Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты исследования созависимости и ее проявления в семьях алкоголе-и наркозависимых




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗАВИСИМОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СЕМЬЯХ АЛКОГОЛЕ-И НАРКОЗАВИСИМЫХ

1.1 Понятие созависимости

1.2 Психологические особенности созависимых людей

1.3 Характеристика семей детей с химической зависимостью

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЗАВИСИМЫХ МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ИЛИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Описание результатов исследования

2.3 Анализ результатов исследования

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования обусловлена чрезвычайной остротой проблемы алкоголизации и наркотизации в нашей стране. Особой проблемой является формирование алкогольной и наркотической зависимости у детей и молодежи.

Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла алкоголизация и наркотизация детей и молодёжи. Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяют им оказывать необходимую психологическую и социальную поддержку зависимым.

Несмотря на то, что алкоголизм и наркомания как заболевания достаточно хорошо изучены в науке, большинство авторов уделяет внимание, в основном, медицинским последствиям употребления алкоголя и наркотиков и их воздействия на потребителя. Исследования, связанные с проблемой алкоголизма и наркозависимости, чаще всего концентрируются вокруг изучения личности зависимого и факторов, способствующих формированию аддикции (Н.И. Алешкин, С.В. Березин, Б.Г. Битенский., Ю.В. Валентик, С.А Кулаков, Н.С. Курек, А.В. Ларионов, К.С. Лисецкий, А.Е. Личко, В.В. Лозопой, Б.Г. Херсонский, О.В. Чересмин., Э.Г. Эйдемиллер и др.)

Сложившаяся в обществе ситуация требует принятия неотложных мер по ослаблению стрессогенного влияния среды на подростков и их родителей, т. к. существующие подходы к профилактике, психокоррекции, социально -психологической реабилитации психосоциальных расстройств мало удовлетворяют запросам практики. Недостаточно существует исследований, посвященных созависимости.

Изучением явления, названного термином «созависимость», психологи занялись сравнительно недавно. Проявления созависимости довольно разнообразны: размытость границ своего «Я», пониженная самооценка, повышенная тревожность, постоянное ожидание худшего, необходимость иметь хорошее мнение о себе у окружающих для обозначения своей ценности, постоянная забота о том, какое впечатление она и ее семья производят на окружающих, навязывание своей незаменимости; стремление всех и все контролировать, подавление проявлений своих чувств и переживаний, склонность судить других, лживость, когнитивная, эмоциональная, духовная ригидность.

Проблема зависимости затрагивает не только самих потребителей психоактивных веществ, но и их ближайшее окружение, в частности, дестабилизируется обстановка в семье. Присутствие в семье ребенка, злоупотребляющего алкоголем и наркотиками, увеличивает психологические, эмоциональные, физические, материальные нагрузки на её членов, особенно родителей, выступая в качестве постоянного источника стресса. Болезнь химической зависимостью нельзя считать только проблемой индивида, это проблема всех членов семьи. Члены семей, где есть зависимость от психоактивных веществ, страдают не меньше, чем сами больные с химической зависимостью и нуждаются в социальной и психологической поддержке.

Адаптация родителей к наркомании близких людей, а особенно детей, приводит к кардинальным изменениям во всех сферах личности, что отмечают большинство специалистов – практиков.

Данной проблемой занимались такие исследователи как С.А.Беличева, А.Г. Данилин., И.В. Данилина, Н.В. Дмитриева, И.Ж. Калашников, Ц.П. Короленко, С. А. Кулаков, Н. С. Курек, А.В. Ларионов, В.Д. Москаленко, М.И. Христофорова, В.Н. Черников, Л.М. Шипицына, М.Б. Яковлева, С.М. Яцышин, М. Битти, П. Кауфманн, Г. Клауд, Э. Ларсен, Э. Смит, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолди др.

Цель исследования: изучить личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью.

Объект исследования: созависимые матери, имеющие детей с алкогольной или наркотической зависимостью.

Предметом исследования являются личностные особенности созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью

Гипотеза исследования: существуют различия в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены и решались следующие задачи:

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психологических работ, посвященных данной проблеме;

2. Изучить личностные особенности матерей имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью

3. Изучить личностные особенности матерей имеющих здоровых детей;

4. Сопоставить результаты исследования и сформировать выводы относительно наличия личностных особенностей у созависимых матерей.

Методами исследования является анализ, синтез и обобщение литературы и тестирование.

Тестирование производилось с помощью следующих методик:

- Опросник для определения созависимости;

- Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант минесотского многомерного личностного перечня ММPI);

- Методика «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда;

- Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования.

Выборку для проведения исследования составили 40 женщин, 20 из которых имеют детей с алкогольной или наркотической зависимостью, 20 -имеют здоровых детей. Группа женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, была сформирована, на основании обращения и прохождения детей лечения в наркологическом диспансере и результатов диагностики выраженности созависимости.

