже эти процедуры отнимают лишь 23 дня.

Основной источник задержек — время, необходимое для оформления аккредитива, что является отражением низкой эффективности банковской системы в России. На получение аккредитива уходит больше половины общего количества времени, затрачиваемого на оформление экспортных и импортных операций.


Время и величина затрат, связанных с внешней торговлей в регионах

Таблица 6

 

 

Регион Стоимость (в долларах в расчете на один контейнер) Время на оформление (в днях)
экспорта импорта экспорта импорта
Санкт-Петербург        
Петрозаводск        
Ростов-на-Дону        
Томск        
Тверь        
Иркутск        
Воронеж        
Пермь        
Казань        
Москва        

Кроме того, правила валютного контроля все еще требуют оформления «паспорта» импортной операции, который призван обеспечить репатриацию выручки в твердой валюте в Россию. Правила также предусматривают подтверждение, того, что платежи в твердой валюте за импортные товары, осуществляются за фактически полученные товары, стоимость которых определена надлежащим образом.

Наиболее благоприятным регионом для ведения бизнеса по совокупности показателей исследователи признали Казань, а неблагоприятным оказалась Москва, несмотря на многократные заявления руководства столицы о своей заботе о бизнесменах.

В целом разброс между размером различных показателей, ха­рактеризующих условия ведения бизнеса, колеблется от 30% по количеству

1 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г.


процедур регистрации собственности до пяти с лишним раз по времени получения разрешений На строительство. Такую существенную разницу в условиях работы предпринимателей можно снизить только за счет установле­ния жестких рамок на уровне федерального законодательства.1

Сравнение условий регистрации собственности и создания бизнеса2

Таблица 7

 

Регион Время регистрации собственности (в днях) Стоимость регистрации собственности (в % от стоимости имущества) Время, необходимое для создания компании (в днях) Стоимость создания компаний (в % от дохода на душу населения)
Воронеж   0,27   1,8
Иркутск   0.24   1,9
Казань-   0,15   1,3
Москва   0,2   2,7
Пермь   0,2   2,2
Петрозаводс 1С   0,18   2,1
Ростов-на-Дону   0,35   1,6
Санкт-Петербург   0 17   2,2
Тверь   0,16   2,1
Томск   0,24   2,2

1 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2004г.

2 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г.


Сравнение условий для получения разрешения на строительство1

Таблица 8

 

Регион Количество процедур для получения разрешения на строительство Время на получение разрешений и согласований в строительстве
Воронеж    
Иркутск    
Казань    
Москва    
Пермь    
Петрозаводс к    
Ростов-на-Дону    
Санкт-Петербург    
Тверь    
Томск    

Кроме выше перечисленных причин развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с другими многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

отечественного

неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

отсутствие положительного имиджа

предпринимателя;

нестабильность экономической ситуации в стране;

недобросовестность крупного бизнеса;


1 Экономика и жизнь №44 ноябрь 2009г.



доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;

правовая неграмотность самих предпринимателей;

отсутствие явного развития производства;

высокая планка единого социального налога (26%);

недостаточность кадрового потенциала;1

длительное оформление документации, особенно на землю. Не способствует развитию предпринимательства как федерального так и регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие созданию новых предприятий, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Рейтинг проблемных факторов для ведения бизнеса в России, % от числа

респондентов

Таблица 9

 

Коррупция 19,0  
Доступность к финансам 16,9  
Налоговое администрирование 11,6  
1 [реступность и воровство 9,0  
Инфляция 8,7  
Неэффективность государственного управления 8,2  
Уровень налоговой нагрузки 8,2  
Недостаточный уровень подготовки рабочей силы 4,1  
Недостаточная доступность инфраструктуры 3,6  
Валютное регулирование 2,9  
Невысокая трудовая этика 2,4  
Политическая нестабильность 1,7  
Ограничения трудового законодательства 1,4  
Нестабильность государственной власти 1,4  
Недостаточный уровень здравоохранения 0,9  

Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: 1991г. С.80 2 Экономика и жизнь №36 сентябрь 2004


Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.п.

Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за


деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно. *

Одним из путей решения данной проблемы может стать активное внедрение форм инновационного предпринимательства, не имеющего пока широкого развития в нашей стране.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

• поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их
оценке;

• поиске необходимых ресурсов;

• создании и управлении предприятием;

• получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым
результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта.2

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

• оперативное принятие управленческий решений, позволяющее
сократить длительность инновационного цикла;

• низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и
персональным контактам с ними;

• отсутствие бюрократических процедур в организации в виду
минимальной управленческой иерархии предприятий.3

Экономика инновационного типа - особый тип стратегической организации экономики, характеризуемый преимущественной ориентацией

1 http://www.nuru.ru/ek/general/009 2.ht m The future for new generation - студенческий информационный
портал. 13.12.08.

2 Шабуришвили М. В. статья «Содержание и формы инновационного предпринимательства»
http:/Av\v\v.crin.ru/bandurin/article/sbrnO4/13.shtml - Сайт «Корпоративный менеджмент». 13.12.08.

3 Шабуришвили М. В. статья «Содержание и формы инновационного предпринимательства»
http:/Av\v\v.crin.ru/bandurin/article/sbrnO4/13.shtml - Сайт «Корпоративный менеджмент». 13.12.08.


на создание, распространение и использование инноваций в предпринимательстве, а также наличием эффективных социальных и экономических механизмов постоянного воспроизводства инновационных возможностей, обеспечивающих поддержание устойчивого развития и высокие стандарты жизни населения.

В модели экономики инновационного типа используются следующие элементы: республиканская инновационная система; инновационная политика; инновационная сфера; инновационный потенциал; инновационная инфраструктура; инновационный комплекс; координационный совет; архитектоника экономики; критические технологии.

Таким образом, генеральная цель формирования модели - вовлечение в хозяйственный оборот 'научно-технического, инновационного и предпринимательского потенциала и создание на этой основе адаптируемой конкурентоспособной и высокоэффективной экономики, обеспечивающей устойчивость развития региона и высокие стандарты жизни населения на долговременную перспективу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...