Открытие петровских ассамблей
VI учебно-практическая конференция младших школьников «В науку первые шаги» Гимназия №406 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТАНЦА В РОССИИ Выполнила: Ученица 3 «а» класса Голованова Арина Руководитель: ___________________________ ______________________________ Гимназия №406 Аксентова Татьяна Маргаровна Учитель: Неделько Наталья Владимировна Санкт-Петербург, г. Пушкин Г. ПЛАН 1. Введение. 2. Развитие форм русского народного танца. 3. Бытовые танцы в эпоху царствования Алексея Михайловича. 4. Реформы Петра I. 5. Открытие Петровских Ассамблей. 6. Этикет и правила поведения на Ассамблеях. 7. Особенности манеры исполнения западноевропейских танцев в России. 8. Заключение. ВВЕДЕНИЕ Научите меня танцевать, В ритме плавных движений струиться, В вихре звуков себя расплескать, Раствориться… и с музыкой слиться. Меня зовут Голованова Арина, с 4 лет я занимаюсь танцами в хореографическом ансамбле «Лукоморье», играю на фортепиано и очень люблю петь. Прошлым летом на празднике города я исполняла песню с элементами танца. Я очень хотела бы, чтобы культура танца принесла мне и окружающим пользу.
2. РАЗВИТИЕ ФОРМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Хоровод - народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. [1] Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям.[2] Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь) - эти танцы называют игровыми или танцами-играми.
БЫТОВЫЕ ТАНЦЫ В ЭПОХУ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Допетровская Русь жила по «Домострою» — своду правил общественного поведения, одобренных церковью и консервативным боярством. Внешне боярский быт выглядел роскошным, бояре, их жены и дети одевались в дорогие одежды из бархата, парчи, шелка, редкостные меха. Женщины украшали свои платья, кокошники и повязки жемчугом и каменьями. Но быт женщины был подчинен суровым предписаниям. В тереме на женской половине велась затворническая жизнь. Развлечения были строго ограничены: сказки мамок, песни сенных девушек, рукоделие. Выход в церковь или выезд на свадьбу были событием. Когда на мужской половине происходил прием, хозяин дома звал «хозяйку» к своим гостям. Этот обычай открывал двери терема для жены, замужней дочери, жены сына. Дочери-девушки к гостям не выходили. Вызов жены к гостю означал высокую степень гостеприимства.
РЕФОРМЫ ПЕТРА I Грандиозные реформы Петра I - это был переломный период в жизни русского народа. И все это не могло не отразиться на общественной жизни страны. Преобразования Петра коснулись всех сторон русской жизни. Петр издает законы, предписания, налагает денежные штрафы. Правила поведения устанавливаются не только для торжественных приемов, как это было раньше, но и для семейных праздников, именин, свадеб, вечеров. Вырабатывается ряд правил поведения для молодежи. Эти правила были впоследствии собраны воедино и издавались под названием «Юности честное зерцало». В них обращалось внимание на поведение в обществе, манеру говорить, держать себя за столом, носить костюм, приветствовать старших. Правила состояли из шестидесяти пунктов. Во многих из них говорилось о танцах и умении подобающим образом вести себя в общественных местах. Так, например, в одном из пунктов сказано: «Немалая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает, пока его танцевать или к столу идти с другими пригласят; ибо говорится: «смирение — молодцу ожерелье», в другом пункте говорится так: «Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах быть и тако танцевать: для того, что тем одежду дерут у женского пола, и великий звон причиняют острогами, к тому же не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов».
Во время заграничных путешествий Петр интересовался танцевальным искусством, отыскивал учителей, поощрял интерес приближенных к светским увеселениям и пляскам, сам не раз с увлечением танцевал на придворных праздниках и гуляниях. Петр старался использовать и заимствовать все, чего с его точки зрения не хватало русским. Он учился сам и посылал учиться молодежь. Подражая царю, дворяне постепенно приобщаются к новому бытовому укладу. Они выписывают из-за границы учителей танцев, которые учат молодых русских людей не только правилам «иноземного танцевания», но и манере поведения, или, как тогда говорили, «правилам учтивости и кумплементам». Петр всячески стремился внушить дворянству интерес к общественной жизни, вывести женщин из теремов, познакомить с достижениями западной культуры. Но и без влияния царя во многих дворянских домах стали заводить оркестры, устраивать музыкальные вечера. Реформы Петра ломали старый быт.
ОТКРЫТИЕ ПЕТРОВСКИХ АССАМБЛЕЙ Ассамблеи были предназначены для приобщения людей к новым формам досуга. Царь не только знал о существовании таких форм общения, как ассамблеи, но и сам бывал на них за границей. Регулярно ассамблеи в России стали проводиться с 1718 года. Летом они проводились в Летнем саду и отличались большим разнообразием, а зимой – в домах у сановников. Ассамблеи - это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по усмотрению.
По обычаю для проведения сего действа от мебели освобождались четыре большие комнаты. Первая – для танцев, следующая - для бесед, еще одна – для мужчин, которые курили табак, пили вино, и последняя – для игр в шашки или шахматы. В случае если дом не настолько большой, чтобы освободить сразу четыре комнаты, то все действа происходили в одной комнате. Однако это было очень неудобно по многим причинам. Считалось, что звуки танцев, бесед, запахи табака и спиртных напитков неуместны в дамском обществе. Ассамблеи при Петре 1 давали все придворные по очереди. Иногда царь самостоятельно решал, у кого все должны собираться в следующий раз. День и время ассамблеи разглашались придворными глашатаями, о ней извещали барабанными дробями и объявлениями, которые развешивались на каждом перекрестке. В своем указе Петр 1 кратко описал основные моменты проведения торжеств. Посетить мероприятие могли все прилично одетые люди, но не слуги и крестьяне. Женатые мужчины в обязательном порядке брали с собой жен и взрослых дочерей. По сложившейся традиции хозяин дома мог выбрать из молодых девушек царицу бала. После выбора он вручал ей живую розу. По окончании мероприятия царица передавала эту розу какому-нибудь кавалеру. Это означало то, что следующая ассамблея должна проводиться в его доме. Поначалу на ассамблеях играла духовая музыка, однако в 1721 году герцог Голштинский завез в столицу небольшой струнный оркестр, который сразу завоевал популярность у публики. С тех пор стали появляться свои музыканты, инструменты для которых завозились специально из-за рубежа. Все это было очень дорого, но вельможи были готовы к подобным тратам, ведь самых расторопных бояр царь награждал. Что касается танцев, то сначала это были обычные поклоны и приседания под музыку, а вот в дальнейшем на ассамблеях уже начали танцевать менуэт и полонез. Движения становились плавнее, а танцы – изящнее. Активным участником ассамблей был и Петр 1. Век, в котором он жил, был охарактеризован развитием культуры, новым направлением в музыке и танцах, а также костюмах и забавах. Люди постепенно приобщались к новым традициям, разучивали танцы, меняли одежду, даже по-новому начинали вести дела. Россия при Петре 1 расцветала и походила на европейские государства с их танцами, оркестрами и балами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|