по учебной дисциплине «Юридическая культурология»
Перечень вопросов к зачету 1. Юридическая культурология как особая сфера человеческого знания.
2. Юридическая культурология как учебная дисциплина. Ее соотношение с другими науками. Предмет юридической культурологи Являясь пограничной наукой между культурологией и юриспруденцией, юридическая культурология, рассматривается нами как прикладная наука и, в равной мере, принадлежит как культурологии, так и юриспруденции. Современное развитие науки характеризуется взаимопроникновением одних отраслей научных знаний в другие. Сегодня невозможно, в полной мере, рассматривать то или иное явление с точки зрения только одной научной дисциплины. Процесс интеграции научных знаний неизбежно приводит к появлению новых научных дисциплин. Исходя из этого, выделение такой науки, как юридическая культурология, связывающей между собой культурологию и право, является не только закономерным, но и необходимым для более глубокого понимания процессов, влияющих на развитие и действие права. Юридическая культурология имеет тесную связь с такими научными дисциплинами, как культурология, социология, политология, философия, антропология. Юридическая культурология – это наука, изучающая явления права, как следствие развития культуры и деятельность человека в сфере регулируемых правом отношений. Исследует процессы формирования и действие права, эффективность его норм в условиях социокультурной среды и под влиянием культурно-исторического процесса развития общества. Синтез культурологи и юриспруденции в новой научной дисциплине – юридической культурологии – неизбежно приведет к взаимному обогащению обеих наук.
При более глубоком осознании факторов влияния культурологических особенностей и социокультурной среды на развитие системы права приведет к разрешению одной из наиболее актуальных проблем – повышению эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности. Юридическая культурология должна занять свое место в системе подготовки юриста. Она позволит студентам, с учетом понимания особенностей действия права в определенной социокультурной среде и учетом влияния этой среды на субъекты правовых отношений, глубже понять проблемы правотворческой и правоприменительной деятельности. Следует отметить, что понимание значения и влияния особенностей культуры (под культурой мы имеем в виду, прежде всего, национальную культуру и массовую культуру), а так же влияние социокультурной среды на субъекты права, требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность правовых явлений. 3. Функции юридической культуры (человеко-творческая, коммуникативно-трансляционная, семиотическая, ценностно-регулятивная, социально-организующая, гносеологическая, компенсаторная, игровая и др.). 4. Исторические этапы в развитии представлений о юридической культуре. 5.Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Примеры подходов (К. Маркс, Л. Морган, В. Гумбольдт, Ж. Ж. Руссо, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, Г. А. Сорокин, Ф. Конечны, А. С. Ахиезер и др.). Термин «цивилизация», как и «культура», имеет множество отличных друг от друга трактовок. Происходит от лат. civilis — «гражданский», «государственный», «городской», «политический», «достойный гражданина», «подобающий гражданину». Под цивилизацией иногда понимают синоним культуры, иногда ее антипод. Под этим словом часто подразумевают: - определенный уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (например, «античная цивилизация», «цивилизация майя»), т.е. некий тип культуры и общества, развитый отдельной нацией (народностью) или возникший в определенном регионе или в конкретную эпоху;
- ступень исторического развития, следующую за «варварством» (Л. Морган, Ф. Энгельс), т.е. общество, уже имеющее государство и письменность, или, по К. Марксу, общество, способное часть прибавочного продукта тратить на создание и функционирование надстроечной сферы (государство, церковь, искусство и пр.); - особый тип социальной жизни, возникающий как реакция общества на внешнее окружение по принципу: «Бог — Вызов, общество — Ответ» (у каждого общества, естественно, свой вызов и свой ответ) — концепция А. Дж. Тойнби; - общество, основанное на разуме и справедливости (в теориях прогресса французских просветителей и их последователей); - заключительный этап развития культуры, смерть культуры (О. Шпенглер); - «матрицу», «доминантную форму интеграции», нормативно-ценностное общественное образование (П. Сорокин); - «особое состояние групповой жизни», «особую форму коллективности», «метод устройства коллективной жизни» (Ф. Конечны); - современное общество с его комфортом (часто употребляется в быту, например, «Вернуться к цивилизации» (после отпуска на природе) и т.