Сравнение животного и человека
Итак, в процессе антропогенеза сформировался новый человеческий генотип. Благодаря чему человек стал автономным существом. Животные бессознательны, ими руководят инстинкты. Общественному сознанию присущи существенные особенности: 1) общественное сознание является системной, характеризуется взаимосвязанностью; 2) оно основано на общественном опыте, поскольку труд уже по своему происхождению является совместной, коллективной деятельностью; и организацией; 3) осуществляется в символической форме (появляются язык, культура и т. п.). Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования его организма. Структура организма детерминирует потребности животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет уже будучи наделенным определенным набором биологических и генетических свойств, инстинктов и т. п., которые обеспечивают его приспособленность к условиям обитания и в конечном итоге саму жизнь и существование. Все люди, живущие на Земле последние 35-40 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду homo sapiens (человек разумный). Поведение людей очень напоминает поведение сообществ высокоорганизованных животных, каковыми являются человекообразные обезьяны. Но все же оно различно, поскольку человек создает новую среду обитания, преобразует ее в соответствии со своими потребностями [4]. Главными средствами передачи программы, определяющей поведение людей, является язык, речь, показ и пример. Место «генетических конструкций» занимают нормы, место наследственности – преемственность, сохраняемая и передаваемая посредством культуры. Культура – исходный отличительный признак сообщества людей разумных. Общество – это не просто совокупность индивидов. Объединения имеются и у животных. Однако они представляют собой либо стадо, где доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические биологические «сверхорганизмы» (типа муравейника), в которых отдельные организмы живут по принципу разделения функций и представляют собой некоторое биологическое целое [4].
Человек – существо биосоциальное, ему присущи как биологические так и социальные качества. Это предполагает выявление конкретных детерминант его природы, их анализ и взаимодействие. Биосоциальное бытие человека предстает в нескольких разномасштабных формах: в единичной форме личности, в особенных формах типов человека (половых, возрастных, исторических, этнических, социальных), наконец в общей родовой форме – человечестве в целом. Биологическое и социальное в человеке реализуется через его поведение, деятельность, культуру и др. Человек не только творит культуру, но и сам творим ею. Эта неоспоримая диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке и делает его самой сложной из всех существующих в мире живых систем [7]. Особенно важна роль общения между людьми. Современные исследования показывают, что высшим животным присуще образное мышление, о чем свидетельствует, например, способность обезьян к сложной орудийной деятельности, в том числе к изготовлению простейших орудий труда. Животные способны актуализировать образы предметов и воспроизводить их. В экспериментах с шимпанзе отчетливо видно, что последние используют протоязык (мимиознаки, кинезнаки, физиознаки). Есть сведения об элементах функционального употребления ими знаков. Они могут даже их комбинировать. Но даже высшие животные не могут перейти от коммуникации, построенной по принципу часть-целое, к коммуникации знак-значение. Язык антропоидов, усвоенный ими в экспериментах, не служит для познавательной деятельности, для регуляции собственного поведения и психических процессов. Его употребление носит эгоцентрический характер, в отличие от общественного использования языка человеком [7].
В материальном производстве человека воплощен процесс творчества, направленный на изготовление орудий и предметов труда с заданными свойствами. Эта деятельность немыслима вне общества. Поэтому человека как вид отличает его общественность. Только высокоорганизованные животные, наделенные общественными (генетическими) инстинктами аналогичные человеку, собравшиеся в общество (первобытное стадо) могут организоваться и поддерживать равновесие между его членами. Общество представляет собой самоподдерживающуюся биосоциальную систему. Ее функции во многом сходны с функциями других биологических систем: общество может расти, развиваться и поддерживать свое существование в изменяющихся условиях среды, восстанавливать разрушенные связи и устанавливать новые, обмениваться энергией и т.п. Более того, общество осуществляет свои функции, например рост, благодаря непрерывному процессу прибавления и убавления индивидов, который не изменяет численность популяции, как целого. Поэтому ее структура сохраняется как уникальная единица, в то время как ее части постепенно подвергаются изменениям. Эти функции общество выполняет благодаря уникальным приспособлениям к общественной жизни, связанные с существованием кооперативных отношений (отношений сотрудничества) между его членами. Оно выживает как целое, потому, что определенные виды работ выполняются определенными членами общества. Во многих отношениях общество напоминает единый общий механизм с совокупностью единичных элементов, каждый из которых имеет определенную программу и каждый должен ее выполнить, чтобы производительность была эффективной. Чтобы общество выжило как целое, необходимо развитие специальных приспособлений к общественнной жизни для решения двух основных проблем. Во-первых, обществу нужны приспособления, для преодоления недостатков (конфликтов, ссор), которые возникают при объединении животных в группы. Во-вторых, в число этих приспособлений должна входить система для координации деятельности членов общества. Последнее подразумевает существование системы связи членов группы друг с другом, так как без такой системы члены группы не смогут эффективно кооперировать друг с другом [9].
Как показали многие исследования сообществ высокоорганизованных животных, образование обществ дает множество благоприятных эффектов. В частности, происходит сближение животных разного пола, необходимое для совместного удовлетворения жизненных потребностей, возникает возможность социальной специализации. Соответствующие индивиды проявляют свои способности в качестве лидеров, вожаков, защитников группы и стражей в то время как другие могут специализироваться на добывании пищи, вскармливании и воспитании потомства. Думается, что в суммарном результате действие этих приспособлений должно приводить к более эффективному удовлетворению потребностей целой группы животных. Однако, следует отметить, что хотя образование общества и обеспечивает указанные преимущества, оно же приводит к некоторым неудобствам, выражающихся в близком контакте членов общества и как следствие возрастанием уровня конкуренции за пищевые ресурсы, и напряженности в обществе, увеличение конфликтов, ссор и др. В результате часть энергии, которую общество могло бы использовать на выживание, непроизводительно растрачивается. Вывод состоит в том, что пока у общества нет приспособлений к общественной жизни, часть ожидаемых преимуществ, связанных с объединением в общество, не реализуется, пока общество не найдет определенный компромисс в формах оптимальной организации общественной жизни [7]. Таким образом, делая вывод из данной главы, можно сказать, что как система общество в целом и человек в частности будет существовать в том виде, который предопределен ей природой, но качество и суть развития этой системы зависит от тенденций современности и уровня общественной организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|