Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальное оформление финансовых результатов деятельности организации

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества»

Тема «Бухгалтерский учёт финансовых результатов деятельности организации»

 

Выполнила:

Студентка   2 курса 35140-ЭБ9-2  группы

Факультета среднего профессионального

образования   Перчинская Владислава Александровна

 

(Ф.И.О.)

                                                            Проверил:

К.Э.Н,доцент Широкова Л.П.

________________

                                               Н.Новгород

2016


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. Теоретические основы бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации…………………………………………………..5

2. Документальное оформление финансовых результатов деятельности организации…………………………………………………………………13

3. Синтетический и аналитический учет финансовых результатов деятельности организации…………………………………………………20

4. Нормативное регулирования учета финансовых результатов …...…..48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..53

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..…………. 54

 

 

 

                                                                                                                                          

 

 

Введение

Эффективность функционирования любого предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль. Для оценки этой способности применяется учет финансовых результатов, позволяющий создать базу для оценки того, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что финансовый результат хозяйственной деятельности организации определяется показателем прибыли или убытка, формируемым в течение календарного хозяйственного года. Финансовый результат представляет собой разницу от сравнения сумм доходов и расходов организации. Превышение доходов над расходами означает прирост имущества организации - прибыль, а расходов над доходами - уменьшение имущества - убыток. Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации.

Целью данной работы явилось изучение теоретических аспектов бухгалтерского и налогового учета финансовых результатов.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие основные задачи:

- рассмотрено понятие дохода и расхода с точки зрения ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99;

- исследован механизм формирования и бухгалтерского учета финансового результата в организации, налогообложения прибыли

- изучено формирование и отражение в учете оценочных резервов; информации о доходах будущих периодов, а также порядок формирования и отражения на счетах бухгалтерского учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

Информационную базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы, законы и нормативные документы, справочная и периодическая литература.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

            1. Теоретические основы бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации

В настоящее время действует обширный перечень нормативных актов, оказывающих влияние на учет и состав финансовых результа­тов. Степень их значимости по влиянию на организацию учета фи­нансовых результатов определяется уровнем соответствующего до­кумента.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете в целом состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федера­ции, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Положений по бухгалтерскому учету, утверждаемых Министерст­вом финансов.

В самом Законе нет прямых упоминаний о финансовых резуль­татах и системе их учета. Исключение составляет статья 12 «Инвен­таризация имущества и обязательств», в которой финансовые ре­зультаты выступают объектом, с помощью которого регулируются расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета. При этом статьей 5 Закона устанавливается система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важ­нейшим элементом которой являются Положения по бухгалтерскому учету (второй уровень нормативного регулирования). В этих нормативных документах устанавливаются принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета.

 

Все Положения по их на­правленности можно подразделить на 3 группы:

-общие принципы раскрытия информации;

-активы и обязательства организации;

-финансовые результаты деятельности организации.

К Положениям, устанавли­вающим принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета и формирования состава финансовых результатов организации отно­сятся: Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы органи­зации» (ПБУ 10/99). Развитие принципов, правил и способов веде­ния учета финансовых результатов, закрепленных вышеуказанными документами, нашло свое отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инст­рукции по его применению.

Кроме этих указанных нормативных документов прямое отно­шение к бухгалтерскому учету финансовых результатов имеет По­ложение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на при­быль» (ПБУ 18/02). С помощью правил, установленных этим актом, формируется локальная, но весьма важная информация о расчетах по налогу на прибыль, интегрированная в подсистему учета финан­совых результатов.

При этом практически во всех Положениях, регламентирующих принципы, правила, способы ведения бухгалтерского учета активов и обязательств имеется пункт или их ряд, определяющий взаимо­связь рассматриваемого объекта с организацией учета финансовых результатов.

Кроме того, базовые правила и принципы представления в бух­галтерской отчетности показателей финансовых результатов, регла­ментируемых Положениями, нашли свое развитие в документах третьего уровня нормативного регулирования бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности. Самыми значительными из них являются «Методические рекомендации о порядке формиро­вания показателей бухгалтерской отчетности организации» и «Ме­тодические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию».

Обязательные для всех коммерческих организаций правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах установлены ПБУ 9/99, о расходах представлены в ПБУ 10/99.

1. Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности.

 2. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

3. Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

- сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

-в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

-авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

-задатка;

-в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

-в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

4. Действующая редакция ПБУ 9/99 классифицирует все доходы организаций в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации:

- на доходы от обычных видов деятельности;

- на прочие доходы.

Доходы от обычных видов деятельности:

Доходы от обычных видов деятельности учитываются на счете 90 «Продажи», прочие (в том числе чрезвычайные) – на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Доходы подразделяются:

1) Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

2) В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления, получение которых связанно с этой деятельностью (арендная плата).