п.); - основную типологическую единицу человеческой истории, в основе которой уровень рефлексии человека, его практического и духовного отношения к себе и готовности к самоизменению (А. С. Ахиезер) и т.д. и т.п. Упрощая, выделим несколько общих подходов в понимании «цивилизации». 1. Унитарный подход Цивилизация есть идеал прогрессивного развития человечества, представляющего собой единое целое. 2. Стадиальный подход Цивилизация есть этап развития человечества. 3. Локально-исторический (плюралистический) подход Цивилизации есть качественно различные уникальные (этнические или исторические) общественные образования. 4. Синтетический подход Цивилизация есть создаваемая социумом в ходе культурно-исторического процесса система средств функционирования и совершенствования человеческого общества, результат функционирования культуры, средство и условие ее изменения. 6.Понятие «религия» и различные к ней подходы. Религия (от лат. religio - набожность, святыня, предмет культа; religare - связывать, соединять), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Религия является сложнейшим, многоаспектным явлением и, с религией связана духовная активность человека, его стремление к выходу за пределы собственного конечного существования. Решаемые религией проблемы являются фундаментальными или вечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа. Сегодня существует многообразие исследовательских подходов к изучению природы и сущности религии, в рамках которых предлагается разнообразие определений религии. Подходы: 1)Объективно-идеалистический. Сущность религии выводят из наличия в мире сверхъестественных сил, поэтому объективный идеализм - философская основа теологии, как системой обоснования и защитой религии. 2)Субъективно-идеалистический. Основное звено религиозной проблемы переносят в сферу сознания конкретного человека. Религия существует, как индивидуально-психологический феномен. 3)Натуралистический. Существование религии объясняется расколом между телом и душой. Потребность в религии возникает в результате стремления человека достичь гармонии между телом и душой. 4) Атеистический. Отражение в головах людей господствовавших над ними внешних сил, прежде всего сил природы. Главная причина – неспособность человека сознательно управлять природными или общественными явлениями. Основные подходы к изучению религии - теологический, философский, научный. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом «встречи с богом». Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.
Философский подход -- в отличие от теологического -- в том, чтобы, не предполагая заранее существование «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания. Возникает критический подход к религии; критический не в том смысле, что обязательно негативный, отрицающий религию, но не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности. Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии -- научный; религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, присущих научному мышлению. К концу XIX в. религиоведение конституируется в качестве самостоятельной области научного знания как историко-эмпирическая наука со своим вполне определенным, эмпирически данным предметом -- религией как составной частью культуры в самом широком ее понимании.
7.«Религия» и «культура»: соотношение понятий. С точки зрения богословской, религиозной культурологической концепции, религия есть безусловная основа культуры (общечеловеческой или любой локальной). Так, например, английский этнограф Джеймс Фрезер выразил эту точку зрения со всей полнотой: «Вся культура — из храма». (Понятия «религии» и «культура» нередко смешиваются. Иногда религию считают формой культурной деятельности. И наоборот культуру, в особенности искусство, считают духовно равнозначным религии, полагают, что культура может в жизни заменить религию) С позиции же атеистической (например, у «просветителей» Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Ламерти (XVIII в.) или у Фейербаха (XIX в.)) религия и культура — явления, противостоящие друг другу; религию следует исключить из понятия «культура» (Религия и культура разводятся в разные стороны; они не могут восприниматься как слова – синонимы). Это крайности, между которыми существуют и другие точки зрения. Тем не менее, подчеркнем, что независимо от личного отношения к религии (идентифицирует ли себя человек с той или иной формой вероисповедания или считает себя атеистом) нельзя не признать, что религия оказывает чрезвычайно большое влияние на культуру, тесно с ней взаимосвязана, является фактически цивилизационным фундаментом (сознательным или бессознательным) культуры, мировоззрения, менталитета.
