Глоссарий к курсу «история и теория христианского искусства»
Акафист (позднегреч. akathistos - неседальный, от а - отрицательная приставка и греч. kathizo - сажусь; гимн, при слушании которого нельзя сидеть) - хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых или какого-либо праздника. Образцом для всех акафистов послужил древнейший из них — акафист Богородице, написанный в 6 или в 7 в. в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Божией Матери. Алтарь (лат. altaria, от altus - высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме — отдельные сооружения; в христианских храмах в алтаре размещается престол - возвышение для совершения главного христианского таинства - евхаристии. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. — иконостасом. Алтарь створчатый - икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих). Алтарная преграда - невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах. Амвон (греч. ambon - возвышение), в православных церквах возвышение перед алтарем, с которого произносятся проповеди, читается Евангелие. Ангел Великого Совета - одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9.6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира» — «И почил Бог в день седьмый...» и др.). Апсида (греч. hapsis - свод) - выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Аркбутан (франц. arc-boutant – упорная арка) - открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрфорсы храма. Ассист (лат. - присутствующий) - в иконописи лучи и блики, исполненные золотом или серебром, составляющие рисунок одежд, волос и т. п. Символизирует присутствие Божественного света. Базилика (греч. basilike - царский дом) - вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики - поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое. В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре; применялась также и в архитектуре Возрождения и барокко. Балюстрада (франц. balustrade) - невысокое ограждение лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков - балясин, соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Баптистерий (греч. baptisterion - купель) - крещальня, помещение для крещения в христианском храме. В западноевропейских странах часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом. Барабан -в архитектуре, опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная (обычно прорезанная окнами) верхняя часть здания, служащая основанием купола.
Вима (ср.-лат. vima, от греч. bema - шаг) - в христианском храме - возвышение в алтарной части. Иногда вимой называют ступени алтаря либо приподнятую часть поля в средокрестии храма. Витраж - картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance) - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.). Основные отличительные черты: светский характер, гуманистическое мировоззрение, взгляд на человека как высшее начало бытия обращение к античному культурному наследию, своего рода «возрождение» его. Наиболее полно отличительные особенности культуры эпохи проявились в искусстве Италии (различают: Проторенессанс - XIII-XIV вв.; Раннее Возрождение - XV век, Высокое Возрождение - конец XV- первая четверть XVI вв. и Позднее Возрождение - XVI в.) Крупнейшие мастера итальянского Возрождения: Ф. Брунеллески, Л. Гиберти, Донателло, Мазаччо, Филиппо Липпи, П. Уччелло, С. Боттичелли, Пьерро делла Франческа, А. Мантенья, Леонадро да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Тинторетто и др. Гиматий - верхняя мужская одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой. Гликофилуса (греч. - сладколобзающая) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем: Младенец сидит на руке Богоматери, прижимаясь щекой к ее щеке. В литературе известен под названием Елеусы (Умиления). С вероучительной точки зрения, Гликофилуса предуказывает на крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. Самое раннее изображение такого типа относится к 650 г. (фреска в церкви Санта Мария Антиква). К этому типу относятся такие широко почитаемые в России иконы, как Владимирская, Федоровская, Донская и др.
Готика, готический стиль (итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов) - художественный стиль, явившейся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Выделяют следующие периоды в развитии искусства готики: ранняя, зрелая (высокая) и поздняя ("пламенеющая") фазы. Готическое искусство - преимущественно культовое по назначению и религиозное по тематике. Характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом (собор в Реймсе, Франция, 1211-1311 гг.). В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символично-аллегорический строй сочетается с лирическими эмоциями; расширяется интерес к повседневной реальности, природе, богатству переживаний. Двунадесятые праздники - в богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим двунадесятым праздникам относятся: 1) Рождество Пресвятой Богородицы, 2) Воздвижение Креста Господня, 3) Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещение (Богоявление) Господне, 6) Сретение Господне, 7) Благовещение Пресвятой Богородицы, 8) Вход Господень в Иерусалим, 9) Вознесение Господне, 10) Троица (Пятидесятница), 11) Преображение Господне, 12) Успение Пресвятой Богородицы. К великим недвунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи. По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи. К подвижным двунадесятым праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница), к неподвижным — все остальные.
