Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока




Личностно-ориентированный подход, как современная ориентация в педагогической деятельности, стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогов осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Проанализировав уроки учителей начальных классов – победителей и лауреатов районных, городских и областных этапов конкурса «Учитель года», мы пришли к выводу что, работая по традиционной системе обучения можно и нужно использовать идеи, приемы и методы личностно-ориентированного подхода.

Особенности личностного подхода просматриваются на уроке в четырех аспектах: в организации самого урока; в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нем; в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности; в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Ниже, на примере урока учителя начальных классов МОУ «СОШ №5» Бутенко Е.Э., мы проанализируем каждый из названных аспектов (см. Приложение А).

 

Психолого-дидактические характеристики урока Технологические показатели Данный признак на уроке был выражен ярко Данный признак на уроке был выражен слабо Данный признак на уроке отсутствовал

Организационно-деятельный аспект урока

1.Ориентация на формирование деятельности (а не на подачу информации)

Постановка на уроке учебной задачи +    
Освоение на уроке учебных действий +    
Знакомство ученика с рациональными способами усвоения материала     +
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, результатов, контролю за процессом деятельности +    

2. Обеспечение развивающего потенциала урока

Использование сюжетно-ролевых игр     +
Постановка и организация проблемных вопросов и ситуаций +    
Преобладание на уроке учебных заданий творческого характера   +  
Использование диагностических заданий, ориентированных на изучение личностного развития учеников +    
Использование нетрадиционных форм урока     +

3. Реализация индивидуального подхода

Использование приёмов дифференциации     +
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы +    
Обеспечение вариантности     +
Создание ситуации успеха   +  

 

Создание условий для субъектной позиции учеников

1.Актуализация и обогащение субъектного опыта ученика

Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников

+

 

 

Создание ситуации нравственного выбора

+

 

 

Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательных задач

 

+

 

Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта

+

 

 

2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности

Организация исследовательской деятельности на уроке (поручение исследовательских заданий на дом)

+

 

 

Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос

 

+

 

Выявление мнения учащихся об уроке

+

 

 

Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы

 

+

 

Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе

 

+

 

Проявление личностно-ориентированной позиции педагога

1. Проявление ценностного отношения к личности учащихся

Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания каждого ученика

+

 

 

«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него

+

 

 

Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого ученика в урочной деятельности

 

 

+

 

2. Реализация учителем новых педагогических функций

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки)

+

 

 

Учитель как исследователь (исследовательская функция)

+

 

 

Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)

+

 

   
                 

 

Обеспечение личностных взаимоотношений между участниками учебного процесса

1. Организация партнерского общения в ходе учебного взаимодействия

Приоритет диалоговых форм общения     +
Организация сотрудничества учеников между собой   +  
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики +    

2. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя +    
Внимание к ученику и его проблемам     +
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися +    
Стимулирование положительных эмоций во время урока +    

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Это доказывает работа, которую мы провели по изучению того, как развивалась «личностная компонента» образования. Об этом мы рассказываем в первом разделе курсовой работы.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

- в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

- личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;

- в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

- необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Во втором разделе мы проанализировали урок учителя начальных классов Бутенко Е.Э. и пришли к выводу, что личностно-ориентированный подход в массовой школе, работающей в традиционной системе обучения не утопия, а реальность.

По нашему мнению, наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской являются:

- использование субъектного опыта ребенка;

- предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стиму- лирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

- накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

- обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Информационная база урока становится при этом подлинно развивающей. (Якиманская 1996)

Цель работы – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе – достигнута.

Задачи, поставленные в работе, решены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

Алексеев Н.А., Якиманская И.С., Газман О.С., Петровский В.А. м др. Новая профессия в педагогике // Учительская газета. 1994. № 17-18

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1989. 192 с.

Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.

Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.

Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.

Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Изд-воФакел, 1996. 512 с.

Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып.3. / Под ред. И.Г. Остроумова - Саратов

Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...