Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Октябристы, народники, эсеры, меньшевики, анархисты, большевики.

РОССИЯ В 1894-1918 ГГ.

ЧАСТЬ А

А1. Какое из событий произошло раньше других?

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) третьеиюньский переворот

4) начало русско-японской войны.

А2. Какое из названных понятий относится к периоду Первой мировой войны?

1) Коминтерн

2) «план Маршалла»

3) «Прогрессивный блок»

4) «Холодная война»

А3. Прочтите отрывок из постановления СНК (1917 г.) о создании чрезвычайного органа революционной власти и определите, кто из большевистских деятелей его возглавил.

«Задачи комиссии: 1) пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажнические попытки и действия по всей России, со стороны кого бы то ни исходили, 2) предание суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними...»

1) Ф.Э. Дзержинский

2) Л.Б. Каменев

3) Н.И. Бухарин

4) Г.Е. Зиновьев.

А4. Первая Конституция РСФСР была принята в

1) 1916 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1924 г.

А5. Прочтите отрывок из телеграммы, адресованной Николаю II, и укажите год, к которому относятся описанные события.

«Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок. На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом. Повелите немедленно призвать новую

власть… Прикажите вновь созвать законодательные палаты… Государь, не медлите. Если революционное движение перебросится в армию, победят немцы, и гибель России, а с ней и династии будет неминуема. От имени всей России прошу Ваше Величество об исполнении изложенного. Завтра может быть уже поздно.

Председатель Государственной думы Родзянко».

1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

А6. Общей чертой либерального и социалистического направлений в общественном движении России в начале XX века было требование

1) национализации промышленности

2) введения политических прав и свобод

3) установления однопартийной диктатуры

4) сохранение частной собственности на землю

А7. Прочтите отрывок из исторического текста о событиях августа 1917 г. и укажите, кто выступил с этим заявлением.

«Великая родина умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто, (…) заявляю, что Временное правительство (…) убивает армию и потрясает страну изнутри (…) Я (…) заявляю (…) что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ – путем победы над врагом – до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.»

1) П.А. Столыпин

2) П.Н. Милюков

3) Л.Г. Корнилов

4) А.В. Колчак

А8. Как называлось Советское правительство, созданное большевиками в 1917 г.?

1) Съезд Советов

2) Всероссийская Чрезвычайная комиссия

3) Учредительное собрание

4) Совет Народных Комиссаров

А9. В каком году начала работу I Государственная дума?

1) 1905 г. 2) 1906 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

А10. «Социализация земли» – это понятие было включено в аграрную программу

1) социалистов-революционеров

2) социал-демократов

3) октябристов

4) кадетов

А11. Одним из результатов июльского кризиса Временного правительства было

1) формирование однопартийного правительства

2) закрытие социалистических газет

3) запрещение деятельности большевистской партии

4) определение сроков выборов в Учредительное собрание

А12. Прочтите фрагмент из заявления партии кадетов и укажите событие, в связи с которым оно было сделано.

«Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг – сохранить родину единой и неделимой (…) Отклоним же внутренние споры, не дадим ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия (…)»

1) русско-японская война

2) первая российская революция

3) Первая мировая война

4) Февральская революция

А13. Укажите даты, обозначающие период деятельности I–IV Государственных дум в России.

1) 1894–1914 гг.

2) 1904–1907 гг.

3) 1906–1917 гг.

4) 1914- 1917 гг.

А14. Прочитайте фрагмент описания военным историком одной из битв Первой мировой войны. Укажите название битвы, о которой идет речь.

«Получив 4 сентября два корпуса с Западного фронта, Гинденбург перегруппировал 8-ю армию, прикрывшись на Наревском направлении полутора дивизиями и развернув фронтом на восток от Ортельсбурга до Мельзака семь корпусов и две кавдивизии (215 батальонов, 104 эскадрона, 1080 орудий). Им противостояли русские пять корпусов и пять кавдивизий (228 батальонов, 173 эскадрона и 900 орудий). Планируя обойти 1-ю армию на южном фланге, прижать ее к Нижнему

Неману и уничтожить, Людендорф направил три корпуса и две кавдивизии через озёрные дефиле-Летцен против русского левого фланга, а четыре корпуса – севернее озёр.