3) В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью (лицензионные платежи (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности).

4) В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.

Прочими доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и поль­зование активов организации;

-  поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капи­талах других организаций;

- прибыль, полученная в результате совместной де­ятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валю­ты), продукции, товаров;

- проценты за пользование денежными средствами ор­ганизации, находящимися на счетах в банке, и др.;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий до­говоров;

- активы, полученные безвозмездно;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов; в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;

- иные поступления - по мере образования (выявления).

- Прочие доходы (прочими доходами также являются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.)  

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1. расходы по обычным видам деятельности;

2. прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

 

Прочими расходами являются:

·  расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

·  расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

·  расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

·  расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

·  проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

·  расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

·  отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

·  штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

·  возмещение причиненных организацией убытков;

·  убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

·  суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

·  курсовые разницы;

·  сумма уценки активов;

·  перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

·  прочие расходы (прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Документальное оформление финансовых результатов деятельности организации

Основным документом, используемым для оценки финансовой деятельности является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - система показателей, сгруппированных в определенные формы, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации на основе первичных данных бухгалтерского учета.

На основании данных бухгалтерской отчетности осуществляется поиск резервов дальнейшего развития и совершенствования деятельности организации, достижения стабильного положения на рынке.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. Она составляется за отчетный период с 1 января по 31 декабря текущего года включительно.

Формы бухгалтерской отчетности организации:

- бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах и приложении;

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании полученных средств;

- пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету и финансовых результатах.

Бухгалтерский баланс показывает состояние хозяйственных средств и источников их образования на данный момент. Они постоянно изменяются и находятся в движении. Это движение отражается на счетах с помощью двойной записи.

Отчет о прибылях и убытках позволяет достаточно полно оценить объемы производственной деятельности организации и финансовые результаты деятельности общества в целом.

В отчете о движении денежных средств отражается информация о наличии денежных средств у организации, за счет которых она осуществляет свою деятельность и как их расходует.

Информации содержащейся в бухгалтерской отчетности играет важную роль при принятии управленческих решений. При этом предполагается, что информация поступает к пользователю своевременно. В противном случае она не отражает реального положения дел на момент ее получения.

Обычный вид деятельности - вид деятельности, предусмотренный учредительными документами организации, а также вид деятельности, выручка от которого является существенной.

Финансовый результат от обычных видов деятельности определяется как разница, связанных с их осуществлением доходов и расходов организации.

Согласно п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п.5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Расходами по обычным видам деятельности считаются также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Доходы и расходы, связанные с обычными видами деятельности организации (продажа товаров, производство и продажа готовой продукции и т.д.), признаются в учете в соответствии с правилами, установленными ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Документальное отражение финансовый результат от обычных видов деятельности находит в бухгалтерской справке – расчет финансовых результатов. Данная справка составляется на основании информации о выручке от продажи продукции (работ, услуг), налоге на добавленную стоимость, начисленном в бюджет в связи с продажей продукции (работ, услуг), себестоимости продаж.

Финансовый результат от прочих видов деятельности определяется как разница, связанных с их осуществлением доходов и расходов организации.

Доходы и расходы, связанные с прочими видами деятельности организации признаются в учете в соответствии с правилами, установленными ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Документальное отражение финансовый результат от прочих видов деятельности находит в бухгалтерской справке – расчет финансовых результатов. Расчет ведут на основании информации о величине прочих доходов и расходов организации.

Товарная накладная (Приложение 1,2) – первичный документ, который применяется для оформления продажи (отпуска) товарно- материальных ценностей сторонней организации. Унифицированная форма товарной накладной (форма № ТОРГ – 12) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132.

Товарная накладная составляется в двух экземплярах:

- первый остается у организации, реализующей товарно- материальные ценности;

- второй передается организации – покупателю.

На основании товарной накладной фирма- продавец списывает стоимость товаров в бухгалтерском учете, а покупатель оприходует полученные ценности.