Эти две формы деятельности человека безусловно связаны. Источник идей, реализуемых в творческой деятельности, древние видели во вдохновении, которое приходит к человеку извне, свыше. Овидий (древнеримский поэт) говорил: «Бог живет в нас, мы имеем связь с небом, из эфирных областей сходит на нас вдохновение». В Ветхом Завете от лица Бога говорится о мастере Веселеиле: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью и всяким искусством составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу» (Исх. 33, 30-31). Формы взаимодействия религии и культуры многообразны: – мораль, понимание добра и зла различно в различных религиозных системах, так же как и понятие истины; – искусство, особо изобразительное (живопись, иконопись), архитектура, музыкальное, танцевальное, театральное, пение, поэзия и проза; фольклор; – обучение в различных формах (начальная, средняя, высшая школа, внешкольное образование), система воспитания; – язык; - праздники, церемонии, посмертные ритуалы; - деньги, материальные ценности, область материальной культуры
8.Проблема типологии и классификации религий.
Типология религий является трудной задачей, поскольку и в содержательном, и в организационном аспектах религии демонстрируют огромное разнообразие. Поэтому ни одна из существующих на сегодняшний день типологий не может считаться совершенной и исчерпывающей. Однако типология необходима, поскольку позволяет внести порядок в многообразие исторических фактов, выявить в этом многообразии определенную логику. Типология изучаемых явлений - одна из важнейших процедур научного познания. Проблема классификации религии привлекает светских исследователей на протяжении двух последних столетий. Гегель выделяет религию природы (конфессии Индии, Китая, Персии, Сирии, Египта), религию духовной индивидуальности (конфессии Иудеи, Греции, Рима) и абсолютную религию – христианство. Огюст Конт делит историю религии на три стадии: фетишизм (религиозное верование в одушевленность мира и его объектов(под фетишизмом принято понимать веру в то, что некоторые предметы наделены сверхъестественными свойствами (например, амулеты, обереги, талисманы и т.п.)), политеизм (многобожие (древнегреческие и древнеримские религии)), монотеизм (единобожие (например, иудаизм, христианство, ислам)). Д. Леббок (1868) выделяет семь стадий развития религии: атеизм, фетишизм, тотемизм (принято понимать веру в родство между человеческими родами и определенными видами животных (или растений, или (реже) явлениями природы и даже неодушевленными предметами)), шаманизм, идолопоклонство, боги - сверхъестественные творцы, боги – благодетельные существа. К. Тиле (1876) делит религии на два типа: естественные (природные) и этические религии. Последние подразделяются им на национальные и всемирные (буддизм, христианство, ислам) религиозные общества. Есть классификации по этническому и географическому признакам: М. Мюллер (1878) выделил религии арийских, семитских и туранских народов. В отечественной марксистской теории выделены два основных типа религий – религии доклассового и классового обществ. Религии классового общества делятся на национальные (национально-государственные, народностно-государственные) и мировые (буддизм, христианство, ислам). В приведённых классификациях есть сильные стороны, в частности, признание преемственности в развитии религии. Общими недостатками являются путаница с формами и типами религии, религиозно-этических систем с верованиями отдельных народов, форм религий с элементами сознания, культа. На первый взгляд, историческая классификация (типология) религии не очень сложная задача: достаточно выделить, например, элементы структуры религии в качестве единого основания. Однако сложность и противоречивость феномена, удивительное богатство исторических форм, культурного фона их бытия, уникальность этнокультурных взаимодействий затрудняют выделение общих на все времена признаков и оснований. Ни одна из существующих типологий не является совершенной, но каждая выявляет определённые стороны и связи религиозного комплекса. В частности, отечественная марксистская классификация даёт возможность рассматривать этнокультурный аспект истории религии.
