Развитие древнеегипетского градостроительства
Города появляются в Египте уже в четвертом тысячелетии до н. э. как поселения ремесленников и торговцев. По сохранившимся развалинам двух городов — Ахетатона — столицы фараона Аменхотепа IV (второе тысячелетие до н. э.) и Кахуна — видно, что их строили на основе единого плана. Поскольку Египет был защищен с востока сплошной цепью укреплений, а с запада — непроходимой Ливийской пустыней, города страны обносились стенами только в периоды междоусобиц. Судя по ряду древних изображений, города имели регулярную планировку уже в конце IV тысячелетия до н. э. Раскопки в египетских городах чрезвычайно затруднены, потому что над ними слой за слоем лежат остатки более поздних поселений, а на них, в свою очередь, — стены ныне живущих городов и крупных поселков. Кахун, построенный как временное жилище строителей пирамиды, имеет прямоугольную систему улиц с однотипными в плане домами. Кварталы, где жили инженеры, врачи, офицеры, охрана, были застроены домами, имевшими также однотипную, но более богатую планировку. Город был укреплен и имел канализацию. Для строительства жилых домов наиболее часто использовался кроме обожженного кирпича сырцовый, получаемый из смеси нильского ила и соломы. Этот материал недолговечен, поэтому так мало жилых построек древности сохранилось хотя бы в руинах до наших дней. Вследствие этого развитие архитектуры приходится показывать прежде всего на примерах храмов, дворцов, крепостей и плотин, которые возводились из камня. Из древнеегипетских инженерных сооружений до настоящего времени сохранилась плотина из камня, удерживающая воду крупного водохранилища у сирийского города Хомс. Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.
Столица Эхнатона Ахетатон (Тель-эль Амарна) сохранилась в руинах потому, что фараон-отступник был проклят и все созданное при нем, разграблено и заброшено в песках. О характере жилища египтян мы знаем немало благодаря изображениям, глиняным моделям и археологическим исследованиям. Во втором тысячелетии до н. э. жилой дом имел в плане правильную прямоугольную форму с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами. Наиболее совершенные типы жилья встречаются в Фивах и в Ахетатоне в период Нового царства. В плане жилые дома квадратные или прямоугольные. Рядом с низкими одноэтажными строят дома в несколько этажей с внутренней лестницей. Жилые помещения ориентированы на север, навстречу освежающим ветрам и очень часто выходят в сад. Египтяне возводят и огромные инженерные сооружения. Это прежде всего широкая сеть каналов и водохранилищ, благодаря которым на сравнительно небольшой полоске земли вдоль Нила возникла зона цветущих садов. Египетскими строителями был сооружен также первый канал, соединяющий Красное море с Нилом, а тем самым и со Средиземным морем. Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи – спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы – знаки – картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться. Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло. Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса. По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Поскольку считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире. Для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело, поэтому искусство мумификации и строительства погребальных сооружений в Древнем Египте достигает невиданного расцвета. Мумифицировались не только люди, но домашние любимцы, зачастую имевшие собственные небольшие гробницы. Ряду божеств в качестве жертв подносились мумифицированные обезьяны, а богу Анубису – мумифицированные собаки.
Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом. Типы сооружений В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений. Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы. Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре. Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.
Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины. Храм Гора в Эдфу I – II вв. до н.э. Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца. Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина. Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Внешне погребальное сооруженее мастаба, помещалась где мумия умершего, представляла собой глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории неподалеку от городов временно живых. Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня – вечного материала, или размещаться в скальных массивах. Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры Египта. Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально – хозяйственного развития, известным по письменным источникам: · Древнее Царство – III – IV династии (3000 – 2400 гг. до н. э.) · Среднее – Царство – XI – XIII династии (2100 – 1700 гг. до н. э.) · Новое Царство – XVIII – XX династии (1584 – 1071 гг. до н. э.) · Поздний Египет (1071 – 332 гг. до н. э.) · Эллинистический Египет (332 – 30 гг. до н. э.) В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама. Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально – экономической организации подрывают консервативные устои жизни Египта.
Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов. Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях. Фивы долгое время оставались главным городом Древнего Египта, однако был кратковременный период, когда резиденция египетских фараонов была перенесена в другой, специально построенный для этой цели город Ахетатон (современная Тель — эль — Амарна). Это произошло при фараоне Аменхотепе IV (1419 — 1400 гг. до н.э.), который порвал отношения с фиванским жречеством, заменил общегосударственный культ бога Амона на культ бога Атона и переименовал себя из Аменхотепа в Эхнатона (т. е. «Угодного Атону»). Место для строительства города Ахетатона (т. е. «Горизонта Атона») было выбрано на половине пути между древней столицей Мемфисом и Фивами, на правом берегу Нила. Так же, как и эти столицы, Ахетатон располагался вдоль реки и имел большую протяженность. Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала главная дорога, проходившая параллельно реке и почти на всем своем протяжении засаженная пальмовыми деревьями. Смена прямолинейной аллеи, окаймленной ритмическими рядами сфинксов, озелененной дорогой уже сама по себе представляла большое новшество. Помимо этой дороги, которая получила название Царской или улицы Великого жреца, в центральной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть из которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направлялись к реке. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь наблюдалось постепенное развитие городов различного типа. Если первоначально городские поселения были небольшие и имели преимущественно округлую форму в плане, то в дальнейшем появились города — крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размещения строительных рабочих и рабов, построенные по регулярным планам, а также города — святилища, имевшие свои закономерности архитектурно — пространственного развития. Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного некрополя, представляли сложный конгломерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала социальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества. Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градостроительного мышления древних зодчих свойственны были географические масштабы, А если добавить к этому ориентацию храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвездия, то можно без преувеличения сказать, что в представлении древних египтян столичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного им космического мироздания. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что подтверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие градостроительства как европейских, так и азиатских стран. Города были тесно связаны с сельским хозяйством, в них жили многие крестьяне. Давление на природу, окружавшую города, резко возрастало. Мозаичные ландшафты в пригородах уступали место монокультурам. Эрозия почв стала обычным явлением. Человек 'отобрал' у природы и взял на себя функцию 'управления' преобразованными агроландшафтами. Вместе с правами была отдана и ответственность за ошибки, т.к. саморегуляция и самовосстановление - эти черты присущи только природным экосистемам. Для человеческого типа управления ландшафтом они не характерны. Города - первые антропогенно преобразованные 'техногенные' ландшафты становились экологическими паразитами среди природных экосистем. Так, Древний Рим забирал воду из всех окрестных источников в радиусе 100 км. На каждого жителя центральной части Рима расходовалось свыше 1000 литров в сутки (это в 2-3 раза превосходит водопотребление современных западно-европейских столиц). При этом, уровень транспортного обслуживания и санитарного благоустройства в городах древнего мира был низким. Так, ширина улиц в Вавилоне не превышала 1,5-3 м, а в Риме 1,5-4 метра. Колесницы, повозки, паланкины создавали пробки на Римских улицах. При Юлии Цезаре сенатом был принят специальный закон, в котором для передвижения разных видов экипажей были определены особые часы. Густонаселённые районы Рима, расположенные в сырых плохо проветриваемых низинах назывались Клоакой. В последующем это имя стало нарицательным. Плохие санитарно-гигиенические условия приводили к вспышкам эпидемий. Первая пандемия чумы 'Юстиниановая чума' возникла в VI веке в Восточной Римской империи и охватила многие страны мира. За полвека эта чума унесла около 100 млн человеческих жизней (1/3 населения древнего мира). Плохое благоустройство городов древнего мира вызывало у древних учёных стремление к выработке и обоснованию принципов оптимального градостроительства. Этим занимались Платон, Аристотель, Гиппократ, Витрувий и другие. Концепцию греческого градостроительства отражали представления Платона (V-IV в. н.э.), согласно которым город должен быть спланирован так, чтобы каждый его участок имел кратчайший выход за город, а все жители имели бы дома и в городе и вне его. Гиппократ (V в. н.э.) обосновал принципы выбора места строительства с учётом господствующих ветров и влияния их на микроклимат и здоровье горожан. Византийское градостроительское законодательство, принятое в виде 'Закона градского' определяло пространственную структуру города с учётом его взаимосвязей с окружающей местностью.
Двуречье Двуречье, или Междуречье (гре-ческая Месопотамия), т.е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древ-нейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел есте-ственные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. По своим природным данным Дву-речье не представляло собой единого ландшафтного целого, климат Двуречья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с рез-кими сменами дневных и ночных темпе-ратур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтро-пикам.
Весьма различны были по своему ре-жиму реки, питающие земли Двуречья. Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подвергалась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к на-чалу июля воды его спадали. Разлив Евфрата начинался одновременно с разли-вом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Районы нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранних этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя. История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов государств. Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образований- Вавилонии и Ассирии. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIХ-XVI вв. до н. э.) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н. э.). Ассирийское государство также имело два крупных этапа развития: первый относился к на-чалу XVIII в. до н. э., а второй - к концу XII-IX в. до н. э. Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строи-тельстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использо-вались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок-фашин того же тростника. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами. Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило воз-можности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков. Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возмож-ность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки. Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость. Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов. От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия. Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испаре-ние которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, исполь-зуемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши-наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта. Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3—4 м, и часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича; в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7—10 м. Камень, как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы. Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей, глазурован-ные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком. Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, по-этому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средст-вом защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки,
|