Организация может не пользоваться унифицированной формой ТОРГ-12, а составить собственный вариант товарной накладной. В данном случае в накладной должны быть обязательно прописаны следующие реквизиты:

- бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;

- доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного ему в доверительное управление;

- бухгалтерского учета общего имущества товарищей, который возлагается на одного из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц;

- бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Акт выполненных работ (Приложение 3) – (приёма-сдачи работ, оказания услуг) - двусторонний документ, который отражает факт выполнения работы (оказания услуги), ее стоимость и сроки. Он составляется для того, чтобы зафиксировать выполнение работ или услуг согласно договору. Подписанный бланк акта выполненных работ служит доказательством того, что работы (оказанные услуги) действительно были проведены и приняты. Различают акт выполненных работ и акт оказания услуг. Бланк акта выполненных работ или акта приёма- сдачи работ составляется в случае, если исполнителю работ есть что передавать, а заказчику есть что принимать по результатам выполненных работ. Акт оказания услуг составляется для подтверждения того, что услуга фактически оказана в назначенные сроки. Общей унифицированной формы акта выполненных работ на сегодняшний день нет. Существуют лишь отдельные формы для конкретных ситуаций. При заполнении бланка акта выполненных работ (оказания услуг) обязательно должны учитываться:

- сроки объемы выполненных работ, их стоимость с учетом НДС;

- порядковый номер акта, дата его составления, номер договора, к которому прилагается акт и номер счета, представленного заказчику за выполненный объем работ;

- юридические названия заказчика и подрядчика, ставятся печати обеих организаций и подписи представителей ли ответственных лиц обеих сторон.

Акт выполненных работ всегда составляется в двух экземплярах. Один экземпляр акта остается у исполнителя, второй – у заказчика. Данный акт может служить у исполнителя основанием к плате за произведенные работы. Заказчик имеет право отказаться от подписания акта, если он не согласен с выполнением работ. В таком случае происходит разбирательство, устранение исполнителем всех недостатков, и составление нового акта. Акт выполненных работ (оказанных услуг) не относится к первичным документам и не может служить основанием для отнесения на затраты расходов, связанных с выполнением работ.

Набор обязательных для акта реквизитов:

- наименование документа (допускаются разные вариации, наиболее распространенные: акт выполненных работ, акт приемки выполненных работ, акт сдачи-приемки выполненных работ, акт выполненных работ (оказанных услуг));

- регистрационный номер и дата составления акта;

- ссылка но номер и дату договора, по которому были проведены работы (услуги);

- наименование выполненных работ (оказанных услуг);

- общая стоимость работ (услуг) без учета НДС и с НДС;

- реквизиты исполнителя и заказчика;

- подписи ответственных лиц и печати сторон.

Платежное поручение (Приложение 4,5) – письменное распоряжение организации-плательщика банку, обслуживающему его расчетный счет, о перечислении определенной суммы с собственного расчетного счета на счет получателя именуется платежным поручением (платежкой).

Платежными поручениями могут производиться:

- расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) или депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором;

- предварительная оплата товаров, работ, услуг;

- осуществление периодических платежей.

Срок действия документы составляет 10 дней, при этом день его выписки не учитывается. Так, если поручение датировано 2 июня 2013г., то оно действительно до 12 июня 2013г.

Платежное поручение выписывается, как правило,с помощью компьютерной техники в нескольких экземплярах

Количество экземпляров платежки, которое необходимо представить в банк, зависит от того, каким образом осуществляется платеж. Если платеж осуществляется через электронную почту, то достаточно двух экземпляров платежки. В других случаях представляются четыре экземпляра (по одному экземпляру для плательщика, банка плательщика, получателя и банка получателя). Если платеж производится в пользу организации, имеющей расчетный счет в этом же банке, то достаточно трех экземпляров (плательщику, получателю и обслуживающему банку). В некоторых случаях, когда схема прохождения платежей усложняется, может быть, придется представить в банк пять и более экземпляров.

Платежное поручение составляется клиентом на стандартном бланке формы 0401060. Стандарты платежного поручения, как и других расчетных документов, прописаны с 9 июля 2012 года - в «Положении о правилах осуществления перевода денежных средств»; № 383-П от 19.06.2012года.

Платежное поручения должно содержать следующие реквизиты:

- наименование и номер платежного поручения, число, месяц и год его выписки;

- код формы по ОКУД ОК 011-93;

- наименование плательщика и получателя средств и их номера счетов;

- ИНН плательщика и получателя;

- наименование и местонахождение банка плательщика и получателя, их банковские идентификационные коды (БИК), номера корреспондентских счетов или субсчетов;

- назначение, сумма и очередность платежа;

- вид операции, подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).

Учет расходов организации. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99),утвержден приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций),являющихся юридическими лицами по законодательству РФ

 

           3. Синтетический и аналитический учет финансовых результатов деятельности организации

Финансовым результатом является итог хозяйственной деятельности организации и ее подразделений, выраженный в виде финансовых показателей, таких как прибыль (убытки), изменение стоимости собственного капитала, дебиторская и кредиторская задолженность, доход.

При ведении бухгалтерского учета информация о доходах и расходах организации, а также конечный финансовый результат ее деятельности за отчетный период отражаются на счетах, предусмотренных для этого Планом счетов и Инструкцией по его применению.