9.Марксистская концепция культуры и ее истории. Марксистская концепция культуры разработана основоположниками теории научного коммунизма К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) и развита в трудах В.И. Ленина (1870-1924). Марксизм говорит о культуре как о непрерывно совершающемся процессе человеческой деятельности. Культура не может быть понята исключительно из самой себя, но только в связи с обществом и применительно к отдельным ступеням его развития. Устанавливается тесная связь культуры с производством материальных благ как определяющим видом человеческого труда. В процессе трудовой деятельности люди не только меняют внешнюю природу, приспосабливая ее к себе, но и форму своей социальной организации, собственные взгляды, мысли, чувства. Поэтому важнейшие характеристики трудовой деятельности могут быть применены к культуре: активность, творческий характер, целенаправленность, универсальность, коллективный способ осуществления. Марксизм утверждает, что культура, изменяясь вместе с обществом, совершает процесс поступательного восходящего развития ко все более полным ступеням человеческой свободы, преодолевая и преобразуя последовательно все виды исторической и природной обусловленности. В ходе этого процесса меняются исторические типы культуры, в сущностных своих чертах общие для своих народов, включенных в социальную эволюцию. Это отнюдь не принижает значимости самобытных форм культур. В подобных своих утверждениях марксизм противостоит большинству буржуазных культурологических концепций, отрицающих исторический прогресс в области культуры. Они могут быть сгруппированы следующим образом: - элитарные теории культуры; - теологические концепции; - теории культурного отстаивания; - теории культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. Антиэволюционные культурологические концепции. Элитарные теории культуры утверждают реальность не прогресса, а регресса культуры. Все важнейшие ее достижения приписывают прошлому. Утверждают, что вторжение в культуру масс, демократизация ведут к ее профанации, примитивизации. Функция элит – сдерживать этот процесс. Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма. Теории культурного отстаивания провозглашают, что взаимосвязь культуры и общества определяется системой запретов, наложенных на его членов. Всякая культура поэтому в своей сердцевине репрессивна. И чем дальше она развивается, тем острее становится этот конфликт.
10.«Основания новой науки об общей природе наций» Дж. Вико. Джамбаттиста Вико издал книгу: Основания новой науки об общей природе наций. Он был одним из первых, кто предположил, что социальная жизнь и история могут изучаться наукой и что можно открыть их закономерности. В указанной выше книге автор выдвинул теорию исторических круговоротов - развитие всех наций идёт по циклам, состоящих из трёх эпох: - божественной (безгосударственность, подчинение жрецам); - героической (аристократическое государство); - и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл, по мнению Дж. Вико, кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семейств и домочадцами - в патриархальной общине, позднее - борьбы феодалов и простолюдинов... «Перед нами система итальянского мыслителя Дж. Вико, написавшего в начале XVIII в. книгу «О новой науке». В ней он изложил спои воззрения на ход всемирной истории и человечества. Вико впервые попытался дать систематический обзор всей истории человечества, отыскать, уразуметь смысл истории - не только форм правления, их возникновения, развития, но и истории вообще, истории в ее целом. В какое отношение должен был стать Вико к той умственной атмосфере, которую мы пытались очертить выше? Если мыслитель задумал представить последовательный ход развития человечества, он должен неминуемо столкнуться с тем вопросом, который для теоретика «естественного права» был второстепенным, а для него первостепенным. Это был вопрос о телеологии в истории - другими словами, о целесообразности в истории. Вико цели в истории в том смысле, как мы её понимаем, но устанавливал совершенно, и в этом оригинальность его построения. По его мнению, вначале люди жили в неопределенном состояния, потом стали выбиваться из животного состояния и жить в состоянии естественного варварства. Понемногу у них стали складываться обще от ценные формы, появляться главари данной группы общества, народа, племени, скажем скотоводческого, - словом, группы так или иначе организованных людей. В дальнейшем их власть ослабевает. Она сменяется владычеством немногих, раздробляется, переходит к аристократии. Власть аристократии переходит во власть многих, в республику, уже не аристократическую, по демократическую. Власть немногих ещё дальше раздробляется и становится властью всех, общество опять переходит в состояние, близкое к первобытному. Затем наступает новый хаос варварства, в который погружается общество, ведущее к озверению худшему, нежели в первый период