Деисус (греч. deesis - моление) - в средневековом, преимущественно восточно-европейском искусстве, композиция, включающая изображения Христа (посредине) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. (м.б. изображены также архангелы, апостолы, великомученики, библейские пророки). Дискос - золотое или серебряное богослужебное блюдо, на которое во время литургии кладется священный хлеб. Добрый Пастырь - символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св. Писании (Ис. 6.0.11; Ин. 10.11). Изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче — с заблудшей овцой за плечами (Лк. 15.3-7). Особое распространение получил во времена гонений на христианство, поскольку этот образ выражал идею особого покровительства избранным. Был ориентирован на аллегорический язык позднеантичного искусства. Со временем уступил место в иконографии историческому типу изображения Христа. Донатор (лат. donator - даритель) - в западно-европейском искусстве средневековья и Возрождения изображение заказчика, иногда строителя храма (часто с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи. Обычно изображался предстоящим перед Христом и Богоматерью или святыми. Донжон - главная башня средневекового замка. Елеуса (греч. - милостивая) - особый эпитет, присваивавшийся различным изображениям Богоматери. В Византии был больше известен как Гликофилуса. Елеус - («умиление») - одно из канонических изображений Богоматери (поясное изображение, Иисус прикасается к щеке Богоматери).
Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода. Звонница -надстроенное на стене храма или поставленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Зерцало - в византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом. Знамение - разновидность Оранты - каноническое поясное изображение Богоматери с воздетыми вверх руками. Извод - в средневековой иконографии одна из разновидностей установленного канона. Изограф - название иконописцев. Термин, особо часто встречающийся в литературных источниках XVII в. Икона (греч. eikon - изображение, образ) - сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание. Иконография (греч. eikon - изображение, образ и grapho – пишу) - в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен (преимущественно в средневековом искусстве с его символикой). Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления. Иконописный подлинник - особое средневековое руководство по иконописанию; собрание образцов, определявших все детали канонических изображений различных лиц и событий (вплоть до технических приемов письма). Иконописные подлинники подразделялись на толковые и лицевые (иллюстрированные). Иконостас (греч. eikon - изображение, образ и stasis - место стояния) - перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв. Иллюминирование (лат. illumino - освещаю, делаю ярким, украшаю) - раскрашивание вручную гравюр или рисунков, а также весь процесс выполнения цветных миниатюр и орнаментации в средневековых рукописных книгах. Исихазм (греч. - безмолвничество) - мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IX вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV в. основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали препп. Сергий Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники. Кампанила (ит. campanile)-в западноевропейской архитектуре средних веков и Возрождения отдельно стоящая четырехгранная или круглая многоярусная башня-колокольня. Канон (греч. - норма, правило) - 1. Совокупность правил, предопределяющих форму и содержание православного искусства (основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида). 2. Особый жанр богослужебных песнопений. 3. Постановление Вселенских соборов об основах вероучения и церковной жизни. 4. Совокупность канонических книг Ветхого (22) и Нового Заветов (27). Капелла (ит. capella - часовня) - в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, для хранения реликвий, размещения певчих и т. д. Находились в храмах (в боковых нефах или вокруг хора), а также в замках и дворцах. Строились также отдельно стоящие капеллы. Карнация (франц. carnation - телесный цвет от лат. caro - плоть) - живописные приемы, используемые при изображении лица и нагого тела человека. Кафедра (греч. kathedra - сидение, стул) - в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Богато украшались резьбой, статуями, рельефами. Киноварь - сернистая ртуть, краска ярко-красного цвета, применяемая в иконописи. Киот (греч. - ковчег) - деревянный украшенный шкафчик (часто створчатый) или остекленный ящик для икон. Клав (греч.) - нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды. По происхождению клав - знак различия римских граждан. В иконографии Спасителя клав — символ чистоты и совершенства человеческой природы Христа. Кроме того, клав трактуется как знак посланничества, признак особой мессианской роли Спасителя. Такую нашивную полосу можно увидеть и на иконах святых апостолов — провозвестников Слова Божия. Клейма - в иконописи небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, располагающиеся вокруг центрального изображения. Конха (греч. konche - раковина) - полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др.) зданий. Часто выполнялся в виде раковины. Контрфорс (франц. сontrforce – противодействующая сила)- вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию. В готической архитектуре контрфорсы, соединенные аркбутаном со стеной, принимают на себя и гасят боковой распор стрельчатого свода. Корабль - в архитектуре, то же, что неф. Кракелюр (франц. craquelure) - растрескивание грунта, красочного слоя или лака картины или иконы. Крестово-купольная система - архитектурная система (композиция), при которой к подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре цилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру (таким образом, купол оказывается над перекрестьем двух взаимно перпендикулярных осей храма). Сформировалась полностью уже к V веку; получила широчайшее распространение в византийской и древнерусской архитектуре начиная с IХ-ХI вв. Крипта (греч. krypte - крытый подземный ход, тайник) - в Древнем Риме - сводчатое подземное помещение, в западноевропейской средневековой архитектуре - часовня под алтарной частью храма для почетных погребений. Ктитор (греч. - строитель) - человек, предоставивший необходимые средства для сооружения храма или его ремонта, а также для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями (в том числе и для украшения храма росписями). Куколь (лат. cucullus - капюшон) - монашеский головной убор в виде остроконечного капюшона с краями, опускавшимися на плечи и спину. Куколь носят монахи третьего монашеского чина - схимники. Расшит изображениями крестов. Лавра (греч. laura) - название крупнейших мужских православных монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, в 1721-1917 — Синоду: Киево-Печерская (с 1598, Киев), Троице-Сергиева (с 1744, Сергиев Посад), Александро-Невская (с 1797, Санкт-Петербург) и Почаевско-Успенская (с 1833, м. Новый Почаев, ныне г. Почаев) лавры. Левкас (греч. - белый) - в иконописи название грунта, представляющего собой тертый мел, размещенный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску; после высыхания шлифуется. Лессировка - один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. Лещадки - в иконописи изображение горок. Литургия (греч. - общее делание) — основное христианское богослужение, центром которого является Евхаристия, освящение и причащение Святых Даров. Установлена в воспоминание о причащении апостолов, которое совершил Христос во время Тайной вечери. Лицевая рукопись - рукописи, украшенные миниатюрами. Локальный цвет -в живописи, основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и пр. Применение характерно для изобразительного искусства средневековья, Раннего Возрождения и классицизма.Мандорла (итал. mandorla - миндаль, миндалевидная форма), в христианском искусстве сияние славы (миндалевидной формы) вокруг фигуры Христа в сценах Воскресения или Страшного суда и Богоматери в Успении. Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика. Мафорий (греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери - одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 г. он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. На иконах Богоматерь изображается в мафории пурпурного (вишневого), реже - синего цвета. Мерило - в византийской и древнерусской иконописи один из атрибутов архангела - тонкий посох в его руке, который является знаком посланничества. Милоть - овчина, овечья шкура; в милоти изображаются обычно Иоанн Предтеча и пророк Илья. Мозаика (франц. mosaique) - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху. Мозаика – широко распространенная в средние века разновидность монументальной живописи. Наос - центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом. Нартекс (греч. narthex) - притвор в западной части христианского храма, пристройка, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделяется от центральной части храма - наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов. Нартекс первоначально предназначался для оглашенных, готовящихся принять христианство, в дальнейшем — входной зал. Неопалимая Купина - 1. Горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хорив (Исх. 3.2). 2. Важнейший ветхозаветный прообраз Богоматери, непорочно зачавшей и родившей Сына Божия Иисуса Христа (этот эпитет появляется в Акафисте). 3. Наименование чудотворной иконы Богоматери, составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. В центре иконы располагается изображение Богоматери с Младенцем (тип «Одигитрия»), которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: гору из пророчества Даниила, лестницу Иакова, врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, Лествица Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы - служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы - их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них - ангелы и архангелы как олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений. В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах. Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI в. Память 4(17) сентября. Нервюра (лат. nervus - жила, сухожилие) - ребро дугообразной формы в готических сводах. Образует каркас, облегчающий кладку свода.