Для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности за отчетный период согласно Плану счетов применяются счета:

- 90 "Продажи";

- 91 "Прочие доходы и расходы";

- 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";

- 96 "Резервы предстоящих расходов";

- 97 "Расходы будущих периодов";

- 98 "Доходы будущих периодов";

- 99 "Прибыли и убытки".

Счет 90 "Продажи" используется для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также определения финансового результата по ним.

На этом счете могут отражаться, в частности, выручка и себестоимость:

- по готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

- покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

- товарам;

- услугам по перевозке грузов и пассажиров;

- услугам связи;

- участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности) и т.п.

Сумму выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражают по кредиту счета 90 и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывают с кредита счетов 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство" в дебет счета 90.

В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 отражают выручку от продажи продукции в корреспонденции со счетом 62. В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета продукции.

В отраслях, где фактическую себестоимость проданной продукции определяют в конце года, в течение года на счет 90 списывают плановую себестоимость продукции. По окончании года определяют разницу между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции и сумму разниц списывают в дебет счета 90 (или сторнируют) в корреспонденции со счетами, на которых учитывалась эта продукция.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 "Товары") с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 "Торговая наценка").

Бухгалтерский учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности организации (продажа товаров, производство и продажа готовой продукции и т.д.), а также формирование финансового результата по этим видам деятельности осуществляются на счете 90 «Продажи».

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производят накопительно в течение отчетного года. А именно, на субсчете 90-1 «Выручка» записи в течение года делают только по кредиту, а на субсчетах 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» - только по дебету. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Корреспонденция счетов по учету операций, связанных с формированием финансового результата от обычных видов деятельности

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Дебет Кредит
1. Отражена задолженность покупателя за проданную продукцию (работы, услуги) 62 90-1
2. Отражена сумма НДС, предъявленная покупателю продукции (работ, услуг) и начисленная в бюджет 90-3 68-1
3. Списана фактическая себестоимость проданной продукции 90-2 43
4. Списана фактическая себестоимость выполненных и сданных заказчику работ, услуг 90-2 20
5. Списаны в качестве условно-постоянных расходов общехозяйственные расходы 90-2 26
6. Списаны расходы на продажу продукции (работ, услуг) 90-2 44
7. Отражен финансовый результат (прибыль) от продажи продукции (работ, услуг) 90-9 99
8. Отражен финансовый результат (убыток) от продажи продукции (работ, услуг) 99 90-9

 

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90/5 "Экспортные пошлины" для учета их сумм.

Субсчет 90/9 предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90/1 - 90/4 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 - 90/4 и кредитового оборота по субсчету 90/1 определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывают с субсчета 90/9 на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета 90/9), закрываются внутренними записями на субсчет 90/9.

Выручка - это сумма средств, которую организация получила или должна получить от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги). Сумма выручки отражается на субсчете 90/1, если она получена от обычных видов деятельности организации, т.е. от продажи продукции и товаров, выполнения работ или оказания услуг. Для учета прочих доходов используется субсчет 91/1 "Прочие доходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Как правило, обычные виды деятельности организации указаны в ее уставе (в разделе "Виды деятельности"). Однако часто в этом разделе устава бывает записано, что организация может осуществлять "любую деятельность, не запрещенную законодательством".

В таком случае доходы считаются полученными от обычных видов деятельности, если организация получает их регулярно и их сумма превышает 5% общей суммы выручки за отчетный период.

При отражении в учете выручки от обычных видов деятельности надо сделать следующую запись:

Д-т 62 К-т 90/1 - признана сумма выручки от продажи товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг).

Отразить выручку в учете необходимо сразу после того, как право собственности на продаваемые вашей организацией товары (продукцию) перешло к покупателю (работа принята заказчиком, услуга оказана).

Как правило, это происходит в момент отгрузки товаров (продукции) или в момент передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг).

Одновременно с отражением выручки следует списать себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг) в дебет субсчета 90/2:

Д-т 90/2 К-т 41 (43, 45, 20) - списана себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

По Дебету субсчета 90/2 надо указать себестоимость только тех товаров (продукции, работ, услуг), доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90/1.

В договоре купли-продажи можно предусмотреть, что право собственности переходит к покупателю не в момент отгрузки товара, а позже (например, после оплаты товара). Договор, содержащий такое условие, называют еще договором с особым переходом права собственности. В этом случае следует отразить выручку только после получения денег от покупателя. А товары, переданные покупателю по такому договору, до момента их оплаты учитываются на счете 45 "Товары отгруженные". При этом в учете делается проводка:

Д-т 45 К-т 41 (43) - отгружены товары (готовая продукция) по договору с особым переходом права собственности.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобще

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...