варварства. Потом люди опять из состояния варварства, ужасающего озверения понемногу начинают переходить вновь в состояние, напоминающее естественное варварство. Такова схема Вико. Она, на наш взгляд, представляет собой нечто смутное, аляповатое, потому что основывается только на примере истории Рима, да и тот чрезвычайно упрощен и произвольно выбран. Но в чем были важные черты этой теории? Во-первых, в выдвижении чрезвычайно глубокой по своим последствиям идеи круговращения, круговорота, беспрерывной эволюции, повторяемости исторических событий. Утверждая, что общество проходит одни и те же этапы, что народы живут и развиваются по общим для них внутренним законам, Вико заложил первый камень того фундамента науки, на котором зиждется современная социология. Во-вторых, в схеме Вико отсутствует телеологический взгляд на историю. Правда, у него можно найти чрезвычайно странное положение, что когда общество впадет в состояние варварства, само провидение посылает спасителя, который берет все в свои руки и устраивает правильное общество. Этого спасителя провидение если и не берет из недр того народа, который нуждается в спасителе, то посылает в виде другого народа, который завоёвывает его и дает ему свои закон и порядок. Но это дела не меняет. Не случайные выражения, не отдельные мысли, а вся схема Вико показывает, что телеологии в исторических явлениях Вико не видел». 11.«О граде Божьем» А. Августина. 12.«Россия и Европа» Н. Я. Данилевского. 13.«Византизм и славянство» К. Н. Леонтьева. 14.«Закат Европы» О. Шпенглера. 15.«Постижение истории» А. Дж. Тойнби. 16.Проблемы анализа первобытной культуры. 17.Культуры Древней Месопотамии. 18.Культура Древнего Египта. 19.Культура Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство и чань (дзен-)-буддизм в мировой культуре. 20.Культура Древней Индии. Индуизм и буддизм в мировой культуре. 21.Культура Древней Греции. 22.Культура Древнего Рима. 23.Средневековая европейская культура. 24.Культура эпохи Возрождения. 25.«Реформация» и «Просвещение» в истории западной культуры. 26.«Новое время»: понятие и пределы. 27.История стиля «барокко». 28.«Классицизм» и «романтизм»: соотношение понятий. 29.Культура эпохи «декаданс». 30.НТП и мировая культура. 31.«Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» (X. Ортега-и-Гассет). 32.«Авангардизм» в искусстве. 33.«Неоязычество» в современной культуре. 34.«Антикультура» как культурный феномен. 35.«Американская» и «мировая» культуры. 36.Диалог культур в XX - XXI вв. 37.Глобальные проблемы в современной культуре. 38.Древнерусская культура. 39.Основные вехи истории культуры Московского царства и Петербургской империи. Культура Московского царства (1480–1700) В XVI–XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется вширь, возникает проблема взаимодействия культур в рамках национального государства. Усиливается западное влияние. В сфере просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В 1564 Иван Федоров в первой русской легальной типографии издал первую русскую книгу «Апостол». В школах учили грамматику, арифметику, богословие. В первой половине XVII в. появились первые учебники. Грамотность все шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В 1687 братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению, основали первое высшее общеобразовательное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. С освоением новых территорий связано составление первых карт России. Написана «История Сибирская», книги о путешествиях по Китаю и другим странам. Большой размах приобрел перевод зарубежной литературы по многим научным отраслям. В Москве появились врачи, первая аптека. Мощные крепости-кремли возникли в Смоленске, Туле, Троице-Сергиевом монастыре, Новодевичьем монастыре в Москве. В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор что на рву (1555–1561, зодчие Барма и Постник), более известный как Храм Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого. В XVII в. в архитектуре утвердился национальный стиль, московский шатровый, который получил яркое воплощение в царском дворце в Коломенском под Москвой. В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна), родоначальником которого, как и светского искусства, стал Симон Ушаков, иконописец и гравер. Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, разинщину, сибирскую эпопею. Появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества («Повесть о Шемякином суде» и др.). Белорус Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений писал стихотворения и пьесы, поставленные в придворном театре. Замечательными данными оратора и публициста обладал протопоп Аввакум, сожженный за противодействие церковной реформе. Он оставил свою автобиографию «Житие», ряд посланий, проповедей. Официальной идеологии (единое государство во главе с монархом, культ царя) противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости (самостийности на Украине), старообрядчество.