Практическая значимость исследования состоит в изучении особенностей членов семьей зависимых для оптимизации психокоррекционного воздействия и лечения детей и молодежи, имеющих химическую зависимость.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЗАВИСИМОСТИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СЕМЬЯХ АЛКОГОЛЕ-И НАРКОЗАВИСИМЫХ

Понятие созависимости

Зависимость от психоактивных веществ как заболевание достаточно хорошо изучена в науке Большинство специалистов - исследователей и практиков - пришли к заключению, что зависимость от психоактивных веществ - это системная дисфункция, которая, так или иначе, затрагивает всех членов семьи зависимого индивида.

В настоящее время для описания состояния, развивающегося у членов семьи зависимого человека (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко используется термин «созависимость».

Термин «созависимость» появился в литературе в 1980-е годы.

Березин, С.В., Лисецкий, К.С. отмечают, что понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи («созависимых»), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапевтической практике с конца 70-х годов, он, тем не менее, продолжает оставаться «нечётким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным[4].

Анализ публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма показывает, что существует целый ряд определений феномена созависимости, однако ни одно из них нельзя считать исчерпывающим. В каждом из них делается акцент на каких-то определённых свойствах созависимости. мать алкогольный наркотический зависимость молодежь

Известный специалист в области помощи созависимым М. Битти, анализируя термин «созависимость», приводит несколько определений, данных авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами [6].

В частности, Р. Сабби называет созависимостью эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил - правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем [6].

Э. Ларсен определяет созависимость как выученный набор поведенческих форм и дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любовных взаимоотношениях [6].

М.Битти так определяет созависимость: «Независимый человек - это тот, кто позволил поведению другого сильно воздействовать на нее или него, и кто одержим попытками контролировать поведение того человека» [6, с.43].

В работе В.Д. Москаленко приведены определения созависимости ещё ряда авторов[29]:

Смоли: «Созависимость - это паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь болезненной. Это зависимость от людей и явлений внешнего мира, сопровождающаяся невниманием к себе до такой степени, что мало остаётся возможностей для самоидентификации» [29, с.24 ].

Уэкшайдер-Круз пишет о созависимость как о постоянной концентрация мысли на ком-то или на чём-то и зависимости от другого человека или объекта. Иногда эта зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на все другие взаимоотношения [29, с.24].

Чермак под созависимостью понимает нарушение личности, основанное на: необходимости контроля ситуации во избежание неблагоприятных последствий; невнимания к своим собственным нуждам; нарушении границ в области интимных и духовных взаимоотношений; слиянии всех интересов с дисфункциональным лицом. Другие проявления - отрицание, депрессия, вызванные стрессом соматические заболевания [29, с.25 ].

В.Д.Москаленко пишет, что созависимый человек - это тот человек, кто полностью поглощён тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей [29, с. 365].

Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева определяют созависимость как аддикцию отношений. По их мнению, «созависимые люди» используют отношения с другим человеком так же, как химические или нехимические аддикты используют аддиктивный агент [19].

Неопределенным продолжает оставаться не только понимание сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет. По этому поводу существует несколько точек зрения, иногда противоречащих друг другу:

-созависимость - это нормальная реакция на людей с нарушениями в поведении;

-созависимость - это хроническое прогрессирующее заболевание.

Можно полагать, что ответить на этот вопрос, является ли созависимость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детерминацией. И то, что на одном уровне может быть определено как болезнь, на другом уровне не является таковым.

Так, Г.Клауд (1999) исследовал созависимость как базовое явление, понимание которого необходимо для анализа эмоциональных и психологических расстройств. Созависимое состояние личности, как отмечает Г. Клауд, является фундаментальным явлением и лежит в основе невроза.

В психологическом словаре созависимость определена как защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимыми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п. [37]

Механизмом проявления созависимости, по мнению Э. Смит (1991), является следующая триада:

1) обсессивно - компульсивное влечение к предмету зависимости;,

2) отрицание как форма психологической защиты;

3) утрата контроля.

Как зависимость, так и созависимость представляют собой длительные страдания, приводящие к деформации духовной сферы. Э.Смит считает, что у созависимых эта деформация выражается в том, что они вместо любви питают к близким ненависть, теряют веру во всех, кроме себя, хотя своим здоровым импульсам тоже не доверяют, испытывая жгучее чувство ревности, зависти и безнадежности

Созависимость при этом выражается в поведении, направленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. [29].

Американские ученые (М. Битти, А. Мягер, Э. Смит и др.), много лет занимающиеся этой проблемой, пришли к выводу, что в первую очередь созависимостью страдают люди, у которых было так называемое "тяжелое" детство, люди из неблагополучных семей, где отсутствовал один из родителей или родители страдали алкоголизмом, где дети подвергались насилию, люди с детскими травмами, полученными не только в семье, но и в школе, на улице, от сверстников, учителей или других значимых взрослых. Сюда же входят жертвы сексуального, физического, эмоционального, сектантского насилия, самих химически зависимых от алкоголя, наркотиков, лекарственных средств и т. д.[47].

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...