Формирование и распределение прибыли.
Существует три основных источника получения прибыли: • первый источник – образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. • второй источник – связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. • третий источник – вытекает из инновационной деятельности предприятия, его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Распределение чистой прибыли
Для оценки эффективности работы автотранспортного предприятия (АТП) недостаточно использовать только показатель прибыли. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность. Рентабельность характеризует экономическую эффективность использования основных производственных фондов предприятия и оборотных средств в плане АТП. Определяют и утверждают общую и расчетную рентабельность. Рентабельность — это отношение суммы балансовой прибыли к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств в пределах норматива:
Этот показатель используется для общей оценки эффективности работы предприятия. Расчетная рентабельность — это отношение плановой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит, к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов, за которые взимается плата, и оборотных средств в пределах норматива. Плата за производственные фонды (налог на имущество) введена в целях повышения заинтересованности предприятий в более эффективном их использовании. Она составляет 2% от среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств.
После внесения первоочередных платежей предприятие производит отчисления в фонды экономического стимулирования. После этого часть прибыли направляется на другие цели: на финансирование капитальных вложений, прирост собственных оборотных средств, покрытие плановых убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, на расходы по хозяйственному обслуживанию культурно-бытовых зданий и др. Повышение уровня рентабельности предприятия может быть достигнуто в результате увеличения прибыльности и более эффективного использования основных производственных фондов и оборотных средств. На размер прибыли предприятия большое влияние оказывает себестоимость продукции, в снижении которой заинтересовано предприятие.
Повышение эффективности использования фондов предприятия достигается в результате повышения производительности подвижного состава. Предприятие должно использовать подвижной состав и другие основные фонды, которые в конкретных условиях эксплуатации могут обеспечить наиболее высокую производительность и меньшую себестоимость продукции. Наряду с этим предприятие должно своевременно реализовать ненужное оборудование и принять меры к сокращению потребных оборотных средств. Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности предприятия. Рентабельность или прибыльность определяет относительный размер прибыли, используемый для объективной оценки конечных результатов деятельности предприятия.
Прибыль и рентабельность – это основные финансовые показатели плана и анализа хозяйственной деятельности организации. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность компании. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В ходе анализа прибыли и рентабельности ООО «М» Транс Авто была изучена динамика изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие. На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторынепосредственно связаны с результатами деятельности АТП, к ним относятся: результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура грузооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда, эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли, нарушения налогового законодательства и другие факторы.
Конечный результат деятельности АТП — полученная им прибыль (убыток) — в общем виде определяется разницей между его доходами и расходами. Четкая классификация доходов — это база для обоснованного определения и структурирования финансовых результатов деятельности АТП за какой-либо период. Итак, доходы АТП в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяют на две основные группы: I) доходы от обычных видов деятельности АТП; II) «прочие поступления» (операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы). Такое деление доходов представляется принципиальным, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности АТП, так и из других источников, в особенности,из таких, которые не являются характерными для деятельности данного АТП и поэтому зачастую не могут рассматриваться в качестве постоянных и надежных. В состав доходов от обычных видов деятельности АТП (в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету доходы от обычных видов деятельности АТП) называются его выручкойот поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг включаются доходы: 1. от внутренних и международных грузовых перевозок; 2. от внутренних и международных перевозок пассажиров в автобусах (при этом доходы не уменьшаются на сумму, отчисленную другим организациям за реализацию автобусных билетов);
3. от перевозок пассажиров в легковых таксомоторах; 4. от перевозок, выполняемых грузовыми таксомоторами; 5.
6. от направления автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания; 7. от использования грузовых автомобилей других организаций, путем загрузки их порожних пробегов; 8. от предоставления легковых и грузовых автомобилей другим организациям и частным лицам на условиях проката; 9. от транспортно-экспедиционных операций, осуществляемых водителем при совмещении с основной деятельностью либо другим сотрудником АТП; 10. от погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых АТП; 11. от складских операций, если они выполняются силами АТП. Кроме того, в АТП в пределах этой группы доходов, могут формироваться доходы, являющиеся результатом деятельности грузовых автостанций, автовокзалов, автостанций, а также доходы, связанные с доставкой (перегоном) автомобилей новых и отремонтированных с автомобильных и авторемонтных заводов и др. Рассмотрим далее прочие поступления, которые, как указано выше, включают в себя операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы. Операционными доходами АТП являются: 1. поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов этого предприятия, например автомобилей или производственных помещений; 2. поступления, связанные с участием АТП в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы поценным бумагам); 3. прибыль, полученная АТП в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
4.
5. стоимость материалов или иного имущества, образовавшегося при демонтаже или разборке в ходе ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; 6. проценты, полученные за предоставление в пользование сторонним организациям денежных средств на АТП, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете АТП в этом банке 7. доходы, связанные со списанием объектов специальной оснастки и специальной одежды (отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся).
