Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пятифакторная модель личности




 

В факторных теориях личн. рассматривается как состоящая из стабильных внутр. факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретич. рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг.

Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личн. из анализа естеств. языка и последующей науч. таксономизации. Типичная процедура исследования в рамках данной модели выглядит так. Подготовленные эксперты выделяют в словаре прилагательные, которые описывают индивид, различия в поведении. Затем выбираются понятия по критерию релевантности, употребимости, естественности и классифицируются по категориям личност. качеств. структура черт подвергается тщательному анализу. Для получения окончательной таксономич. структуры проводится факторный и кластерный анализ данных исследований, построенных как процедура оценивания и самооценки.

В результате проведенной работы выделились пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в т. ч. и в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личн. в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих измерений (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

1. Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный).

2. Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий).

3. Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный).

4. Эмоц. стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный).

5. Открытость (интеллект., блестящий, независимо мыслящий). На основе П. м. л. разработан личност. опросник NEO PI-R. В настоящее время наиболее дискутируемыми вопросами явл. воспроизводимость полученных измерений, выяснение причин их универсальности, количество факторов и их содержание, необходимость выделения категорий сред. уровня. Проблема состоит в том, что полученные факторы могут отражать не структуру личн., а быть результатом метода. На это указывает сходство факторов с измерениями семантич. дифференциала.

В качестве критич. замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отд. лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию П. м. л. – структура индивид, различий, а не структура личн., которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения явл. наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.

И. А. Грабская

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

РЕФЛЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(В.М.Бехтерев)

 

Р. т. – естественнонаучное направление в психологии и психологии личн., получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель Р. т., Бехтерев, изложил план ее построения в ст. "Объективная психология и ее предмет" (1904). Р. т. определяется сначала как "объективная психология", позднее – как "психорефлексология", потом – как "рефлексология" – особая "биосоциальная наука".

Возникнув первоначально в области психологии, Р. т. распространяется и на педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение ("рефлексологич. педагогика и ортопедия", "генетич. рефлексология", "рефлексология масс", "рефлексология искусства и творчества и др.). Наибольшую популярность Р. т. имела в середине 20-х гг. Так, в 1927 г. в вузах Украины преподавание психологии было временно заменено преподаванием рефлексологии.

Следуя за И. М. Сеченовым, Р. т. исходила из положения о том, что нет ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно в объективных проявлениях. Предметом изучения Р. т. явл. все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. По замыслу Бехтерева, Р. т. должна была заменить психологию наукой о личн. и проявлющейся во внеш. поведении ее соотносительной деятельности. Р. т. считала необходимым отказаться от изучения сознания и ограничиться изучением внеш. проявлений личн., сводимых к условным или "сочетальным" рефлексам, образующимся в результате влияния внеш. среды на нервную систему человека.

Р. т. выдвинула принцип личност. подхода к исследованиям, суть которого сводилась к тому, что все, что может дать объективное комплексное наблюдение над чел., начиная с мимики и кончая особенностями поведения больного, должно быть принято во внимание.

В Р. т. были определены принципы патопсихол. исследования: использование комплекса методик, качественный анализ расстройств психики, личност. подход, соотнесение результатов исследования с данными нормы для соответствующего возраста, пола, образования. Представителями Р. т. было разработано множество методик эксперимент, патопсихол. исследования, некоторые из них (методика сравнения понятий, определение понятий и др.) вошли в число наиболее используемых в совр. психологии, психологии личн. и патопсихологии.

В Р. т. разработаны требования к эксперимент, методикам, сохранившие значение и для совр. науки: простота (для решения эксперимент, задач испытуемые не обязательно должны обладать особыми знаниями, навыками) и портативность (возможность проведения исследований непосредственно у постели больного, вне лабораторной обстановки). В работах представителей Р. т. отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов Р. т. сопоставлялись с особенностями поведения больного вне эксперимент, ситуации.

Патопсихол. методы, разрабатываемые представителями Р. т., использовались в детской и судебной экспертизах, а результаты патологич. исследований позволяли почти безошибочно распознавать психически несостоятельных школьников с целью выделения их в спец. учреждения для детей с проблемами развития. Бехтерев не считал изучение психически больных ключом к познанию внутр. мира здоровых. Чтобы возвратить человеку нервно-психическое здоровье, по его мнению, следует идти от нормы к патологии, а не наоборот.

Создание Р. т. было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теор. основ в области общей психологии, психологии личн. и патопсихологии, позволяют считать вклад Р. т. отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе.