Нерушимая Стена - особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты (например, Богоматерь в конце апсиды Софии Киевской); заимствован из Акафиста Богоматери («Радуйся, царствия нерушимая стено» - икос 12). Неф (франц. nef, от лат. navis - корабль) - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов. Нидерландское искусство – единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо-восточной Франции), входившей в конце XIV-XV вв. в состав Бургундии, а с 1477 года до конца XVI века - в состав империи Габсбургов. Здесь сложился один из важнейших очагов искусства Северного Возрождения. Нидерландская школа живописи в XV веке стала одной из ведущих в Европе. Основоположником искусства Возрождения в Северной Европе считают Яна ван Эйка, одного из создателей масляной живописи. В произведениях Р. Кампена библейские сцены были впервые трактованы как эпизоды бюргерского быта. Возвышенная гармония, любование бесконечным многообразием бытия, интимно-лирический характер присущ живописи Х. Мемлинга и Г. Давида. На рубеже XV-XVI вв. Иероним Босх, обратившийся к наследию средневековой народной культуры, создал символико-аллегорические композиции с социально-морализующим сатирическим подтекстом. В XVI веке в изобразительном искусстве под влиянием гуманистических идей развивались светские жанры - портрет, в том числе групповой, пейзаж и бытовой жанр. Крупнейший нидерландский мастер Питер Брейгель Старший опирался на национальные и народные художественные традиции.Нимб (лат. nimbus - облако) - условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности начиная с эпохи эллинизма; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный, восьмиугольный) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. н. «крестчатый нимб») — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа. Одигитрия (греч. - путеводительница) - один из самых распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем; Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже - книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Существуют различные предположения относительно происхождения этого типа изображения Богоматери, безусловно, являющегося одним из древнейших (хотя само наименование «Одигитрия» появляется в источниках не ранее IX века). По преданию, самая первая икона Одигитрии была исполнена евангелистом Лукой, привезена из Святой Земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам — в храме монастыря Одигон, отчего, вероятно, и происходит ее название). На основании этого предания ряд исследователей полагает, что тип Одигитрии сформировался на христианском Востоке и уже оттуда был занесен в Византию. По другим предположениям, изображение Богоматери Одигитрии выделилось из композиции «Поклонение волхвов», широко распространенной в раннехристианском искусстве. В пользу этого предположения свидетельствует не только типологическая близость, но и сходный смысл обоих изображений. По всей вероятности, самые ранние изображения представляли Богоматерь в рост, стоящей или сидящей, однако впоследствии предпочтение отдавалось поясным спискам. Икона Богоматери Одигитрии пользовалась чрезвычайным почитанием в Византии; списки с нее получили широкое распространение на Руси с самого начала ее христианизации. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Смоленская, Иерусалимская (Грузинская), Тихвинская, Иверская. Оклад - украшение лицевой поверхности иконы или переплета Евангелия. Омофор (греч. - наплечник) - знак архиерейского (епископского) сана; длинная полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд. Омофор обозначает заблудшую овцу (т. е. заблудший род человеческий), а облаченный в него епископ изображает собой Христа-Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного (Лк. 14.4-7). Орант (лат. - молящий, взывающий) - персонаж, представленный в молитвенной позе с воздетыми вверх руками. Оранта (лат. - молящаяся) - один из типов изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы (ср. молитву Моисея во время битвы израильтян с амаликитянами (Исх. 17.8-16). После сложения системы росписи православного храма (начиная с IX века) Богоматерь Оранта изображается, как правило, в верхнем регистре росписей алтарной абсиды. В контексте храмовой росписи тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с «миром дольним» — у нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм - отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви (например, в композиции «Вознесение»). Наиболее часто этот образ используется в монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. Оранта имеет две разновидности - Панагия и Знамение. Охра - в иконописи земляная краска; цвет от желтого до краснокоричневого - в зависимости от металла, окисел которого входит в состав земли. Панагия (греч. - всесвятая) - 1. Часть просфоры, изъятой на проскомидии в честь Богоматери; полагается вместе с другими частицами на дискос и освящается на литургии. 2. Нагрудный знак архиереев и архимандритов - небольшая иконка (круглая, овальная, ромбовидная и т. д.), на одной стороне которой изображается, как правило, Спас или Троица, а на другой Богоматерь с Младенцем. 