В состав внереализационных доходов АТП могут быть включены: 1. штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые клиентами, поставщиками или другими экономическими партнерами в случае нарушения условий договоров; 2. активы, полученные АТП безвозмездно, в том числе по договору дарения; 3. поступления от сторонних организаций в возмещение причиненных АТП убытков; 4. прибыль прошлых лет, выявленная и полученная в отчетном году; 5. суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; 6. курсовые разницы; 7. сумма дооценки активов; 8. излишки, выявленные во время инвентаризации имущества АТП; 9. стоимость безвозмездно полученных основных средств (по мере начисления амортизации); 10.
Чрезвычайными доходами АТП считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. Обычно доходы учитывают как в целом по АТП, так и по отдельным видам его деятельности, а в основной деятельности — по видам перевозок. При наличии филиалов АТП планирование и учет доходов ведется по каждому из них. Выделяются и доходы от центров ответственности (например, от каждой из бизнес-единиц), если подобные центры сформированы в АТП. Выделяют доходы и от отдельных видов перевозок, тем более, когда для них установлены разные схемы финансирования. Так, в предприятии городского пассажирского транспорта в общей сумме доходов, полученных за перевозку пассажиров, могут быть выделены: · доходы, полученные при выполнении этим АТП городского заказа на перевозку; · доходы, полученные в результате междугородных перевозок пассажиров; · доходы в результате коммерческих перевозок пассажиров, в объеме которых, в свою очередь, можно выделить доход от перевозки пассажиров в автобусах по заказу и доход от перевозки пассажиров маршрутными таксомоторами.
Величина дохода АТП формируется под воздействием большого числа факторов, которые можно объединить в две основные группы: 1. факторы, определяющие объем транспортных услуг и прочих видов деятельности АТП; 2. факторы, определяющие цены на транспортные услуги и другие виды услуг, выполняемых АТП. Как это часто бывает в экономических построениях, в связи со сложностью социально-экономических процессов деление факторов носит условный характер, а ряд факторов (например, уровень спроса на перевозки) может быть включен в обе групп. 2
Анализ и планирование прибыли и рентабельности 2.1 Методикаанализа и планирования прибыли на предприятии Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал. На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность: а) изменение объема грузооборота в текущих ценах,рассчитывается по формуле: (1), где – изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Т1, Т0 – объем грузооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах; R0 –рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период; б) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяется следующим образом: (2), где УВД1 – фактический уровень валового дохода; УВД0 – плановый (базисный) уровень валового дохода; Р1– объем фактического грузооборота; в) оценка влияния издержек обращения на прибыль: (3), где
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе (таковыми могут быть: ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования транспортных средств). Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Прибыль планируется раздельно по всем видам деятельности предприятия. Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются компанией самостоятельно для внутреннего пользования. Процесс планирования состоит из нескольких этапов: -анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период - расчета ее прогнозной величины; -оценки достоверности произведенных расчетов; - разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.
Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности. В числителе их стоит обычно одна из трех величин: прибыль от выполнения работ и оказания услуг (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ПЧ). В знаменателе – один из следующих показателей: затраты на работы и услуги, производственные фонды, валовой доход, собственный капитал и др. Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов. Этот показатель характеризует размер прибыли на один рубль стоимости производственных фондов. Рассчитывается по формуле: Rпр = (4), где Rпр – рентабельность производства; ПБ – балансовая прибыль; ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств). Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли от выполненных работ и оказанных услуг к затратам на производство работ, услуг. Данный показатель позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат. Рассчитывается по формуле: Rосн. д. = (5), где Rосн. д. – рентабельность основной деятельности; ПР – прибыль от выполненных работ и оказанных услуг; Зпр - затраты на производство реализованной продукции.
Rзс = (6), где Rзс – рентабельность совокупных затрат; ПЧ – чистая прибыль; ПФ – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств); ФОТ – затраты на содержание работников (фонд оплаты труда). Рентабельность продукции – отношение прибыли от выполненных работ и оказанных услуг к выручке в целом. Показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости выполненных работ и оказанных услуг. Рассчитывается по формуле: Rпр = (7), где Rпрод – рентабельность продукции; Р – прибыль от выполненных работ и оказанных услуг; РП – выручка по АТП в целом. Инвесторы являются основными поставщиками капитала предприятию. Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала АТП.