Н. И. Повякель

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

СИСТЕМА ДЗЕН-БУДДИЗМ

 

Дзен-буддизм – одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, явл. уникальным орденом вост. мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность. Дзен-буддизм – это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм не основан на логич. анализе, не учит, а только указывает путь духовного развития личн. Целью его явл. приобретение внутр. духовного опыта, просветление личн. посредством проникновения в истинную природу ума, ставшего своим собств. господином, и достижение свободы от всех неестественных помех и условностей. Работа в С. д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим внутр. миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала субъектной психической активности личн. в процессе систематич. тренировки ума.

Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции чел. раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенционалъным, не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естеств., "самонеосознанным". Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а "наитием", т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью "чувствовать" ситуацию. Эти качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума. Достигается эта способность в результате систематич. практики "Дхьяна-дзен", что означает "сидеть в медитации", которая, в отличие от др. ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это – нечто неуловимое, как "облако, кочующее в небе" и выражается в форме "недействия", "незанятости", что явл. не просто "спокойствием ума", а особого рода "несхватыванием ума". В дзен-буддизме считается, что совершенный чел. пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.

Спонтанность мышления достигается спец. тренировкой внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или оценки. Цель – тотальная ясность и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается, кроме того, что есть. Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определ. направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое. В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения – ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чих-джу), без затора в мыслях и действиях.

В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный вост. ум с присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью. Это состояние ума называют тишиной "бездонной пропасти", "тишиной грома", в которой исчезают все контрасты и условности. Считается, что чел., следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личн. через раскрытие истины, заключенной в глубине человеч. природы.

Л. А. Лепихова

 

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ
(А.Бандура)

 

С.-к. т. – теория личн. второй половины XX в., разрабатываемая в трудах Бандуры. Несмотря на то, что ее нередко относят к бихевиористским теориям личн., она предлагает принципиально другое, отличное от бихевиоризма представление о личн. Она особо подчеркивает совместное взаимодействие и взаимовлияние среды, поведения и личност. факторов, в которых особое место отводится когнитивн. процессам, обеспечивающим ментальный самоконтроль и самоэффективность личн. Среда или окружение в С.-к. т. оказывают влияние на личн. в той же мере, в какой личн. влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личн. Это непрерывное взаимодействие сил создает некое равновесие между свободой и детерминизмом в С.-к. т.

Человеч. поведение, согласно С.-к.т., по большей части усваивается прежде всего путем овладения паттернами поведения. Социальное поведение личн. формируется путем наблюдения за поведением других или на основании примера. Именно в ходе наблюдения личн. научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Бандура полагает, что такое научение избавляет личн. от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке адекватных реакций и стратегий поведения.

Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения. Моделирование опыта влияет на научение гл. обр. через информативную функцию опыта. В С.-к. т. предполагается, что научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивид. поведения в форме двух видов подкреплений- "косвенного (внешн.) подкрепления" и "самоподкрепления". Косвенное подкрепление предполагает учет при имитации поведения выбранной модели поведения, наблюдаемых последствий поведения модели и подкреплений извне за награждаемое и эффективное ее поведение – если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать.

Самоподкрепление в С.-к. т. означает, что личн. сама награждает себя поощрениями, которые способна контролировать. Оно используется ею всякий раз, когда она достигает установленной ею нормы поведения. Системы самоподкрепления усваиваются, по мнению Бандуры, на основе тех же принципов научения, которые отвечают за усвоение др. типов поведения.

Важное место в С.-к. т. занимают понятия "саморегуляция", "самоконтроль" и "самоэффективность" личн. Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личн. ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответ. Поведение чел. регулируется с помощью самонаблюдения, оценивается посредством самооценки как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое либо как неудовлетворительное и наказуемое, в зависимости от того, с позиций каких личност. требований и норм оно оценивается. Поступки, соответствующие внутр. нормам личн., рассматриваются как позитивные, а несоответствующие – как негативные. Адекватность или неадекватность поведения определяется в С.-к. т. в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему. Самооценка приобретает и сохраняет выработанные критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий.

Поведение, являющееся источником внутр. дискомфорта, сопровождающееся ощущением собств. неадекватности и приводящее к неудачам, может способствовать развитию разл. форм личност. психопатологии, формированию созависимостей (алкоголь, наркотики и др.) в попытках совладать с окружением или уйти в мир грез, где легче получить в несбыточных фантазиях то, что недостижимо в реальности. Бандура полагает, что неадаптивное поведение – это результат излишне строгих внутр. норм самооценки.

Самоэффективность личн. в С.-к. т.подразумевает осознанную способность человека справляться со специфич. и сложными ситуациями и оказывть влияние на эффективность деятельности и функционирования личн. в целом. Тот, кто осознал свою самоэффективность, прилагает больше усилий к решению сложных задач, чем тот, кто испытывает сомнения в своих возможностях.

Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к позитивным результатам и, т. о., способствует самоуважению личн. И, напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, т. о., снижает самоуважение. Личн., считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собств. некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений.

Предполагается, что развитие самоэффективности личн. обеспечивается посредством формирования когнитивных умений строить свое поведение, приобретать косвенный опыт, осуществлять вербальное самовнушение (см. Аутосугестия) и убеждение, пластично входить в состояние физич. или эмоц. подъема, обеспечивающего успех.

Важное место в обеспечении саморегуляции поведения занимает ментальный самоконтроль, определяемый в С.-к. т. как обоснованное когнитивное средство достижения более желаемых паттернов поведения. Он не существует исключительно в рамках только внутр. (напр., сила воли) или внеш. (напр., стимул- подкрепление в бихевиоризме) сил, а проявляется в тщательно планируемом взаимодействии личн. с окружением.

С.-к. т. выделяет пять осн. программных ступеней процесса самоконтроля: определение формы поведения, на которое необходимо воздействовать, сбор осн. данных, разработку программы, выполнение программы, оценку и завершение. Программа самоконтроля в С.-к. т. включает механизмы самоподкрепления, самонаказание и планирование окружения.

Представителями С.-к. т. проведены многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями (напр., в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения, формировании самоэффективности как важнейшей составляющей личностного роста).

В С.-к. т. разработана единая концепция управления поведением личн. посредством формирования умений и навыков самоэффективности и самоконтроля. Эффективность консультирования и психотерапии, по мнению Бандуры, определяется прежде всего возможностью формирования осознанной самоэффективности личн. Повышение уровня самоэффективности способствует избавлению от специфич. и иррациональных страхов и фобий (напр., боязнь змей, инъекций, страх перед экзаменами), избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизич. потенциала личн., изменению стиля жизни, формированию позитивной жизн. установки в целом.

С.-к. т. продолжает развиваться и имеет много разл. эксперимент, и эмпирич. подтверждений своих концептуальных положений и выводов. Интерес к этой теории в мире все возрастает.

Н. И. Повякелъ

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
(Ж.Лакан)

 

Теория базируется на идеях Лакана о ведущей роли языка как феномена культуры в расшифровке и понимании бессознательных процессов. Кардинально пересмотрев теорию 3. Фрейда с позиций структ. лингвистики и семиотики. Лакан отождествил бессознательное со структурой языка.

В основе психоаналитич. концепции Лакана лежат два тезиса: 1) бессознательное структурировано, подобно языку; 2) бессознательное есть речь "Другого". Опираясь на эти тезисы, Лакан утверждал, что только лингвистич. анализ языка и его механизмов может адекватно раскрыть структуру бессознательных процессов. Структурированность бессознательного, подобно языку, с т. з. Лакана, означает, что в нем имеются особые бессознательные речевые элементы, которые не осознаются чел., но играют важную роль в протекании и развертывании психических процессов. Сведение бессознательного к языку, речевым структурам лежит и в основе понимания Лаканом психических заболевания. Ученый отвергает взгляд на последнее как на нечто совершенно отличное от нормы. Болезнь – это просто иной способ существования, точнее, иное символич. языковое измерение. С т. з. Лакана, чистое доязыковое бессознательное нам не дано: судить о нем можно только на основании рассказа пациента о своих снах и желаниях, с одной стороны, и анализа речи пациента аналитиком – с другой. Бессознательное – это речь "Другого". Понятие "Другой" у Лакана многозначно: это и отец, имя которого связывается с законом и порядком, и место культуры, в котором распутываются все "приключения индивид, желаний".

Личн. Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал, рассматривая ее с т. з. психологич. ориентации индивида, т. е. с позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". По его мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его "Я" никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через "Другого", через отношения с др. людьми. Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание др. человека.

Структура человеч. психики, по Лакану, явл. сферой сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального.

Воображаемое – это такой комплекс иллюзорных представлений, которые чел. создает сам о себе и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты. Воображаемое подчиняется не "принципу реальности", а логике иллюзии: оно создает образ "Я", устраивающий индивида и играющий экранирующую роль как по отношению к объект, действительности, так и по отношению к тем образам этого индивида, которые существуют в сознании его партнеров по коммуникации – "других"; в этом смысле Воображаемое есть область "незнания", заблуждения чел. относительно самого себя. Формирование воображаемого происходит у ребенка в возрасте от 6 до 18 месяцев – на стадии, которую Лакан назвал "стадией зеркала": именно в этот период ребенок, воспринимавший ранее собств. отражение как др. живое существо, начинает отождествлять себя с ним, узнавать себя в зеркале.

Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду обществом. Если в "порядке Воображаемого" отношения ребенка с матерью характеризуются слитностью и непосредственностью, то, вступая в царство Символического, он обретает в виде отца с его именем и запретами того "Другого", который знаменует для него встречу с культурой как с социальным, языковым ин-том человеч. существования.

Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизн. функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него рационализированной форме.

Отсюда – радикальный пересмотр Лаканом классич. понятия "субъекта". Если в рамках картезианской традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и самосознания и как ценностная точка отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры, как точка пересечения разл. символич. структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура явл. атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто", некая "пустота", заполняемая содержанием символич. матриц. Отсюда – постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и "Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собств. нарциссический образ, т. е., подставив "Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это "речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется Воображаемым.

Практикуемая С. п. терапия ориентирована преим. на языковую проработку словесных выражений. Лакан сравнивал психотерапевтич. ситуацию с ситуацией восприятия незнакомого языка – и в том и в др. случае чел. имеет дело с речевым потоком, протекающем на уровне означающего, никак не соотнесенного с означаемым. Однако в психотерапевтич. ситуации речь идет о двоякой интерпретации означаемого – как "объективной реальности", так и содержания психики пациента. В последнем случае означаемое, т. е. содержание психики пациента, скрывается им осознанно и может быть выявлено лишь по случайным деталям речи и поведения. Доступная психоаналитику задача не может состоять лишь в том, чтобы реконструировать реальные обстоятельства, внешн. по отношению к истории пациента, или же проникнуть вглубь содержаний его сознания. Его цель – реконструировать на основе протекающего перед ним потока означающих структуру этого потока, которая и есть, по мнению Лакана, не что иное, как структура бессознательного.

Н. В. Чепелева

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(А.Н.Леонтьев)

 

Т. д., рассматривающая личн. в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.

Предмет рассмотрения в Т. д. – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетич. и функциональном аспектах.

Генетически исходной явл. внеш., предметная, чувственно-практич. деятельность, от которой производны все виды внутр. психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-истор. происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности явл. предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом. Психол. слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структ. место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции – это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Т. д. введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности чел., возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеч. психики – смысл для чел. того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности чел. меняется и внутр. строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутр. психическим процессам, появляются внутр. действия, а впоследствии – формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутр. деятельность и внутр. операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внеш., практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутр. формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.

Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность в Т. д. – это внутр. момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизн. отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личн. впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личн. он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-истор. и онтогенетич. развития чел. Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн. Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

Становление личн. – это становление личност. смыслов. Психологию личн. венчает проблема самосознания, поскольку главное – это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность – это то, что чел. создает из себя, утверждая свою человеч. жизнь. В Т. д. предлагается использовать следующие основания при создании типологии личн.: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. более представлен какой-либо определ. вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личн. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

На основе Т. д. разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личн., детской и возрастной психологии, патопсихологии личн. и др.

Н. И. Повякель

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
(B.C.Мерлин)

 

Концепция личн. Мерлина раскрывается через его подход к пониманию чел. как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным разл. закономерностям. Напр., интегральным явл. изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личн. и взаимоотношений в социальной группе. Свойства каждого иерархич. уровня явл. его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамич. уровня такими образцами явл. показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамич. – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психол. – ценностные ориентации и межличностные отношения. Во всякой характеристике любого иерархич. уровня (биохим., физиол., психологического) есть нечто типичное, общее для определ. группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Осн. проблема психологии личн. состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определ. сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов). Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом разл. ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь колич. его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенч. количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определ. его типа. Индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивид, особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определ. ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так как социально-типичное отношение личн. определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив явл. необходимым компонентом отношения личн. Во-вторых, индивид, черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивид, своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определ. типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамич. особенностях мотивов и отношений (напр., в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личн., возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определ. социально-типичных отношений. Индивид. и социально-типичное – это не разные группы свойств личн., а разл. стороны одних и тех же свойств. Неразложимым компонентом личн. явл. свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности. Т. о., структура личн. представляется как взаимная связь и организация свойств личн. Структ. образования личн. характеризуются понятием "симптомокамплекса". Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два разл. симптомокомплекса или фактора личности.

Л. А. Пешкова

<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

 

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
(Дж.А.Келли)

 

Т. л. к. – когнитивная теория личн., разработанная в 50-х гг. XX в. амер. персонологом Келли. Цель Т. л. к. состоит в объяснении того, к. о. личн. интерпретирует и прогнозирует свой жизн. опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями.

Ключевым понятием Т. л. к., составляющим ядро личн., выступает понятие "конструкт личностный" – абстракция или обобщение из предшествующего опыта, создаваемого личн. классификационно-оценочного эталона и проверяемого ею на собств. опыте. Личн. в Т. л. к. представляет собой организованную систему более или менее в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...