В свою очередь, Ренненкампф сосредоточил главные силы на севере напротив Кенигсберга, прикрыв Летцен одной дивизией. На Нареве Ставка переформировала 2-ю армию. Юго-восточнее Мазурских озёр в полосе между 2-й и 1-й армиями была сформирована 10-я армия».

1) Брусиловский прорыв

2) Битва на Марне

3) Восточно-Прусская операция

4) Сарыкамышская операция

А15. Для экономического развития России в начале XX века было характерно

1) монополизация промышленности

2) начало промышленного переворота

3) начало железнодорожного строительства

4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

А16. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А. Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А17. Комбеды летом 1918 г. создавались для того, чтобы

1) провести в жизнь решение о ликвидации помещичьего землевладения

2) обеспечить переход от продразверстки к продналогу

3) преодолеть раскол между середняками и бедняками

4) установить режим продовольственной диктатуры в деревне

А18. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Министром финансов стал… железнодорожный деятель… При нем была проведена денежная реформа, введена винная монополия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успехом продолжал модернизацию промышленности, начатую его предшественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»

1) А.Х. Бенкендорф

2) А.Ф. Керенский

3) М.М. Сперанский

4) С.Ю. Витте

А19. Что из названного относится к последствиям Брестского мира для России?

1) значительные территориальные потери

2) длительная мирная передышка

3) преодоление угрозы Гражданской войны

4) восстановление торговых отношений с Великобританией и Францией

А20. Прочтите отрывок из воспоминаний русского дипломата Георгия Михайловского и определите, к какому году они относятся.

«Мне особенно врезался в память один разговор… с моим старым знакомым… гвардейским полковником Мезенцовым… Он говорил, что нельзя требовать от страны величайшего напряжения в этой войне и в то же время продолжать "политику реакционных дрязг", что авторитет Государственной думы очень силен в армии, но что нельзя

на этом останавливаться, после войны-де необходимы "настоящая конституция" и "настоящая свобода", что германофильство высшей придворной бюрократии и самого двора делает невозможной победу, что надо искоренять измену "начиная сверху", что "государь – обреченный человек" и что ему "все равно войны не выиграть, так как он никому не верит и ему никто не верит". В особенности же боялся Мезенцов (да и все, кого я встречал из военных) смещения Николая Николаевича и главного командования государя».

1) 1904 г. 2) 1911 г. 3) 1915 г. 4) 1918г.

А21. Что было одной из причин кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.?

1) отказ союзников по Антанте признать новое правительство России

2) стремление Временного правительства продолжать войну

3) отказ включить в состав правительства представителей кадетской партии

4) массовые выступления монархистов

 

ЧАСТЬ В

В1. Установите соответствие между историческими деятелями начала XX в. и их позициями в вопросе о политическом устройстве России. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НАЧАЛА XX В. ПОЗИЦИИ
А) А.И. Гучков 1) немедленная ликвидация всякой государственной власти
Б) П.Н. Милюков 2) установление в России парламентской монархии английского типа
В) В.И. Ленин 3) сохранение за царем всей полноты исполнительной власти при разделении законодательных полномочий с Государственной Думой
Г) К.П. Победоносцев 4) свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата
  5) сохранение самодержавия в неприкосновенности

В2. Расположите события Первой российской революции 1905–1907 гг. в хронологической последовательности.

А) открытие заседаний I Государственной Думы

Б) вооруженное восстание в Москве

В) третьеиюньский переворот

Г) «Кровавое воскресенье»

В3. Установите соответствие между именами деятелей культуры XIX – начала ХХ вв. и сферами их творчества.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА ДЕЯТЕЛЕЙ СФЕРА ТВОРЧЕСТВА
А) Ф.И. Шаляпин 1) художник
Б) О.И. Бове 2) композитор
В) К.С. Малевич 3) оперный певец
Г) П.И. Чайковский 4) архитектор
  5) литературный критик

В4. Кто из названных лиц принадлежал к деятелям культуры «серебряного века» русской культуры? Укажите три верные фамилии из шести предложенных.