О ОО «М» ТРАНС АВТО. Направлениями деятельности компании ООО «М» Транс Авто являются: в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации: Основной вид деятельности - 60.21 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию Дополнительные виды деятельности - 60.24 Деятельность автомобильного грузового транспорта Компания предоставляет полный спектр услуг в области пассажирского и грузового транспорта. Компания работает на муниципальном и региональном рынках с 11.09.2012 года. Опыт в предоставлении профессиональных и услуг определяет репутацию компании, и ее ответственность перед заказчиками. Источниками финансирования оборотных средств компании являются собственные средства и кредиторская задолженность. Политика общества по финансированию оборотных средств заключается в обеспечении эффективного использования собственного капитала и финансовой устойчивости компании (см. приложение Б). Основным фактором, который влечет изменение в политике финансирования оборотных средств, является сокращение объемов работ в связи с мировым финансовым кризисом. По итогам работы в 2018 году наблюдается уменьшение основных финансово-экономических показателей. Величина чистой прибыль в 2018 году по сравнению с 2017 годом сократилась на 52,1% и составила 1655600 руб. вместо 2517400 руб. Средняя величина собственного капитала также снизилась с 9719700 руб. до 7668400 руб. Факторы, которые оказали влияние на изменение размера выручки от основной деятельности за последние 4 года, а также оценка их влияния на показатели прибыли представлены в таблице 3 (см. приложение Г).
До наступления финансового кризиса предприятие динамично развивалось и ее показатели росли из года в год. В среднем прибыль увеличивалась на 15 – 30% ежегодно. Так, например, за 2018год показатели выросли с 2029400 руб. до 2517400 руб., что составляет 24 % при инфляции 12% это хороший показатель. Для получения полной картины рассчитаем показатели рентабельности. Рентабельность услуг Rпр = 2017год: R продаж продукции= = 12,0%; 2018год: R продаж продукции = 9,67%
Rпр = 2017 год: R основной деятельности 8,31% 2018 год: R основной деятельности 7,54% Рентабельность собственного капитала Rосн. д. = 2017год :R собственного капитала= 25,9%, 2018год: R собственного капитала= 21,59% Рентабельность активов на 2017 год Rзс = Рентабельность основных средств на 2018 год Rзс = R осн.средств= Для расчета приведенных коэффициентов использовались показатели, содержащиеся в таблице 1 (см. приложение Б) и таблице 2 (см. приложение В).
В результате анализа прибыли и рентабельности работы ООО «М» Транс Авто выявлено, снижение всех показателей прибыли в 2018 году по сравнению с 2017 годом. Так выручка от реализации услуг снизилась на 25,8 %, а прибыль от реализации и чистая прибыль уменьшилась более чем на 50 %, что, учитывая инфляцию, 9% является тревожным показателем. Это понижение обосновано изменениями экономической обстановки в стране, а так же дает основание полагать, что предприятие не достаточно контролировало свои издержки. Рентабельность собственного капитала за отчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 4,31%. Рентабельность услуг также снизилась с 12,0% до 9,67%. Это свидетельствует о том, что снижение прибыли происходит сильнее, чем снижение себестоимости, так как на себестоимость влияет повышение материальных затрат на материалы, инструменты и запасные части. Для выхода из сложившейся ситуации компании необходимо: 1. Больше внимание уделять планированию и распределению прибыли, выполнению плановых задач. 2. Повышать конкурентоспособность путем снижения себестоимости своих услуг и повышения производительности труда (внедрение передовых технологий, использование современного инструмента и материалов, развитие навыка управления проектами) 3. Исключить неоправданные расходы, потери и простои, а так же обратить внимание на кадровый состав (привлечение квалифицированного персонала или повышение квалификации имеющихся работников, сопровождающихся ростом производительности труда) и т.д. 4. сдавать в аренду свободные транспортные средства.
Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в том числе и АТП, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыль создает финансовую базу для самофинансирования, расширения и модернизации производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли частично осуществляется выполнение обязательств перед бюджетом и банком, другими предприятиями. Прибыль характеризует размер и размах предприятия, его уровень развития, его место среди других таких же предприятий, в значительной степени формирует положительный имидж предприятия и инвестиционную привлекательность. Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования производственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов. Финансовое состояние АТП - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей собственников и работников. Целью исследованияявлялось изучение теоретических и практических аспектов прибыли и рентабельности, а также методики расчета этих
На примере анализа прибыли и рентабельности ООО «М» Транс Автовидно как недочеты в анализе, планировании и в общем управлении могут сказаться на деятельности предприятия и проявится в уменьшении объема прибыли и снижении показателей рентабельности. Именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности автотранспортного предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, перемещение капитала из одних отраслей в другие и т. п.
1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия (2-е изд.) Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 296 с. 2. И.С.Туревский. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. М.ИД «Форум»:ИНФРА-М,2013.-288с. 3. Волков В.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 280 с. 4. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 2014. – 132 с. 5. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В.Финансы организаций (предприятий): учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014.— 352 с. 6. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. (Высшее образование). 7. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2007. – 584 с.
|