Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое личный дневник, как правильно его вести




Сейчас мы подошли к самому главному вопросу, что такое личный дневник? Существует множество различных определений, но можно выделить из всего многообразия определений несколько, таких как:

Дневник - это, прежде всего, способ передачи и наследования генеалогической информации, максимально полной и достоверной информации об ушедших предках, которыми все мы, когда-нибудь станем.

Дневник - это регулярные записи о текущих событиях, впечатлениях.

Можно вести личный дневник (только для себя) или общий (для всех).

Такой дневник - увлекательное занятие, общее дело, простор для творчества…

Самая распространенная форма ведения дневника - это книжка или книжка-раскладушка. Но главное, конечно, содержание!

Существует специальная заповедь ведущего дневник:

. «Ни дня без строчки».

. Каждую запись датируй.

. Будь искренним и честным в записях.

. Если пишешь путевой дневник - точно обозначай даты, широты, места нахождения.

. Не читай чужого дневника без разрешения!

Людей, ведущих дневники, можно условно разделить на три категории:

«просто люди» - инженеры, помещики, рабочие, бухгалтеры и проч., которые привыкли регулярно записывать события своей жизни;

«политики», которые ведут дневники с тайной целью «рассказать всю правду», оправдать себя или рассчитаться с врагами в глазах потомства;

«люди искусства», в том числе - писатели, для которых дневник частенько превращался то в мастерскую, то в светскую гостиную, то в исповедальню, то в очередное сочинение, но практически никогда - просто в перечень событий.

Отдельно стоят еще несколько категорий:

дневники возрастные (детские) - ведутся особенно, если их автор несчастен в семье или интернате;

юношеские - дневники влюбленных;

старческие - предсмертные и прочие, дневники, описывающие религиозный или просто мистический опыт, дневники путешествия, одиночного заключения или наркотического «полета».

Человек, ведущий дневник, доверчив. Бесконечно доверчив. Он доверяет жизни, точнее - ее ценности, ибо, зачем иначе фиксировать мельчайшие происшествия? Он доверяет человеческой натуре, ибо - если ведет дневник для себя - верит, что прочитываемый там опыт будет иметь для него какую-то ценность. Или - если надеется на «суд истории» - для следующих поколений. Люди, ставящие под сомнение существование так называемого «реального мира», не доверяющие ничему и никому - Набоков, Борхес, Рембо, - дневников не вели. Люди, не питающие иллюзий по поводу человека, тоже.

Простейшая (и важнейшая) цель дневника - фиксация.

Следующий шаг - от «фиксации» к «свидетельству». Он предполагает уже не просто бессознательный отбор фиксируемых фактов, наоборот, этот отбор производится весьма обдуманно и тщательно.

Здесь встает важнейший вопрос: все ли авторы дневников надеются на то, что их прочтут после смерти? Ответить сложно; в любом случае многие дневники мы прочли и ни один из них, кажется, не был предназначен исключительно для собственного употребления. Речь вовсе не о том, что человек, ведущий зашифрованный дневник, который он тщательно прячет от окружающих, пишет для потомков, - иначе зачем известный только ему шифр? Дело в том, что, бессознательно, если он хочет потом сам читать собственный дневник, то не может не представить на своем месте другого, хотя бы на мгновение... Но это бессознательно. Если говорить о сознательно постулированном адресате дневников, то очевидно, что вариантов может быть только два - писать для себя и писать для других. «Дневники-свидетельства» писаны, конечно, для других, но не только они. Некоторые дневники велись не только для себя или потомков, но и для современников. Отрывки из чуть ли не самых значительных дневников прошлого века - Михаила Кузмина и Франца Кафки - авторы зачитывали вслух друзьям. Классик «дневникового жанра» Вяземский публиковал выдержки из своих записных книжек.

Сама Гинзбург обращает внимание на еще одно важное отличие. «Пишущий дневник продвигается наугад, не зная еще ни своей судьбы, ни судьбы своих знакомых. Это поступательная динамика, исполненная случайностей и непроверенных событий. Тот, кто ведет дневник, безусловно, отбирает события и мысли прошедшего дня (иначе каждая дневниковая запись стремилась бы к бесконечности; колоссальный «Улисс» Джойса - ведь только скелет, сухой конспект гипотетического полного описания одного дня!), но делает выбор из того, что случайно попало в поле зрения; он не знает, что в конце концов получится из каждой вещи и ситуации, будет ли это иметь значение для жизни его и окружающих. Автор фрагмента (как и романа, рассказа и проч.) отбирает материал, следуя логике выдуманного сюжета (или невыдуманного, но такого, финал которого ему известен).

Итак, от «фиксации» к «свидетельству», от «свидетельства» к «созданию мира» или «автопедагогике». Такова логика смены мотивации авторов дневника. Однако множество случаев не подпадают под эту схему;

 


Заключение

 

Подводя итоги всего сказанного, можно заметить, что привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остается один на один перед лицом горя или неразрешенного конфликта, утраты или выбора.

Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, умение контролировать себя, вырабатывают дисциплинированность, вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Даже не становясь литературным событием, дневник все равно - явление культуры!

«...слово - единственное, что будет жить вечно».

 


Список используемой литературы

1 К.С. Станиславский «Статьи. Дневники. Беседы. Письма»// Москва 2005г.

2 В. Ян «Путешествие в прошлое»// Просвещение 1999г.

В.Н. Житова «Воспоминания» // Москва 2000г.

Материалы с сайта www.ex.libri.ru

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...