1) П.А. Федотов

2) К.С. Малевич

3) И.Е. Репин

4) М.А. Врубель

5) А.А. Блок

6) К.П. Брюллов

В5. Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ГОДЫ
А) указ о свободном выходе крестьян из общины 1) 1905 г.
Б) манифест о законосовещательной Государственной думе 2) 1906 г.
В) манифест о начале войны с Германией 3) 1907 г.
Г) манифест о роспуске II Государственной думы 4) 1911 г.
  5) 1914 г.

В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«После издания царского Манифеста в основном завершилось партийное размежевание в либерально-оппозиционном лагере. Посчитав, что в России созданы необходимые предпосылки для движения по пути к конституционной монархии, правое крыло земско-городских съездов приступило к созданию собственной

политической партии, взяв в качестве ее названия дату издания царского манифеста».

В7. Какие три из перечисленных органов управления действовали в Российской империи в начале XX века?

1) Государственный Совет

2) Сенат

3) Верховный тайный совет

4) Консилия министров

5) Учредительное собрание

6) Государственная дума

В8. Какие три из перечисленных положений относятся к первым декретам, принятым советским правительством в октябре 1917 – феврале 1918 гг.?

1) об отделении церкви от государства

2) о коллективизации сельского хозяйства

3) о всеобщей воинской повинности

4) о национализации банков

5) об отмене частной собственности на землю

6) о введении продовольственного налога

В9. Прочтите отрывок текста и напишите фамилию священника, о котором идет речь.

«Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120000 человек. Во главе союза какой-то священник».

В10. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите название собрания, о котором в нем говорится.

«Выборы в... собрание, как и было обещано большевиками, прошли в середине ноября. Никаких особых эксцессов в связи с этим не наблюдалось. Дело в том, что и большевики, верящие в силу своих декретов, рассчитывали на значительный успех. Они считали, что очень значительные крестьянские массы пойдут и за левыми эсерами. Этим надеждам не суждено было оправдаться».

В11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Партии начала ХХ в. Лидеры Положения программы
----------------- (А) ---------------------- (Б) Социализация земли
----------------- (В) П.Н. Милюков Зависимость исполнительной власти от законодательной
октябристы ---------------------- (Г) ---------------------- (Д)
------------------ (Е) В.И. Ленин Национализация всех помещичьих земель

Пропущенные элементы:

1) кадеты

2) эсеры

3) большевики

4) В.М. Пуришкевич

5) А.И. Гучков

6) В.М. Чернов

7) А.И. Дубровин

8) сохранение всей полноты исполнительной власти в руках монарха

9) право наций на самоопределение, вплоть до отделения

В12. Ниже приведен перечень названий партий и общественных течений XIX - начала ХХ в. Все они, за исключением одной (одного) относились к социалистическому направлению общественной мысли.

Октябристы, народники, эсеры, меньшевики, анархисты, большевики.

Найдите и запишите название партии (общественного движения), представители которой (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.

ЧАСТЬ С

К заданиям С1-С3

№86. Из записки «О необходимости проведения попечительской политики в отношении рабочих», направленной в Департамент полиции офицером жандармского корпуса.

«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах [интересах]....Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют...

Везде и все партии проделывали тонкую эксплуатацию рабочих, в результате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются поколебать как оппозиционные, так и революционные пропагандисты. Необходимо питать эту веру фактами попечительности — и тогда... всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся)... значит, мораль такая: 1)... [политических агитаторов] на почве нужды и бедности [масс] надо изолировать и, 2) борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путем своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований [большего они и не просят]. Но обязательно это должно делаться правительством, и притом неустанно, без задержки....При нынешнем положении девизом внутренней политики должно быть: «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остается «разделяй и властвуй»... Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и [пропагандистов] и располагая к себе рабочих и крестьян».