Культура периода Петербургской империи В XVIII веке в истории русского государства произошел крутой и решительный поворот в сторону Европы. Реформы Петра I носили не только экономический, государственный, политический и военный характер. Они коснулись также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни. Переход от древней Руси к новой России был многотруден, т. к. задержалась Россия почти на 300 лет. Нужно было догонять Европу, где сформировалась новая культура. Главное достижение петербургского периода русской культуры — высвобождение творческих сил личности, расцвет личностного творчества, осуществление известного лозунга Ломоносова, «что будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». Но при этом оставались неизменными некоторые глубинные механизмы функционирования русской культуры. Отсюда противоречия и несоответствие шага времени и шага пространства. Петровские перемены не могли охватить сразу всех и вся. Углубился разрыв между верхами общества, которые европеизировались, и низами. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных низов, которые остались беспризорными. Сложность нововведений петровской эпохи видна и на перемене быта, и на вторжении в Россию новой моды, и на отношении к искусству. Петр посылает людей учиться за границу наукам, ремеслу и искусству. Он сам знакомится с учеными, художниками, приветствует развитие наук, приглашает в Москву массу заграничных ученых, зодчих. При нем открывается Академия наук, при нем выдвигаются люди из низов: Ломоносов, Меньшиков и другие. Реформы Петра I подготовили почву для идей Просвещения в России. В его царствование появились такие новшества культурной жизни, как газеты, журналы, портретная живопись и др. В страну стали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей, так называемое «вольтерьенство». Деятели Просвещения верили в общее благоденствие и искренне желали его. Просветители бичевали жадность, лицемерие, ханжество как общественные пороки, стремились путем просвещения устранить их, воспитать естественного человека. Конечно, это была иллюзия, и в ней заключался глубокий трагизм. В России Просвещение не было подготовлено внутренним развитием, здесь еще не сложилось «третье сословие», как во Франции. Русские просветители: Н. Новиков, Фонвизин, Ломоносов поддерживали идею «просвещенного самодержавия» и «просвещенного дворянства», но не обсуждали вопрос о существовании Бога. Яркой чертой русского просвещения был патриотизм. Русские просветители были гуманистами в том смысле, что настаивали на усилении просветительской роли государства, открытии доступа к науке, государственной и общественной жизни талантливым выходцам из низших слоев общества. В этом отношении совпадали взгляды таких разных мыслителей, как Контемир, М.Щербатов, Н.Новиков, А.Радищев, Н.Карамзин, Д.Фонвизин. Большую роль сыграли ученые-просветители, и прежде всего Ломоносов, в создании русского научного языка. В 1764 году Екатерина II утвердила, положение «о воспитании особого пола юношества». Ставилась цель воспитать новую породу, новых отцов и матерей. Надлежало воспитывать такие качества, как страх божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, опрятность, соболезнование бедным. В русском искусстве XVIII века произошел перелом: рождалась новая русская культура под грохот петровских салютов. Россия, по меткому определению Пушкина, вошла в Европу при стуке топора и при громе пушек. Сам Петр как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства. Он стал первым русским императором, положил конец ведущей роли церкви в общественной жизни. Для России это был конец Средневековья. Пафос познания и государственности пронизывает русское искусство XVIII века. Оно выходит на общеевропейские пути развития. Основателем новой живописи считается Иван Никитин (портрет канцлера Головкина, Строганова и др.). Художник А.Матвеев руководит всеми монументально-декоративными работами в Петербурге. Появляется и светская скульптура, первые памятники которой созданы Б. -К.Растелли (бюст Петра I). В середине XVIII века в русском искусстве складывается стиль русского барокко. В архитектуре это дворец М.И.Воронцова, Екатерининский дворец в царском селе. Растрелли строит Зимний дворец, в Москве строятся триумфальные арки и ворота. Это отразилось и в русской живописи. Портреты И.Я.Вишнякова («Сарра Фермер»), А.П.Антропова (портрет М.А.Румянцевой, гетьмана Ф.И.Краснощюкова) — типичные образцы парадного портрета. В творчестве такого русского художника, как И.П.Аргунов проявляются черты и нового направления — классицизма. На русском искусстве середины XVIII века сказалась бурная, энергичная деятельность М.В.