Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы эмпирического познания.




Методы эмпирического уровня познания представляют в основном сами способы познавательной активности. Для их реализации разрабатываются специальные программы исследований, организация наблюдений, организация экспериментов и изучение (обработка) полученных экспериментальных данных, обобщение и классификация полученных данных.

Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент (абстрагирование), индукция, фальсификация, экстраполяция(распространение результатов, полученных из наблюдений над одной частью некоторого явления, на другую его часть). Важнейший элемент эмпирического познания – факт (предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т.е. знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов). Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов.

В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте.

Источник:

В. В. Ильин Теория познания. Введение. Общие проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 168 с. — 3000 экз.

В. В. Ильин Теория познания. Эпистемология. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 136 с. — 2000 экз.

Куайн В. О. Эмпирические свидетельства

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ под ред. И. Е. Андреевского. В 86 Т. – СПб.: АО «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», 1890—1907 гг.

 

 

Тема 4. Вопрос 13. Наука и техника

 

Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмета с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.

Наука является одним из типов социокультурного творчества исторического субъекта, специфической деятельностью людей с целью получения объективных знаний об окружающей реальности. Именно знания являются главным результатом научного постижения мира как мысленного моделирования действительности (интеллектуального, понятийного и концептуального). Вместе с тем производство знаний в процессе высокоорганизованной и высокоспециализированной научной деятельности не является для общества самодостаточным. Оно необходимо для обеспечения, поддержания и развития всех сфер жизнедеятельности людей.

От техники наука отличается прежде всего своей направленностью на познание мира, а не на использование полученных знаний о мире для его преобразования.

В своем развитии техника прошла большой и трудный путь. Само понятие «техника» древнее по происхождению, чем понятие «наука». В основе своей она включает в себя умения, навыки, опыт, а также предметы, средства и способы, с помощью которых они приобретаются и проявляются. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Техника возникла вместе с «человеком умелым» (homo habelis) и долгое время развивалась независимо от научного знания и науки. В древности же техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с практикой подражания природе, магическим действием и мифологическим мировосприятием. Прогресс техники (от простейших орудий до сложнейших машин и компьютерной техники), сначала постепенный, а затем лавинообразный, не мог происходить без взаимосвязи с эволюцией научного знания и без превращения науки в культурообразующий фактор развития человечества. Переломным моментом развития техники и научного знания является Новое время(XVII-XIXвв.)

XVII век общепризнанно считается временем возникновения современной науки – классического естествознания – во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания (язык), экспериментальной проверки и самопроверки. Сформировалась и стала автономной социальная структура науки с сетью коммуникаций и общественным применением. В науке появились свои нормы и правила поведения. Создаются профессиональные научные организации (академии), печатные органы и т.д. Благодаря деятельности Кеплера, Галилея, Бэкона, Декарта, Ньютона и других ученых получила завершение новая модель мира - научная картина мира.

Следует сказать, что XVII – XIX вв. характеризуются радикальными изобретениями и инновациями, которые привели к созданию машинного производства. Были освоены новые виды энергии, появились новые виды производственной деятельности, разрабатывались и внедрялись новые производственные технологии, началось сближение науки и промышленного производства.

В течение XVIII – XX веков наука развивается в условиях научно-технической революции.

XVIII век – век Просвещения, период осмысления Ньютонова наследия. Результатом научной революции было оформление европейского классического естествознания как новой системы осмысления Космоса, а также различных процессов общественной жизни. XIX век – век промышленной революции. XX век – век научно-технического прогресса. Происходит сближение науки и техники, науки и производства. Неуклонный рост научно-технических изобретений, сокращение времени между изобретением и его внедрением к началу XX века привели к созданию нового уровня «второй природы», институализации технического знания и технического образования. Выделилась основная схема дисциплин:

1. В научном развитии: физика, химия, биология, генетика, космические исследования, гуманитарные науки и другие.

2. В техническом развитии: энергетика, транспорт, связь, технологии машинного производства, электроника.

3. В научно-техническом развитии: компьютерные и информационные технологии.

В настоящее время научное обоснование становится целесообразным и необходимым во всех сферах жизнедеятельности человека. Особо впечатляет ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь общества.

Наука и техника постоянно открывают перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире – новую близость к природе. В современном мире для человека существуют новые возможности, специфическое удовольствие от достижений науки и техники, расширение знаний о мире и самом себе.

Источник:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...