С1. Укажите фамилию автора записки. Определите время, когда реализовывался курс, предложенный автором записки. Укажите название этого курса.

С2. Используя текст документа и свое знание курса истории, объясните, какими методами предполагалось «поддерживать равновесие среди классов». Укажите не менее трѐх методов.

С3. Чьи интересы автор документа предлагает правительству защищать? Какие меры для этого он предлагает? Укажите не менее двух таких мер.

 

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале 1917 г. в Петрограде начались революционные беспорядки. Император стоял во главе армии и рассчитывал, что сможет удержать ситуацию под контролем. Но 2 марта он подписал

акт об отречении.

Приведите не менее трех причин, которые могли служить основанием для отказа Николая II от борьбы. Укажите одно основное последствие для русской армии событий февраля – марта 1917 г.

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в 1917 г.:

1. Большевики пришли к власти в России только благодаря лозунгу «Долой войну!».

2. Большевики пришли к власти, потому что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своей лучшей организованности.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

С6. Ниже назван исторический деятель.

П.А.Столыпин

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

 

Ответы

№86

С1. Ответ:

Может быть указано, что

1) автор — С.В. Зубатов;

2) начало XX в. (1901 -1903 гг.);

3) курс — полицейский («зубатовский») социализм («зубатовщина»).

С2. Ответ:

Могут быть указаны следующие методы:

1) улучшение быта рабочих;

2) улучшение образования рабочих;

3) повышение заработной платы;

4) проведение политики «разделяй и властвуй»;

5) проведение политики «кнута и пряника»;

6) нейтрализация революционных организаций.

С3. Ответ:

Может быть указано, что

1) автор предлагает защищать интересы рабочего класса;

2) меры:

а) питать веру «массы» — народа в самодержавие (правительство) фактами попечительности;

б) правительственное улучшение положения рабочих, на почве их мелких нужд и требований.

 

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале 1917 г. в Петрограде начались революционные беспорядки. Император стоял во главе армии и рассчитывал, что сможет удержать ситуацию под контролем. Но 2 марта он подписал

акт об отречении.

Приведите не менее трех причин, которые могли служить основанием для отказа Николая II от борьбы. Укажите одно основное последствие для русской армии событий февраля – марта 1917 г.

Названы причины отречения от престола:

– гарнизон Петрограда перешел на сторону восставших;

– Николай II не пользовался популярностью в армии и не мог полностью рассчитывать на ее поддержку;

– Николая II не захотел снимать с фронта части для подавления революционных выступлений;

– опасения Николая за судьбу семьи, находившейся в Петрограде.

Могут быть названы последствия для армии:

– развал армии, снижение ее боеспособности;

– политизация в армии под влиянием революционных идей.

Содержание критерия Баллы

Названы 3 причины и 1 последствие. 4

Названы 2 причины и 1 последствие (или 3 причины последствие не

названо). 3

Названы 1 причина и 1 последствие (или названы 2 причины,

последствие не названо). 2

Назван 1 любой элемент ответа. 1

Все элементы названы неверно. 0

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в 1917 г.:

1. Большевики пришли к власти в России только благодаря лозунгу «Долой войну!».

2. Большевики пришли к власти, потому что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своей лучшей организованности.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

Первая точка зрения:

- в октябре 1917 г. большевиков поддержали солдаты и матросы, не желавшие идти на фронт;

- продолжавшаяся война вела к ухудшению положения населения, готового поддержать любую партию, выступившую против войны;

- именно продолжение войны не позволило приступить Временному правительству к решению аграрного и рабочего вопросов, что подорвало его авторитет.

Вторая точка зрения:

- в партии большевиков была железная дисциплина, что обеспечивало лучшую организованность в условиях революции;

- все лозунги большевиков были понятны и близки малообразованному населению, так как обещали простое решение сложных проблем (аграрного вопроса и т.д.);

- значительная часть населения страны поддерживала социалистические лозунги;

- большевики были единственной крупной партией, обещавшей немедленный переход к преобразованиям.

Могут быть приведены другие формулировки.

Максимальный балл 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...