Ломоносова. Изобретение им смальты для мозаик способствовало созданию мозаичных портретов. Вторая половина XVIII ст. в России — это расцвет абсолютной монархии, могущества русского дворянства. В то же время это начало кризиса феодальной системы, крестьянская война под предводительством Пугачева. Радищев, Новиков, Фонвизин, Сумароков — передовые деятели русской дворянской культуры протестуют против крайностей феодальной системы. В искусстве ведущим направлением становится классицизм. В 1757 году основана Академия художеств — крупнейший центр русского изобразительного искусства. Появляются «ампирные» портреты Боровиковского, «сентиментальные» портреты Левицкого и Шубина. В архитектуре величайшим мастером русского классицизма считается В.И.Баженов (проект кремлевского дворца, ансамбль в Царицыне). Вместе с ним работают такие выдающиеся архитекторы, как М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, Д.Кварени, Львов, Камерон. В это время начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Скульпторы Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Мартос оставили свой след в этом виде изобразительного искусства своей яркой индивидуальностью. Вместе с отечественными мастерами в России работал французский скульптор Этьен Морис Фальконе, который создал знаменитый памятник Петру I («Медный всадник»). Это монументальная скульптура, в основе которой лежит высокая идея России, ее юной мощи и победного восхождения по дорогам истории. Вторая половина XVIII века — расцвет русской живописи. Целое поколение русских художников 60 — 70-х годов выдвигают жанр портрета в ряд лучших произведений мирового искусства. Это Ф.С.Рокотов (портреты А.П.Струйской, В.Е.Новосильцевой), Д.Г.Левицкий (портреты П.А.Демидова, М.А.Дьяковой), В.Л.Боровиковский (портреты М.И.Лопухиной, Лобановых-Ростовских). В произведениях последнего классицизм достигает своих высот (портрет А.Б.Куракина и др.). С картин С.Ф.Щедрина начинается пейзажный жанр в русской живописи, с произведений Ф.Алексеева — городской пейзаж. Расцветает книжная графика, пейзажные рисунки, лубок.
40.Советская культура. Культура советского периода имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, начиная с 20-х годов, власть начала бороться с безграмотностью. Строились школы (образование стало бесплатным), открывались профессиональные училища, университеты. Народ начал массово приобщаться к культуре. Возникла необходимость в доступности литературы, вследствие чего начали открываться библиотеки. А с другой стороны вся культура была подчинена советской власти и присущей ей тоталитаризму. Все направления культуры того времени проходили цензуру, где цензорами являлись представители «верхушки» КПСС. После революции 1917 г. в культуре еще оставались отголоски Серебряного века, наблюдалось разнообразие стилей и жанров в искусстве. Начиная со второй половины 20-х годов, практически все стало подчинено сталинскому тоталитаризму. «Культурная революция» (30-е гг.) окончательно утвердила полное подчинение культуры марксистско-ленинскому учению. По заявлению Сталина, все науки должны носить политический характер. В это время, в исторической науке появилась новая отрасль – «история партии». Она и стала ведущим идеологическим предметом изучения. Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство. Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной). 30 – 50 годы стали культом личности Сталина. И соответственно официальное искусство того периода носило выраженный тоталитарный характер. В каждом учреждении висели портреты Сталина, стояли его бюсты. Всем деятелям искусства предстояло сделать выбор: или творить в стиле социологического реализма, или «писать в стол», или мигрировать за рубеж. Тем, кто сделал свой выбор в пользу третьего, предстояло бежать из СССР. Советская власть вынуждала покидать деятелей искусств, не вписывающихся в рамки тоталитарной концепции советской власти. Репрессировали всех, чей талант не был на службе у властей. Начало было положено Лениным и его «философскими пароходами». Уезжая, они подписывали бумагу о не возвращении, тому, кто возвращался, грозил расстрел. В 90 процентов – это была вынужденная миграция. Большинство эмигрантов (деятелей искусств), являясь редкими и думающими людьми остались за «железным занавесом». Список этих людей огромный, вот некоторые из писателей: В. Набоков, Б. Зайцев, И. Бунин, И. Бродский, В. Войнович, И. Шмелев, Н. Тэффи, Б. Поплавский и многие другие. Официальную литературу в СССР представляли: М. Горький, Д. Фурманов, В. Маяковский, М. Шолохов, А. Н. Толстой и др. Немало и таких кто «писал в стол» (их публикации увидели свет после 1980 г.): А. Ахматова, М. Цветаева, А. Солженицын, М. Булгаков, Б. Пастернак и др. Надо сказать, что литература в 30-х гг. претерпевала застой. Стали закрываться творческие группы и кружки, а появился «Союз писателей», в который нужно было вступать всем вынужденно. Стоит отметить, что многие произведения искусства в СССР, идентичны германским. Пример из кино: «Лени Рифеншталь» и «С. Эйзенштейн». Музыка: «Советский марш» и нацистский «Herbei zu
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|