3. Особый эпитет, который присваивается, как правило, изображениям Богоматери Знамение (иногда - Великая Панагия); раскрывает дополнительный смысл, присущий изображению Спаса Эммануила в медальоне - символическому прообразу пасхального агнца (т. н. артоса - круглой пасхальной просфоры). Панагия - разновидность Оранты - изображение Богоматери в полный рост с воздетыми вверх руками. Паникадило (греч. - многосвечие) - в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад. Пантократор (греч. - вседержитель) - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его в виде Небесного Царя и Судии, — Христос восседает на троне, благословляя правой рукой, а левой держит свиток или книгу. Получает широкое распространение начиная с IV-VI веков в связи с проникновением в христианское искусство элементов позднеантичной иконографии (прежде всего, иконографии императора). В более позднее время, наряду с изображением в рост, становится широко известен поясной тип Пантократора, различающийся лишь в деталях: положение книги или свитка, жест благословляющей руки и т. п. Паперть - помещение перед входом в церковь, имеющее вид небольшой галереи. Необходимый атрибут приходского храма в русской каменной и деревянной архитектуре. Парсуна (лат. persona - личность, лицо) - условное наименование произведений русской портретной живописи XVII века. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи (Портрет царя Фёдора Ивановича, 1-я половина XVII века). Во 2-й половине XVII века развитие парсуны шло по 2 направлениям - еще большее усиление иконописного начала (черты реального персонажа как бы растворялись в идеальной схеме лика его святого покровителя) и не без влияния работавших в России иностранных художников, Украины, Литвы, постепенно усваивали приемы западноевропейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объемности форм. Во 2-й половине XVII века парсуны иногда писали на холсте масляными красками, порой с натуры. Как правило, парсуны создавались живописцами Оружейной палаты - С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др. Термин парсуна распространяется на аналогичные явления в живописи Украины и Белоруссии (Портрет Константина Острогского, 1-я половина XVII века). Пинакль - декоративные башенки, столбики на контрфорсах (реже на других архитектурных частях) позднероманских и готических церквей. Плавь - жидкое письмо, тонкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Доличное проплавляется обычно один-два раза, личное (лик, обнаженные части тела) пишутся несколькими плавями. Позем - в иконописи часть фона, полоса в нижней части иконы, обычно коричневого или зеленого цвета - условное обозначение земли. Портал (нем. Portal, от лат. porta - вход, ворота) - архитектурно оформленный вход в здание. Потир (греч. poter) - литургический сосуд для освящения вина и принятия причастия - чаша на высокой ножке, часто из драгоценных металлов или поделочных камней. Престол - четырехугольный стол, накрытый особыми покрывалами, который располагается в середине алтаря православного храма. На престоле помещается антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов и дарохранительница; на престоле совершается освещение Св. Даров. Поскольку Св. Дары символизируют собой Тело Христово, престол обозначает собой одновременно гроб Господень и, с другой стороны, место пребывания Бога в раю. Придел - в православном храме небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений. Притвор - то же, что нартекс. Пробела - в иконописи высветление отдельных частей изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Символизируют присутствие Божественного света. Реликварий - вместилище для хранения реликвий, характерное для христианского культа. Были распространены в Западной Европе и в меньшей степени - в Византии и Древней Руси. Реликварии имеют различный вид: начиная с маленьких сосудиков и кончая крупными ларями. Создаются из благородных металлов, слоновой кости, дерева, украшаются драгоценными камнями, изображениями и орнаментами, исполненными в технике литья или резьбы. Риза - 1) парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное облачение священнослужителей. 2) Металлический оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа. Роза - круглое окно в романских и готических постройках XII-XV вв. с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка. Розами называли также аналогичный декоративный мотив, венчающий стрельчатые окна готических зданий. Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также в некоторых странах Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест и в XIII веке), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин был введен в начале XIX века. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; в конце XI века появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и зрительно господствовали над округой (например, церковь Нотр-Дам в Пуатье во Франции, грандиозные соборы XI-XIII вв. в Шпайере, Майнце, Вормсе, церковь монастыря Мария Лах в Германии, 1093-1156 гг.). Романские постройки гармонировали с природным окружением, их комп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|